4325

“Мы достигли критической точки...”

Отсутствие преемственности, малоэтажная застройка и травма алматинцев. Обсуждаем новые планы развития Алматы с председателем общественного объединения Urban Forum Адилем НУРМАКОВЫМ

“Мы достигли критической точки...”

- Адиль, за год в Алматы приняли несколько градообразующих документов: генеральный план до 2040 года, мастер-план развития транспортного каркаса, а в январе - планы детальной планировки (ПДП)городских районов. Все они нужны. Но вам не кажется, что в какой-то момент акимат начал форсировать события?

- Эти документы действительно крайне необходимы Алматы. И то, что они появились, можно только приветствовать. Довольно долго город жил без генплана, и все мы теперь видим, к чему это привело. Я бы не сказал, что их разработали слишком быстро. Все-таки подготовка шла несколько лет до того, как приняли решение разрабатывать генплан.

Что касается его обсуждения, акимат предпринял попытку сделать это более-менее открыто. Год назад несколько дней в “Алматыгенплане” собирали жителей и рассказывали, по какому сценарию теперь будет развиваться наш город. Происходившее сложно назвать полноценным обсуждением. Если вы хотите получить обратную связь от горожан, то разместите в открытом доступе все материалы, дайте людям время их изучить. Получите замечания, учтите их. Соберите жителей и экспертов еще раз, причем отдельно, потому что в силу отличия компетенций они разговаривают на разных языках.

Никто не то чтобы не умеет проводить полноценные обсуждения, а не хочет учиться это делать. Потому что иначе придется менять проект (может быть, даже значительно), но тогда разработчик уже не сможет полностью контролировать процесс. А ему нужно все сдать к установленному акимом и правительством сроку. 

- Что можно сделать сейчас?

- Опубликовать ПДП районов в открытом доступе, максимально их детализировать, зонировать, определить функциональное назначение свободных участков, чтобы каждый алматинец мог зайти в интернет, найти то мес­то, где он живет, и понять, как оно может измениться. Горожане должны иметь право голоса на тот случай, если что-то пойдет не так.

- Генеральный план и ПДП не истина в последней инстанции. Эти документы тоже можно корректировать, как делали раньше. Никто не мешает чиновникам договариваться с застройщиками: в ПДП района обозначен парк, а мы после разговора с нужными людьми на его месте ЖК построим. Такой сценарий тоже не исключен.

- Не исключен, но сейчас изменить функциональное назначение земли станет сложнее хотя бы потому, что в Алматы появился градо­строительный совет. Это один из фильтров, который должен защищать от подобных фактов. Да, он не идеален, есть пространство для того, чтобы его усовершенствовать, и тем не менее он работает.

- Градостроительный совет - это лучше, чем ничего, вы правы, но и к нему есть вопросы. В прошлом году закрыли информацию по проектам будущих ЖК, обосновав это коммерческой тайной. Теперь горожане не могут видеть, какие именно комплексы планируют строить в городе и какие конкретно изменения внес градсовет. В совете заседают люди, компании которых тесно сотрудничают с акиматом. Насколько он независим? 

- Преимущество градостроительного совета в том, что это коллегиальный орган, в нем представлены не только архитекторы и градостроители, но и урбанисты, экологи, специалисты по архитектурному наследию и т. д. Да, конфликта интересов, о котором вы говорите, никто не исключает, но, мне кажется, основная проблема работы град­совета в том, что горожане не видят, что именно делает каждый из его участников.

Нет персональной ответственности, только коллективная. Нет протоколов голосования в открытом доступе, только решения: “принято”, “отказано”, “внести изменения”. А какие именно изменения? Как было и стало? Поэтому у алматинцев и возникают сомнения в легитимности градостроительного совета и обоснованности принимаемых им решений.

- Руководители в Алматы периодически меняются. Каждый аким придумывает что-то свое и спокойно ставит на паузу или вовсе отказывается от проектов, которые обещал предшест­венник, - с преемственностью у нас плохо. Насколько велик риск, что следующий аким может внести серьезные корректировки в те планы, о которых мы с вами говорим?

 - Преемственность у нас сильно хромает. И у меня нет ответа на вопрос, где гарантия, что следующий аким не переделает то, что предлагал предыдущий. Давайте вспомним: Бауыржан БАЙБЕК принял программу развития Алматы, которую обсуждали еще до его прихода. Бакытжан САГИНТАЕВ чуть-чуть ее переделал, появился тренд “город без окраин”, какие-то проекты заморозил (например, ЛРТ). Пришел Ерболат Досаев и решил, что нужно все начать с нуля. Появилась новая программа развития города, потом генплан и т. д. Мы вообще всегда выступали за то, чтобы привести в порядок нормативно-правовую и градостроительную базу. Теперь она есть…

- Акимат обещает вернуться к малоэтажной застройке - в пять-шесть этажей. Но застройщики сейчас строят где хотят и как хотят. С трудом верится, что они согласятся с новыми правилами. Действует запрет на уплотняющую застройку, но она продолжается. Спрашиваешь у чиновников: “Почему?” Ответ один: “Проекты были согласованы до того, как ограничения вступили в силу”.

 - Я надеюсь, что эта отговорка перестанет работать с этого года, а застройщикам поставят жесткие условия. Все зависит от акимата. Изменятся правила игры, они будут строить дома в пять-шесть, а не в 15-20 этажей. Строительные компании в любом случае не потеряют выгоду: уменьшат квадратуру, увеличив количество квартир, будут сокращать расстояние между домами, искать другие форматы реализации объектов, например предлагать арендуемые апартаменты.

Повлияет ли это на цены на жилье? Они в любом случае продолжат расти, как это происходит в экономически активных городах, независимо от того, введем мы правила малоэтажной застройки или нет.

- Я с трудом верю, что все эти планы воплотят в жизнь. Будут ограничивать застройщиков, развивать общественный транспорт, в первую очередь думать о комфорте жителей. Просто нам так давно и так много обещают, а потом не делают, что уже нет никакой на­дежды, что в этот раз получится иначе.

- На самом деле подобные ощущения испытываете не только вы. Можно сказать, это травма. Алматы долгое время развивался хаотично, без учета интересов горожан, альтернативных мнений. Обещания не исполняли либо исполняли в таком виде, что лучше бы вообще ничего не делали. Итог - разочарование.

Люди ждут качественных изменений, основанных на системном подходе к решению городских задач, которые долгое время откладывали. Если же опять со сменой акима в городе произойдет институциональная амнезия и новый руководитель начнет перекраивать старые планы или придумывать новые, это будет очень печально. Тогда Алматы, наверное, вряд ли оправится, потому что по многим показателям мы достигли критической точки.

Оксана АКУЛОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть