6949

Возле акимата будет платный паркинг

Айдын КЕРИМБЕК, представитель акимата Алматы - о платных автопарковках

Кому алматинцы платят за парковку на частных автостоянках? Кто владеет компанией RR2, выкупившей 70 процентов доли “Алматы спецтехпаркинг сервис”? Когда платный паркомат появится возле городского акимата? Об этом мы расспросили одного из разработчиков проекта системы платных парковок, замруководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы Айдына КЕРИМБЕКА (на снимке). Его интервью мы публикуем, что называется, без купюр.

- Наверное, все уже смирились с тем, что в Алматы все же организуют систему платных парковок авто. Все согласны с тем, что нужно решать и экологические, и транспортные проблемы города. Но чего алматинцы понять не могут - так это того, почему они должны платить за парковку частной компании, которая к тому же претендует на львиную долю доходов - аж 70 процентов!
- В конкурсе на доверительное управление “Алматы спецтехпаркинг сервис” участвовали две компании, обе казахстанские. До этого к нам поступали предложения от корейцев, немцев, приезжали ребята из Казани и Краснодара. Они до сих пор заинтересованы в сотрудничестве с нами, но их программы инвестирования отличались от тех, что предложили наши соотечественники. Иностранцы просто хотели продать нам технологию, биллинговую систему для парковки, в которой аккумулируется вся информация. Она очень дорого стоит. Но мы создали свою платформу в “Алматы спецтехпаркинг сервис”, теперь у нас собственная биллинговая система.
- А везде пишут, что платформа российская...
- Это - да. Платформа российская, но сделанная совместно с казахстанской.
- Соответственно, и деньги идут в Россию?
- Нет, не идут. Это алматинская программа, созданная за счет средств инвесторов. Да, сама база взята из России. Почему? Потому что она во многом совпадает с тем, что нам было нужно - в наших странах похожи госномера автомобилей, законодательство. Если бы мы взяли английскую биллинговую систему, нам бы полностью пришлось ее менять. Хотя нам предлагали и такие проекты. Чтобы избежать лишних расходов, мы все подсчитали заранее и отказались.
Сейчас мы максимально стараемся экономить, чтобы проект быстро окупил себя. Допустим, возьмем 64 парковочных места, которые сейчас функционируют на улице Зенкова. Доход от них в среднем равен 25-30 тысячам тенге в день. Примерно 3600 тенге уходит на налоги, оставшиеся от этой суммы 30 процентов будет получать бюджет. А что касается 70 процентов... В январе мы объявили конкурс на доверительное управление. В нем участвовали две компании: одна из них - ТОО “RR2”, название второй не помню - оно очень длинное.
- Почему тендер выиграла компания RR2?
- У нее условия были лучше. Ведь она не просто устанавливает паркоматы, но еще будет содержать подземные переходы, штрафстоянки, сохранит работу всем сотрудникам “Алматы спецтехпаркинг сервис”. Раньше парковщики (т. н. “зеленые жилеты”. - О. А.) получали 70 тысяч тенге, сейчас их переучивают в инспекторов, и они уже зарабатывают 120 тысяч.
- А кому принадлежит эта компания?
- У ТОО “RR2” два учредителя: ТОО “Компания по управлению активами “Алмалы” и ТОО “Almaty CPS”. Они сначала выработали концепцию, презентовали. Все это рассматривала комиссия. Мы долго обсуждали этот вопрос и только через десять дней приняли решение.
- Вы знаете, кому принадлежат фирмы - учредители ТОО “RR2”?
- На egov (сайт egov.kz. - О. А.) есть информация, там фамилии указаны, но конкретно я их не знаю. Например, у компании Almaty CPS учредитель - некий АХМЕТОВ. Я его реально не знаю.
- А у первой компании?
- Это известная личность, вы же сами знаете: Кайрат БОРАНБАЕВ. Казахстанский инвестор, человек, который живет в Казахстане и - самое главное - инвестирует в нашу страну. Да, мы знаем, что он владеет торговым центром “Алматы”, “Бекмамбетов синема”, футбольным клубом “Кайрат”... Но вы посмотрите в корень вопроса! Если это был бы какой-то иностранец, вряд ли он вкладывал бы деньги в развитие футбола, в “Кайрат”. Посмотрите, каких успехов достигла команда! Сейчас она на первом месте (в чемпионате страны “Кайрат” сейчас занимает второе место. - О. А.). Реально же? А до этого она где была?
- Речь не об этом. Есть информация, что компания Almaty CPS, которая принадлежит человеку по фамилии...
- Ахметов...
- …о котором вы ничего не знаете, - так вот, говорят, что она связана с родственниками нашего акима.
- Первый раз об этом слышу! Реально первый раз.
- Речь о том, что родные и близкие Бауыржана Кыдыргалиевича БАЙБЕКА якобы имеют к ней отношение.
- Да нет, вы прекратите! Я думаю, там нет никакой связи - между акимом и теми людьми.
- А второй учредитель...
- Да, он (Кайрат Боранбаев. - О. А.) известная личность...
- Так вот, люди спрашивают: почему мы должны платить за парковку частным лицам?
- Во-первых, мы же не платим сейчас, сразу. В современном мире - в Корее, Японии... Вы знаете, сколько в Японии стоит парковочное место? Были в Японии?
- Я не была в Японии, но знаю, что оно стоит около 2000 тенге в час на наши деньги. По-моему, 1700...
- Вот! 1700.
- А вы знаете, какая там средняя зарплата?
- Да, я знаю, какая там средняя зарплата. Ближе возьмем: город Краснодар. Уровень доходов приблизительно одинаков с Алматы. Там час парковки стоит 80 рублей (это около 400 тенге; сейчас час парковки в Алматы стоит 100 тенге. - О. А.). На эвакуаторе машину забрать - 5600 рублей, еще и штраф сверху - 8000 рублей.
- То есть вы все это к тому, что парковка в Алматы стоит дешево? Но ведь ничего не мешает акимату через полгода поднять эту цену. И даже господин Байбек об этом говорил. Все возможно, правильно?
- Время покажет. Давайте скажем так: у нас приоритет идет - электромобили. Парковка для них бесплатная.
- Сколько в Алматы электромобилей? Пять?
- 42 зарегистрировано. Мы же стимулируем, понимаете? Я сам хочу пересесть на электромобиль. Второе - для резидентов. Мы вообще сейчас рассматриваем вопрос, чтобы парковка для них была бесплатной. Вот ты живешь в доме, возле которого есть паркинг. Мы даем на одну квартиру два места на парковке. Сейчас все это доработаем, правила оформляем. В Москве для резидентов есть абонентская плата, мы так не хотим.
- Вы ведете к тому, что система платных парковок будет приносить не такие уж великие деньги? Сейчас, понятно, суммы небольшие. Но к концу года таких парковок будет 56, это примерно 2000 машино-мест - в 30 раз больше, чем сейчас, и количество денег возрастет.
- Те средства, которые поступают, инвестор не может сразу взять и положить себе в карман, он будет их реинвестировать, заниматься благоустройством. У нас ведь появятся и парковки площадочного типа. Мы снесем старые и на их месте оборудуем современные автоматизированные парковки.
- Хорошо, ТОО “RR2” выкупило у акимата свою долю за 131 миллион тенге. А каков размер инвестиций?
- Согласно концепции, 13 миллиардов 800 миллионов тенге. Они пойдут на организацию десяти площадочных и 56 парковок вдоль дорог. Будут строиться много­уровневые паркинги - это недешевое удовольствие. Первый из них должен появиться на проспекте Абылай хана, возле КБТУ - уже есть проект.
- А в концепции написано, какую прибыль будет получать компания?
- Эти цифру просчитывало управление финансов, потому что документ рассматривала комиссия. Это не то, что кто-то выбрал эту компанию единолично.
- И какая же это цифра?
- Не знаю, потому что я не член этой комиссии. Но вскоре мы подготовим ответ на этот вопрос и озвучим цифры.
- Айдын, когда шел конкурс и комиссия выбирала компанию, наверное, большую роль сыграло то, что за ТОО “RR 2” стоят такие серьезные люди?
- Нет, на это мы не обращали внимания. Для нас было принципиальным сделать единую автоматизированную систему парковок. Самое главное, чтобы там не было человеческого фактора. Я думаю, люди поймут нас правильно.
Вот вы без конца задаете вопросы: финансы, финансы. Мы же стараемся, чтобы все было прозрачно! Счет мониторим, на парковках дают чеки, в департамент госдоходов поступает налог.
- Я - алматинка. Где я могу посмотреть, как распределяются средства, полученные от платы за парковку?
- Давайте мы это доработаем, чтобы алматинцы через сайт “Алматы спецтехпаркинг сервис” видели поступление денег и их расходование. Думаю, это будет правильно. Это произойдет не сегодня-завтра. Но вы правильно говорите: нужно, чтобы публичность была. Все должны знать, куда государство тратит деньги, полученные от парковок.
- Есть предложение поставить такой паркомат возле акимата. Вы как к этому относитесь?
- Мы собираемся это сделать. Он будет стоять чуть ниже здания акимата, там проходит небольшая улочка, на которой паркуются все машины. Те, кто работает в акимате, пусть пересаживаются на автобусы. Паркомат появится там до конца года.
- А почему бы не сделать его непосредственно на площадке, на которой стоят машины руководителей города?
- Там ограниченный заезд. Туда заезжают только машины со спецномерами.
- Так люди и хотят, чтобы они платили!
- Но ведь это государственные машины. А площадка перед акиматом - режимный объект.
- То есть парковка будет платной для посетителей акимата и ваших рядовых клерков?
- Да, пусть они оплачивают. Я тоже готов платить. Мы за экологию. Платная парковка нужна не для того, чтобы обдирать людей. Это дополнительные заградительные меры, которые должны выдавить машины с наших улиц. Думаю, со временем люди увидят, что ситуация меняется к лучшему, и поймут, зачем нужны платные парковки.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Алмаза ТОЛЕКЕ, Алматы

Кстати

 В большинстве стран мира организацию системы платных парковок берут на себя местные муниципалитеты. Сначала они вкладывают в проект деньги, а потом сполна получают прибыль, которую расходуют на обустройство города и обновление парка общественного транспорта. Например, в Москве, на опыт которой сейчас опираются власти Алматы, оператором этой системы является ГКУ “Администратор Московского парковочного пространства”. Но в акимате Алматы денег на реализацию этого проекта не нашлось, сейчас бюджет живет в перманент­ном режиме экономии.

Поделиться
Класснуть