3581

Справятся ли судьи с улицы?

В Казахстане расширяют полномочия судов присяжных: им разрешат выносить приговор по делам о пытках, авариях, рейдерстве, врачебных ошибках. Для адвокатов, правозащитников и даже для судей это хорошая новость. Но есть и те, кто этим недоволен. Кто боится народного правосудия?

Справятся ли судьи с улицы?

На задворках судебной системы

О том, что суд присяжных в Казахстане сдулся, говорят не один год. Все последнее десятилетие полномочий у него становилось все меньше. Сегодня присяжные рассматривают лишь дела о совершении особо тяжких преступ­лений. Да и то не все, а только по 14 составам. Это развязывание или ведение агрессивной войны, применение оружия массового поражения, нарушение законов и обычаев войны, геноцид в мирное и военное время. Трудно вспомнить, чтобы такие преступления совершались в нашей стране.

Есть также в списке убийство, похищение, торговля людьми и другое, но к присяжным подобные дела могут попасть, если они произошли с отягчающими обстоятельствами: в случае действия группы людей и нескольких жертв, совершения с особой жес­токостью или неоднократно. За все это дают от 10-15 лет тюрьмы до пожизненного срока.

Именно потому, что все вышеперечисленное не частое явление в нашей жизни, в Казахстане крайне редко применяется суд присяжных.

Шаг за шагом

Законом 2019 года о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, который вводится в действие с нового года, подсудность суда присяжных увеличится на 16 составов. То есть с 1 января 2023 года присяжные заседатели смогут также слушать дела о планировании или подготовке агрессивной войны, жестоком обращении с военнопленными или гражданским населением в вооруженном конфликте, незаконном изготовлении, приобретении, сбыте нар­котиков и другие.

А новым законопроектом, который сейчас обсуждается в мажилисе, с 2024 года предлагается передать присяжным рассмотрение еще 13 составов тяжких и менее тяжких преступлений.

Это: принуждение к изъятию тканей и органов человека; пытки; рейдерство; ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медработников, повлекшее смерть двух и более лиц; незаконная охота, нарушение ПДД или эксплуатации транспорта, повлекшие смерть двух и более лиц; управление транспортом в опьянении, повлекшее смерть человека. Итого через год присяжные заседатели смогут выносить вердикт по 43 составам преступлений.

Этого недостаточно

Однако эксперты-правоведы считают, что этого недостаточно и нужно распространить подсудность суда присяжных на все категории особо тяжких и тяжких преступлений. Только так правосудие перестанет быть карательным органом, почти не практикующим оправдательные приговоры.

Судите сами: по статистике, в наших судах общей юрисдикции шанс получить оправдательный приговор по уголовным делам менее двух процентов. А у присяжных - 10 процентов и больше! Так, в прошлом году присяжные, рассмотрев 59 дел в отношении 85 лиц, осудили 78, но оправдали семерых.

Правоведы предлагают распространить институт присяжных и на гражданские дела, связанные с банковскими, налоговыми, инвестиционными, экологическими спорами.

- Это позволит обычным гражданам решать споры, связанные с правонарушениями влиятельных лиц, экономических элит, крупных корпораций и правительственных учреждений. Такие процессы могут быть связаны с неэтичной коммерческой прак­тикой, злоупотреблением полномочиями и даже с промышленными авариями и техногенными катастрофами. Все это повысит возможности общества проверять надлежащее поведение госучреждений, политических организаций, могущественных коммерческих предприятий, - считает и.о. директора Центра исследования правовой политики Татьяна ЗИНОВИЧ.

Но в Верховном суде говорят, что на подобные нововведения не хватит денег. Распространение суда присяжных требует затрат на оборудование больших залов для заседаний, совещательных комнат и другое.

- Конечно, колоссальные деньги нужны. Присяжным зарплаты надо платить. Они получают 50 процентов от зарплаты судьи областного суда. И если судья в Астане получает 700-800 тысяч тенге, то надо 350-400 тысяч платить каждому присяжному, а их 10 человек на процессе. Это пять зарплат судьи. Но я тоже сторонник расширения их компетенций по большинству тяжких преступлений. Надо стремиться к этому. Вот почему люди едут в Астану за правосудием, требуют встречи с судьями Верховного суда? - размышляет председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Абдрашид ЖУКЕНОВ. - Потому что они не видят процесса в профессиональном суде: прокурор спит, адвокаты неактивные. А если бы они состязались, как в суде присяжных, тогда народ бы не ходил к нам. В суде присяжных идут большие споры, к заседанию тщательно готовятся органы уголовного преследования и адвокаты, ведь своими выступлениями они влияют на мнение присяжных. И когда народные судьи принимают решение, во многих случаях люди соглашаются с ним, ведь так решили 10 человек.

Как это работает

Ежегодно суды запрашивают у акиматов областей и мегаполисов около 200 тысяч кандидатов в присяжные - их выдвигают от каждого района, города.

Для каждого дела методом случайной выборки отбирают 10 основных и двух запасных присяжных заседателей. При этом запасные присутствуют в зале на протяжении всего процесса.

В совещательной комнате голосуют 10 присяжных и один профессиональный судья, голоса всех равны. Все они большинством голосов выносят вердикт: “виновен” или “не виновен”. Иного не требуется. После этого профессиональный судья определяет размер наказания для подсудимого.

Присяжными не могут быть граждане младше 25 лет, имеющие непогашенную судимость, признанные недееспособными, состоящие на учете в нар­кологическом или психоневрологическом диспансере, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, госслужащие, правоохранители.

Народный приговор

По словам Абдрашида Жукенова, в новом законопроекте отобраны те 13 преступлений, которые вызывают большой резонанс.

- ДТП, пытки, гибель по вине врача - эти дела очень сложно идут в суде. Рассмот­рение их с участием присяжных не позволит усомниться в объективном и справедливом исходе. Во время обсуждения с МВД, Генпрокуратурой, Минюстом мы остановились на 13 составах. Больше не могли, потому что правительство денег не дает, - говорит Жукенов.

- Это упирается только в деньги?

- И правоохранительным органам это невыгодно. Они боятся расширения, потому что суды присяжных оправдывают очень много. Если будем обсуждать расширение, они будут против, конечно. Ну не в восторге, так скажем. А судьи, конечно, не против. Это же хорошо, когда присяжные выносят решение, а судья это просто отражает на бумаге. Он защищен от каких-то подозрений!

По оценке спикера, уже с 2024 года чис­ло рассматриваемых с участием присяжных дел увеличится в десятки раз - до 300 в год и больше.

Фото Владимира ЗАИКИНА

Обвинители против!

Дальнейшему увеличению подсудности присяжных сопротивляется правоохранительное лобби. Нам удалось записать мнение прокурора по этому поводу, но только на условиях анонимности:

- Понимаете, присяжные - это люди, не обладающие профессиональными знаниями. У них познания из многочис­ленных ток-шоу и сериалов. Иногда адвокат-оратор произнесет такую эмоциональную речь, что присяжные со слезами на глазах хотят оправдать убийцу! Не забудем и о том, на чьи плечи ложится содержание суда присяжных. Налогоплательщиков! Кроме того, поток фильмов о якобы преступной деятельности сотрудников правоохранительных органов плохо сказывается на присяжных заседателях, они настроены к нам скептически. Судьи с улицы не могут быть беспристрастными!

Но адвокат Салим АХМЕТБЕКОВ называет это доводами слабых прокуроров, которые не могут убедить присяжных заседателей “хлипкими” доказательствами. Он считает, что содержание присяжных заседателей уравновешивается той экономией, когда государству не нужно содержать в тюрьме невиновного человека.

Смешанная или смешная?

А еще юристы давно выступают за введение классической модели суда присяжных. В Казахстане она смешанная:

10 присяжных совещаются и принимают решения вместе с судьей. В классической модели присяжные выносят вердикт самостоятельно, без участия профессионального судьи. Эта модель считается наиболее объективной.

- У нас есть риск, что профессиональный судья может повлиять на решение коллегии. Давление судьи необязательно выражается в грубом принуждении к принятию решения. Оно может выражаться в убеждении, манипуляции фактами, введении в заблуждение, разглашении сведений, которые не подлежат разглашению, и так далее, - объясняет Татьяна Зинович. - Переход на классическую модель увеличит доверие граждан к судебной системе, снимет социальное напряжение в сфере уголовного правосудия. Это также повысит качество следствия, прокурорского надзора и квалифицированной юридической помощи и повлияет на юридическую грамотность населения.

Центр исследования правовой политики проводил в 2017 году опрос казах­станцев, участвовавших в суде в качестве народных судей. 19,5 процента опрошенных экс-присяжных рассказали, что председательствующий судья оказывал на них давление в совещательной комнате. Татьяна Зинович обращает внимание на то, что, когда присяжные открыто заявляют об оказанном давлении со стороны председательствующего по делу, судья распускает коллегию ввиду “нарушения присяжными тайны совещательной комнаты” и может привлечь присяжных к административной ответственности. Такие факты наблюдались в Караганде и Актобе в 2016 году.

На первом этапе эксперты предлагают сохранить казахстанскую смешанную модель суда при рассмотрении всех дел о тяжких преступлениях, а для преступлений категории особо тяжких ввести классический суд присяжных.

Но для этого нужна целая реформа.

- Все это непросто. Как представитель судебной власти, я за классическую модель и депутатов призывал к этому! Считаю, что Казахстан созрел для этого. Но это только мое мнение. Если это предложение выносить на обсуждение, будут очень жаркие споры! - полагает представитель ВС Абдрашид Жукенов.

Цифры в тему

42 дела с участием присяжных заседателей окончено в 2020 году, а с участием профессионального суда - 36 851 дело. В 2021-м - 59 и 32 578 дел соответственно, а за 10 месяцев этого года - 29 и 24 725 дел.  

Тогжан ГАНИ, Астана

Опрос в тему

Почему суд присяжных не популярен в нашей стране?

- Слишком дорого обходится налогоплательщикам.

- Это невыгодно судьям.

- Сопротивляются право­охранительные органы.

- Подсудимые сами не хотят.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Более 74 процентов преподавателей, сдававших Национальное квалификационное тестирование в этом году, завалили тесты. О чём это говорит?

Сами ничего не знают, а от учеников требуют!................................27%

Вроде взрослые, а не знают, как разруливать такие ситуации............2%

Пора Министерство просвещения тоже протестировать.......................50%

Надо отменить тестирование - все равно учителей не хватает и других взять негде.............................................................21%

Поделиться
Класснуть