2179

Альберт РАУ: Отчитаемся перед каждым избирателем

Мажилис изменил формат работы с правительством: теперь они будут встречаться не только на правчасах и заслушивании отчета по исполнению бюджета, но и по результатам поездок в регионы. Вице-спикер мажилиса Альберт Рау в интервью “Времени” рассказал, как депутаты буквально в ручном режиме решают глобальные и мелкие проблемы в городах и селах, как парламент планирует повышать доходы населения, исправлять ошибки в жилищной политике, бороться с разбитыми дорогами и отсутствием питьевой воды.

Альберт РАУ: Отчитаемся перед каждым избирателем

- На прошлой неделе пленарка прошла очень оживленно. Министры во главе с вице-премьером Тамарой ДУЙСЕНОВОЙ в течение трех с половиной часов отвечали на вопросы, привезенные депутатами из регионов. Вы теперь всегда будете практиковать такой формат работы?

- Впервые мы внедрили такую практику в прошлом году по итогам президентских выборов. Можно сказать, что она является одной из составных частей понятия “влиятельный парламент”, потому что ранее депутаты тоже ездили по регионам, после поез­док вопросы обобщались, и на них из правительства приходили письменные ответы, которые не всегда нас удовлетворяли. Теперь будем стараться после каждой поездки проводить такие встречи с кабмином, чтобы избиратели видели, как их проблемы шаг за шагом решаются.

- Назовите топ-3 проблем, поднятых казахстанцами перед депутатами этим летом.

- Проблема номер один, конечно, водоснабжение сел и отопление городов.

На моем столе всегда лежат данные в разрезе регионов с количеством сел, где нет питьевой воды и необходимо построить водопроводы, - конт­ролирую эту программу. Так, в прошлом году мы дополнили к проекту бюджета водоснабжение 32 сел на сумму 10 млрд тенге. В этом году фракция Amanat внесла в проект бюджета поправку по выделению денег дополнительно еще на 42 села. На 1 января остается 432 села, где надо построить водопроводы. Эту работу нужно завершить до конца 2025-го. К концу этого года вода появится в 168 селах, на обеспечение остальных 264 есть два года. Поэтому мы должны вводить ежегодно водопроводы не менее чем в 150 селах.

На решение острых проблем теплоснабжения в ряде городов в текущем году много средств правительство выделило из резерва, и мы это поддерживаем. Это Экибастуз, Риддер. Например, в Рудном за лето заменено 13 километров магистральных тепловых сетей. На следующий год в проекте бюджета в целом по стране финансирование этой сферы будет увеличено.

Второй блок вопросов - транс­порт и логистика, включая состояние дорог, пассажирских вагонов и автобусов. Эти проблемы касаются многих казахстанцев. Всего парк пассажирских вагонов обновится более чем на 500 единиц: в текущем году на 50 и далее по 100 в год. Есть вопросы и по стоимости авиабилетов.

И третий блок - увеличение доходов населения, включающий не только повышение зарплат бюджетникам. В 2010 году доля оплаты труда населения в валовом внутреннем продукте составляла 34 процента, доходы корпораций - 45 процентов, а в 2022-м - 31 и 50 процентов соответственно. Чувствуете разницу? Глава государства сказал, что нужно стимулировать предприятия делиться доходами с наемными работниками, но пока мы этого не видим. Поэтому депутаты инициировали законопроект, повышающий ответственность работодателей за охрану труда, а также обязывающий их индексировать зарплату своего персонала на процент инфляции. Просто поднять минимальную зарплату и зарплату бюджетникам - это не выход. Зарплата должна расти и в частном секторе.

Конечно, спектр вопросов, которые мои коллеги ставили перед правительством, был гораздо шире - все вопросы населения важны. Среди них такие, как государственная поддержка фермеров, рост цен на социально значимые продукты, изношенность коммунальных сетей, обеспечение сельских жителей связью и интернетом, дефицит медицинских кадров, строительство и ремонт школ.

Проблему бездомных собак поднимали практически во всех регионах. О потравах посевов сайгаками - в Западно-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях. Об отсутствии или нерегулярности пассажирских перевозок в сельских районах.

Во всех регионах жалуются на сложность записаться на прием к врачу узкого профиля - ждать приходится слишком долго. Но к такому же специалисту в частной клинике или даже к этому же, но платно попасть гораздо легче. Это и проблемы малокомплект­ных школ и в целом приграничных сел.

Правильно вы отметили, что было задано около 30 вопросов, еще с десяток не прозвучали ввиду регламента. Но ведь диалог будет постоянным: правительство представило каждой партийной фракции ответы на переданные несколько тысяч вопросов - всем есть над чем работать.

- Лично вам по итогам по­ездок в регионы удалось решить какие-то проблемы?

- Когда шесть лет назад я пришел в мажилис, у меня сразу возник вопрос: почему мы ездим по всем областям, почему за депутатами не закреплены конкретные регионы? Мне ответили, что это связано с тем, что у нас нет округов, мы избраны по партийным спискам. А как же постоянная обратная связь с народом? Как объяснить избирателю, с которым ты встречался и который ждет от тебя помощи? Сейчас, например, во фракции партии Amanat решили за каждой областью закрепить группу депутатов.

Например, за мной - три города и три сельских района в Костанайской области. Объехал, как и все мои коллеги, городские котельные, проконтролировал строительство водопроводов и замену теплотрасс, проекты “Ауыл - Ел бесігі” и встретился во всех районах с участниками программы “Ауыл аманаты”.

Если говорить о конкретных кейсах, то удалось сохранить в Рудном травмопункт в многопрофильной больнице, который хотели оптимизировать. В селе Береговом уже проводят, а в селе Забеловка проведут газ. В Житикаре долго не было железнодорожного пассажирского сообщения с Астаной, теперь оно есть, и этим пользуются жители еще двух районов. Минсельхоз принял мои предложения по процедурам выделения кредитов соискателям по программе “Ауыл аманаты”. По обращению обществ инвалидов Минсоцзащиты пересматривает сроки экс­плуатации инвалидных колясок, принято решение по их ремонту. Постоянно занимаюсь вопросами заработной платы работников коммунальных предприятий, регулярно с ними встречаюсь.

- Обязательно нужно было ваше вмешательство для решения этих вопросов?

- Причины таких проблем банальны - не хватает ресурсов, финансов. Например, для ремонта дорог не хватает строительных мощностей, квалифицированных добросовестных подрядчиков. Около 300 млрд тенге выделяется на ремонт республиканских дорог и столько же - на местные. Но нет контроля качества строительства и последующей эксплуатации.

В прошлом году мы инициировали изменения в закон о транспорте об ответственности авторского и технического надзора. Они получают огромные деньги за свои услуги, но и никакой ответственности ранее не несли. Качество ремонта дорог республиканского значения проверяют сертифицированные лаборатории, но в регионах такого контроля нет, технадзор поверхностный.

Население каждый раз спрашивает: когда большегрузам запретят ездить по дорогам общего пользования. Из-за них новые дороги быстро приходят в негодность. Мне людям уже стыдно в глаза смотреть! Надо вводить полный запрет для них. Это карьерные машины, они не должны ездить по дорогам. Транспортный контроль их штрафует, но это такое поле для коррупции! Поэтому движение таких грузовиков по дорогам общего пользования нужно законодательно вообще запретить.

А вообще, это нормальная прак­тика в любой стране, когда парламентарии решают проблемы населения. Депутаты легитимно избраны, нам оказано доверие, которое мы должны оправдывать. Мы выражаем интересы наших граждан. Сам много лет проработал акимом, в правительстве и знаю, что невозможно объять необъятное, в текущей работе порой трудно разглядеть все проблемы.

- До конца этого года мажилис должен принять новые поправки в законодательстве о жилищных отношениях. Как идет эта работа? Какие основные новшества ждать казахстанцам?

- Это тоже тема встреч депутатов с населением. Жилищную реформу, напомню, в 2018 году начали из-за того, что население жаловалось на КСК. В ответ акиматы говорили только одно: это ваш председатель, вы его выбрали, к нам какие вопросы... А жильцы просто не знали, как его переизбрать. Требовалось общее собрание всех жильцов 500 или 1000 квартир, а это тупик... Жалобы и проблемы нарастали.

Смысл жилищных новшеств был в том, чтобы обеспечить прозрачность, чтобы у каждого дома были отдельные счета. Но мы не могли обязать людей переходить на новые формы управления домами. То есть реформа часто проходила только на бумаге, это надо признать. Тогда было принято решение оставить жильцам право выбора - КСК или ОСИ, но с внедрением для КСК единых норм, например, о том, что любое решение, та же трата средств из накопительного счета, реализуется только после онлайн- или офлайн-голосования - необходим 51 процент голосов. То же для легитимности выборов.

Обязательный счет на каждый дом, ежемесячная отчетность. Сегодня КСК - это общий котел, куда взносы поступают от разных домов в разном объеме, но при этом тратятся они на всех поровну. Нет уж, затраты с накопительного счета должны быть с согласия каждого жильца. В лифте моего многоквартирного жилого дома, в котором зарегистрировано ОСИ, всегда висит отчет о всех доходах и расходах.

В родном Лисаковске заходил в подъезды пятиэтажек и, к своей радости, видел там отчеты об остатках на начало месяца на текущем и накопительном счетах, задолженность по взносам, поступления и траты. Такого никогда не было, но постепенно привыкают. Так должно быть повсеместно, это требование закона! Во всех трех костанайских городах летом встречался с председателями КСК и ОСИ, обсуждали разработанный законопроект по совершенствованию их деятельности.

Таким образом, основные принципы жилищной политики - легитимность, отчетность и два отдельных счета (текущий и накопительный) - должны распространяться и на КСК. Проблемы в этой сфере надо законодательно урегулировать. К старым принципам мы не вернемся - будет профессионализм в управлении. Законопроект сейчас на рассмотрении правительства, надеемся, скоро мажилис начнет над ним работать.

- В этом созыве парламента депутаты активно критикуют министров, акимов, даже переходят на личности. Усилилась ли конкуренция между мажилисменами? Насколько изменилась работа палаты и внутренняя атмосфера?

- В этом году после выборов на первом заседании нашей фракции я поздравил коллег, подчерк­нув, что с сегодняшнего дня у всех начинается новый избирательный цикл - работать на следующие выборы. А лучшая подготовка к следующим выборам - выполнять свои предвыборные обещания. Конкуренция обостряется, потому что приоритет каждой партии - выполнение взятых на себя обязательств. Это и есть конкуренция, конкуренция в интересах наших сограждан, наших избирателей.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть