1979

Обойдёмся без битума

Алматинские дороги станут прочнее и долговечнее, утверждают в городском акимате

Обойдёмся без битума

Сейчас на главных улицах мегаполиса применяют полимерный асфальтобетон. Что это за новинка такая и как она повлияет на качество дорожного покрытия? И вообще, когда закончится масштабный ремонт городских дорог, узнала наш корреспондент.

Алматинские улицы испытывают колоссальные нагрузки: по ним постоянно движется не только городской и общественный транспорт, но и ежедневно в мегаполис заезжает около полумиллиона легковушек из пригорода. Вот специалисты и пришли к тому, что закатывать дорожное полотно надо по-новому.

Помозговали наши ученые с зарубежными, изучили опыт других стран, где есть интенсивное движение, и решили включить в состав асфальтобетонных смесей полимеры. По классике в ремонте дорог используют битум. Но пора, считают эксперты, применять и новые составы.

- Функцию битума в асфальтобетоне можно сравнить с клеем. В жаркие летние дни асфальтобетон в Алматы может нагреваться до плюс 60-63 градусов, а битум размягчается при температуре 47-50. Введение полимеров позволит поднять температуру размягчения выше 70 градусов, - объяснила директор департамента исследований и новых технологий научно-исследовательского и образовательного центра “Индортех” Галия ИЗМАЙЛОВА.

Причем, как обещают эксперты, полимеры сделают дорожное покрытие устойчивым не только к жаре, но и к морозам. Ну и, в принципе, оно станет прочнее. Кроме того, на дорогах будет меньше трещин и выбоин. Если опираться на республиканский регламент, учитывать дорожно-климатичес­кую зону города, добавляют в акимате, то средний ремонт дорог приходится проводить каждые пять лет. А новый способ позволит увеличить этот срок вдвое.

Пилотную технологию решили обкатать на 15 магистральных улицах: Аль-Фараби, Тлендиева, Байзакова, Абая, Тургут Озала, Саина, Толе би, Шаляпина, Манаса, Калдаякова, Курмангазы, Жумалиева, Шагабутдинова, Досмухамедова, Туркебаева. Во-первых, ремонт на них проводился в 2008-2015 годах. Во-вторых, они скоростные. В-третьих, тут всегда большой поток транспорта. Как раз то, что нужно, чтобы посмотреть на полимерный асфальтобетон в деле.

Но чтобы он уж точно сработал и дал нужный эффект, необходимо все сделать, соблюдая правильную технологию. Ведь такой асфальт закатывают летом, и чтобы он хорошо лег и застыл как надо, необходимо 36 часов. Почему так? При укладке температура такого полотна составляет 160 градусов. После того как смесь утрамбуют катки, она остывает до 140 градусов. При этом нужной крепости еще нет. Открыть дорогу для движения транспорта можно только тогда, когда такой асфальтобетон остынет до 40 градусов.

- Европейский опыт показывает: для того чтобы асфальтобетонное покрытие было стабильным и показывало хорошие результаты, необходимо перекрытие движения транспортных средств по дороге. Тогда асфальтобетонное покрытие остудится для закрепления свойств. Мы, конечно, можем открыть движение раньше, но тогда те свойства, которые необходимы для долго­срочной службы асфальта, не будут соблюдены, - пояснил директор направления асфальтобетон и битум немецкого концерна BASF Марио САНДОР.

И хотя наши улицы закатывают в ночное время, приходится ждать остывания полотен и перекрывать улицы днем. Поэтому акимат просит жителей города набраться терпения. Магистральные улицы отремонтируют до начала учебного года. А районные - до конца ноября. В целом в этом году под средний ремонт попадут 230 улиц, а это более 200 километров, что позволит увеличить дороги в хорошем и удовлетворительном состоянии до 89 процентов. А через несколько лет он вырастет до 95.

Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть