4426

“Дальше баурсаков мы не пошли”

Лидер народных коммунистов в мажилисе уверен: перераспределение государственных полномочий расширит власть народа и депутатов, а исполнительную ветвь научит брать ответственность на себя

Владислав КОСАРЕВ (на снимке) утверждает, что знает, почему цены на продукты питания в Казахстане растут как на дрожжах и почему страна никак не может наладить экспорт. Своими соображениями на эту и другие актуальные темы депутат поделился в интервью газете “Время”.

- Владислав Борисович, сегодня казахстанцев все больше тревожит неудержимый рост цен на продукты питания. Вот недавно сенатор Дарига НАЗАРБАЕВА допытывалась у вице-министра сельского хозяйства Кайрата АЙТУГАНОВА, почему при регулярном субсидировании субъектов агропромышленного комплекса ценники в магазинах меняются только в сторону увеличения. Неужели этот процесс нельзя остановить?
- Продукты в нашей стране дорожают потому, что государственные органы работают заодно с теми, кто поставляет свою продукцию на рынок. Сегодня тонна пшеницы на мировом рынке стоит 110 долларов - порядка 35 тысяч тенге, а внутри страны в три раза дороже! Почему государство не отрегулирует это? Это же сумасшедший обман населения! Сельчане отдали свои земли зерновым компаниям, которые получают урожай и втридорога продают пшеницу жителям сел. А должно быть так: взял у людей землю - отдай им 5-7 процентов от собранного урожая. Тогда сельчане получали бы порядка полутора миллионов тонн зерна в год и у них бы отпала нужда покупать хлеб в городе.
Я как-то поинтересовался у пекарей из одного села в Северо-Казахстанской области, где они муку закупают. Оказывается, в Кокшетау - аж за 250 километров! А почему? Местный сельский магнат не дает людям пшеницу, которую, по идее, положено отдать в качестве платы за аренду земли. В итоге они вынуждены мотаться за мукой в город, неся огромные издержки. Это одно из тысяч доказательств того, что у нас в стране не налажено социально ответственное производство.
- А как его наладить?
- Нужно установить норму прибыли для компаний, обеспечивающих социальные нужды населения. Например, у производителей продуктов питания прибыль должна составлять не более 8 процентов, а все, что свыше, отдай государству! Тогда не будет погони за сверхприбылью и накрутки цен.
Кроме того, чтобы не зависеть от импорта, Казахстану нужно развивать собственное производство. Мы можем производить огромное количество макаронных изделий, печенья. А что на деле? Китай завалил наш рынок своей лапшой, а Украина - печеньем. Мы же дальше баурсаков не пошли, никак не можем запустить массовое производство мучных изделий, которые можно было бы продавать за рубежом!
Глава государства неоднократно говорил об увеличении экспортного потенциала, но воз и ныне там. В Казахстане огромные просторы, на нашей территории можно засеять столько пшеницы, что хватит полмира прокормить. А мы экспортируем всего лишь 8 миллионов тонн в год. Мировому зерновому рынку конкуренция с Казахстаном не нужна, поэтому они ограничивают наши поставки на мировой рынок.
И знаете, что самое ужасное? В правительстве есть чиновники, которые поддерживают устремления наших иностранных конкурентов на мировом рынке. Думаю, это и есть пятая колонна, о которой говорил президент на недавнем расширенном заседании кабинета министров.
- Какую же выгоду получают те, кто, по вашим словам, потворствует нашим зарубежным конкурентам?
- Наше государство строит капиталистическое общество и поддерживает международные предприятия. Страна работает на крупный капитал, чтобы заручиться иностранной поддержкой. А правительство способствует тому, чтобы сельское хозяйство развивалось только в крупных компаниях. Им колоннами доставляют новейшую технику, без проблем растаможивают, а крестьянские подворья тем временем влачат жалкое существование.
Думаете, почему у нас 9 миллионов гектаров пашни пустует? Да потому, что зерновые компании Запада лимитируют казахстанский экспорт и грозят перекрыть кислород в случае больших поставок с нашей стороны. Наши базары переполнены китайскими яблоками и узбекскими помидорами, а мелкие казахстанские сельхозпроизводители не могут вывезти продукцию на внутренний рынок, потому что им чиновники перекрывают все пути.
Аграриям одно время выдавали дотации из государственного бюджета: на выращивание одного саженца яблони - 180 тенге, вино­града - 130 тенге. Потом какой-то умник из кабмина предложил давать дотацию в размере 40 процентов от полученного садоводом дохода. И к чему это привело? Люди в погоне за прибылью и, соответственно, дотациями стали накручивать цены. После этого в правительстве опомнились и вновь стали выдавать дотации на каждый выращенный саженец: за яблоню - 17 тенге, виноград - 13 тенге. Но это же насмешка! Людям вяжут руки финансовыми порогами. А при грамотной политике государство спокойно может лет на пять установить стабильные цены на продукты.
- Сегодня у многих складывается впечатление, что государство пытается изыскать лишнюю тыинку в карманах народа, вводя систему обязательного медицинского страхования (воспринимаемого как социальный налог) или ту же обязательную временную регистрацию. Все это происходит на фоне растущих цен и порядком ухудшившегося финансового положения граждан, что в свою очередь вряд ли способствует снижению социальной напряженности...
- Ну, вообще-то государство всегда заглядывает в карман народа. Но при этом оно должно еще и открывать возможности каждому человеку, а не бить по рукам.
Что же касается обязательной временной регистрации, то это крайне необходимая мера, потому что система контроля за внутренней миграцией у нас организована из рук вон плохо. В Астане некоторые сдают по 40-50 квартир! Бизнес на аренде жилья должен конт­ролироваться государством.
Пора наводить порядок и с долевым строительством. Тысячи дольщиков остались обманутыми из-за коррупции во властных кругах и рэкета в акиматах! Межведомственные комиссии по вопросам долевого участия в строительстве, возглавляемые заместителями акимов, - это, по сути, пособники мошенников: они стараются помочь выкрутиться и не сесть в тюрьму тем, кто обворовал народ! Рэкет в местных исполнительных органах развернул крылья и давит на население, и он уж наверняка находит поддержку в высших правоохранительных и государственных органах. Я могу привести сто таких примеров и назвать конкретные фамилии, но, разумеется, делать этого не буду - пока еще жить хочу.
- Одна из обсуждаемых тем сегодня - перераспределение полномочий между ветвями власти. Наш народ уже привык к “суперпрезидентской” форме правления и с некоторой опаской относится к предстоящей реформе. Вы не находите?
- Думаю, причин для переживаний здесь нет. Перераспределение полномочий направлено на то, чтобы расширить власть народа, депутатов парламента и маслихатов. У народных избранников будет больше рычагов, чтобы помогать обществу. Президент ведь не может дойти до каждого, хотя он, безусловно, остается верховным арбитром.
В мажилисе мы сейчас рассматриваем законопроект о местном самоуправлении, который даст акимам сельских округов право самостоятельно распоряжаться бюджетом. Однако разработчик законопроекта - Министерство финансов - придумал весьма мудреную схему контроля за сельскими акимами. Это может затормозить весь процесс! А почему бы сельскому округу не отдать соответствующие полномочия? В советское время сельский совет и землей распоряжался, и дороги строил, и за школы с больницами отвечал. А сейчас мы со скрипом передаем акимам сельских округов их казну, потому что привыкли к жесткой вертикали власти. Она уже прочно засела в наших головах.
Теперь исполнительной власти нужно научиться самостоятельно принимать некоторые решения и брать на себя ответственность, но многие чиновники этого делать, к сожалению, не умеют, а чаще всего - не хотят. Но есть замечательная поговорка: не можешь - научим, не хочешь - заставим. Да сама жизнь заставит! Такова логика развития нашего общества.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть