7497

Хватит сливать миллиарды долларов в канализацию!

Производство судового топлива из уникальной атырауской нефти может приносить бюджету 2 миллиарда долларов в год

После длительного периода снижения спроса на углеводороды в сыром виде как никогда актуальна тема пополнения бюджета. Для этого в стране принято большое количество программ по развитию предпринимательства, открытию совершенно новых промышленных проектов. Однако выполнение указанной задачи вполне возможно в “классических” для Казахстана секторах экономики путем более рационального использования наших богатств. Согласно мировой табели о рангах Казахстан входит в так называемую группу стран с невысоким качеством нефти, продаваемой по небольшой цене. В редакцию обратился предприниматель, исследователь и инвестор Алмаз КУЖАГАЛИЕВ (на снимке), чтобы убедить всех нас в обратном.

Казахстанская нефть
По итогам 2016 года в Республике Казахстан добыто 78,04 миллиона тонн нефти, из них на отечественных НПЗ переработано 14,48 миллиона тонн, еще более 54,5 миллиона тонн отправлено на экспорт. В экспорт­ные нефтепроводы сливается большая часть добытой в Казахстане нефти независимо от качества: легкая и тяжелая, сернистая и низкосернистая, парафинистая и не очень. В результате смешения на другом конце экспорт­ного нефтепровода, в портах Ленинградской области Российской Федерации, казахстанские недропользователи получают фактически российскую экспортную нефть Urals. При этом казахстанские недропользователи сдают в трубу в том числе:
а) около 2,5 миллиона тонн ультранизкосернистой нефти с содержанием серы до 0,07 процента;
б) около 30 миллионов тонн низкосернистой нефти с содержанием серы до 0,5 процента.

Экология и мировой океан
Мировой рынок тяжелого судового топлива составляет около 370 миллионов тонн в год. В основном это остатки нефтепереработки (мазут) с содержанием серы 3,5 процента. В результате всего 90 000 крупнотоннажных судов выбрасывают в атмосферу больше серосодержащих отбросов, чем все автомобили мира вместе взятые. Человечество осознало эту проблему еще в начале 2000-х годов и начало принимать меры на уровне Организации Объединенных Наций. С 1 января 2020 года содержание серы в судовом топливе во всех водах Мирового океана не должно превышать 0,5 процента. За нарушение экологических требований к качеству судового топлива предусмотрены огромные штрафы.

Эволюция рынка судового топлива
В результате введенных с 1 июля 2015 года экологических ограничений в портах Балтийского и Северного морей ультранизкосернистый мазут (ULS FO - ultra-low sulfur fuel oil) практически сравнялся по цене с гидроочищенным дизельным топливом (MGO - Marine Gasoil). В конце 2016 года разница цен на МGO и ULS FO составляла до 20 $/mt в разных портах Северо-Западной Европы.
В отличие от автомобильного двигателя от судового дизеля требуется не скорость (обороты), а максимальный крутящий момент. В океанских крупнотоннажных судах дизели достигают размеров 3-этажного дома и потреб­ляют в сутки 2-3 тысячи тонн тяжелого судового топлива. Максимальную мощность такой дизель, как правило малооборотистый, может выдать только на тяжелом топливе. 95 процентов вновь строящихся крупнотоннажных судов в качестве основной силовой установки имеют малооборотистые дизели, использующие в качестве топлива мазут, газойль и их смеси.
После 1 января 2020 года в портах мира будут востребованы, как минимум до 2045 года, два вида судового топлива:
а) судовое топливо марок МGO и ULS FO с содержанием серы до 0,1 процента, которое можно будет использовать в 200-мильной прибрежной зоне;
б) судовое топливо марок МGO и LS FO с содержанием серы до 0,5 процента, которое будет использоваться за пределами 200-мильной прибрежной зоны.
У кого есть экологически чистое судовое топливо?
Судовладельцы обеспокоены тем, что в 2020 году будет невозможно заменить 370 миллионов тонн тяжелого судового топлива с содержанием серы 3,5 процента на экологически чистое. Технологий очистки мазута от серы пока нет. Замена мазута на дизтопливо обусловлена снижением силовой мощности, что сопровождается уменьшением тоннажа корабля, а это не очень выгодно судовладельцам. Для эффективного производства тяжелого судового топлива нужна тяжелая низкосернистая нефть. Низкосернистые сорта нефти в мире есть, например нигерийская Bonee Light (легкая) и ливийская легкая, которые содержат бензиновые фракции и эффективны для производства автобензинов. Российские сорта тяжелой нефти, как правило, сернистые, так как сера концентрируется именно в тяжелых фракциях нефти: башкирская, ромашкинская (Татарстан). Правило “тяжелая нефть - сернистая нефть” действует по всему миру, за исключением одной страны. В этой стране нефть является одновременно низкосернистой (даже ультранизкосернистой) и содержит минимальное количество бензиновых фракций. Но эта страна находится в отдалении от Мирового океана. Эта страна - Казахстан. У нас добывается нефть с содержанием серы от 0,022 до 0,5 процента и с содержанием бензиновых фракций до 16 процентов. То есть в недрах нашей страны залегает фактически экологически чистое судовое топливо.

Где добывают уникальную нефть?
На месторождениях Жана Макат и Восточный Макат в Атырауской области ежегодно добывают 300 000 тонн такой уникальной нефти с ультранизким содержанием серы (до 0,03 процента). Эта нефть уникальна тем, что при ее переработке на НПЗ вырабатывается 96 процентов дорогостоящего судового топлива:
а) 47 процентов дистиллятного судового топлива экологически чистой марки DMX (класс “Арктика”), по международному стандарту ISO 8217-2010. Marine Fuel, S<0,01 процента.
б) 49 процентов остаточного (тяжелого) судового топлива экологически чистой марки RMD, по международному стандарту ISO 8217-2010. Marine Fuel, S<0,05 процента.
Благодаря ультранизкому содержанию серы и уникальным низкотемпературным свойствам судовое топливо, выработанное из нефти Маката, котируется в портах Северо-Западной Европы на уровне гидроочищенного дизельного топлива.

Куда уходит дорогостоящее сырьё?
В настоящий момент уникальные сорта нефти Жана Маката и Восточного Маката, как и другие, сливаются в экспортный нефтепровод Атырау - Самара. Как отмечено ранее, фактически сдавая в нефтепровод премиальную нефть, казахстанские недропользователи получают взамен российский сернистый сорт Urals, который торгуется в портах Приморск и Усть-Луга со скидкой 4,5 доллара на барреле относительно сорта Brent. Потери только на разнице качества, которые несут казахстанские экспортеры, а вместе с ними и Республика Казахстан, составляют 33,21 доллара за тонну.
В результате цена реализации нефти Маката в сыром виде при экспорте по неф­тепроводу Атырау - Самара в середине сентября 2017 года на базисе FOB Усть-Луга при котировке Brent 51,58 за баррель составляла 343,1 доллара за тонну. А цена реализации нефти Маката в переработанном виде на базисе FOB Усть-Луга составила бы 430 долларов за тонну. По состоянию на 7 августа 2017 года разница между ценами реализации нефти Маката в сыром и переработанном виде составляет 97 долларов за тонну! И эти деньги мы фактически сливаем в канализацию!
Дополнительный доход в размере 97 долларов на тонну, возникающий при переработке нефти Маката в судовое топливо, распределится между Республикой Казахстан (61 доллар с тонны) и Российской Федерацией (36 долларов с тонны).
Доля Республики Казахстан в размере 61 доллара с тонны практически полностью (99 процентов) поступит в республиканский бюджет РК в виде экспортной пошлины на судовое топливо.

Не забывайте о налогах
Прекращение экспорта нефти Жана Маката/Восточного Маката в сыром виде и ее переработка в судовое топливо принесут Казахстану не только прямой дополнительный доход, но и дополнительные косвенные доходы как в виде 12 процентов НДС, так и 20 процентов налога на прибыль. Так как все операции по добыче, перевалке, перевозке и переработке нефти Маката будут производиться внутри Республики Казахстан.
В качестве примера приведем только три этапа технологической цепочки:
а) внутренняя перевозка 300 000 тонн нефти из Маката в Актобе принесет РГП “Казахстан Темир Жолы” 31,2 миллиарда тенге выручки, из которых 3,38 миллиарда сразу поступят в бюджет РК в виде НДС;
б) переработка 300 000 тонн нефти Маката принесет НПЗ ТОО “Актобе нефтепереработка” выручку 35,4 миллиарда тенге, из которых в республиканский бюджет поступят 3,8 миллиарда тенге в виде НДС и 4,96 миллиарда тенге в виде налога на прибыль;
в) перевозка 288 000 тонн судового топлива на участке Актобе - Озинки принесет РГП “Казахстан Темир Жолы” выручку в размере 20,4 миллиарда тенге.
Только на этих трех этапах технологической цепочки переработки нефти Маката в судовое топливо вклад в ВВП страны составит 87 миллиардов тенге.
Помимо дополнительных доходов Республике Казахстан прекращение трубопроводного экспорта нефти Маката и ее переработка в судовое топливо создадут мультипликативный эффект в экономике региона в виде:
- создания дополнительных рабочих мест на задействованных предприятиях и, соответственно, отчислений в местные бюджеты;
- увеличения доходов работников задействованных предприятий и, соответственно, отчислений в местные бюджеты;
- востребованности услуг малого и среднего бизнеса (автоперевозки, питание, таможенные брокеры и т. п.).
Данная операция сгенерирует дополнительные поступления валютной выручки на KASE, что также поддержит курс казахстанского тенге.

Надо думать о будущем
Строительство современного НПЗ, ориентированного на рынок автомобильного топлива, обойдется в несколько миллиардов долларов. К тому же спрос на автомобильное углеводородное топливо сойдет на ноль к 2030 году.
Как говорилось ранее, с января 2020-го ограничения по содержанию серы в судовом топливе вступят в силу во всех водах Мирового океана. Осталось всего два года. Мировой рынок тяжелого судового топлива потребляет 370 миллионов тонн в год. 95 процентов вновь строящихся крупнотоннажных судов оснащают дизелем, работающим на тяжелом судовом топливе. Срок службы этих судов - 25 лет. То есть спрос на экологически чистое судовое топливо в отличие от спроса на автомобильное топливо гарантирован до 2045 года.
Казахстан ежегодно добывает около 30-35 миллионов тонн нефти с содержанием серы до 0,5 процента, из которой можно путем простой первичной переработки получить 84 процента экологически чистого судового топлива. То есть из недр Казахстана фактически добывается экологически чистое судовое топливо, которое при сливе в нефтепровод обесценивается до сорта нефти Urals.
Строительство завода судового топлива мощностью миллион тонн в год обойдется в 30-50 миллионов долларов. Такие проекты по силам казахстанскому бизнесу и казахстанским банкам без привлечения иностранных инвесторов. Такой завод не требует сложных лицензированных технологий - оборудование для него реально произвести в Казахстане.
Извлекая эти 30-35 миллионов тонн из экспортной трубы, Казахстан достиг бы сразу нескольких целей:
1) оказал бы большую услугу человечеству в борьбе с сернистыми выбросами в атмосферу в Мировом океане;
2) ежегодно получал бы в общей сложности около 2 миллиардов долларов дополнительного дохода в бюджет;
3) эти дополнительные 2 миллиарда долларов поддержали бы курс тенге и обеспечили критически важные статьи импорта;
4) отечественное машиностроение получило бы несложные, но, главное, серийные заказы на оборудование первичной переработки низкосернистой нефти;
5) остаток производства судового топлива - нафта - обеспечил бы сырьем запланированное производство в Казахстане пластмасс и полимеров;
6) проекты стоимостью 30-50 миллионов долларов дали бы мощный толчок Казахстанскому фондовому рынку, так как IPO такого масштаба вполне по силам KASE.

Первый успех
Все приведенные здесь расчеты и схемы переработки нефти Маката были подтверждены на практике АО “Алмаз Интернэшнл Трейдинг Ко” в ходе переработки промышленной партии нефти Жана Маката на НПЗ ТОО “Актобе нефтепереработка” в конце 2016 года. В 2017-м партия первого казахстанского судового топлива RMD-80 в количестве 1200 тонн была поставлена в порты Северо-Западной Европы, которая подтвердила высокое качество казахстанского продукта. Первый успех позволяет надеяться, что у Казахстана есть все основания занять свое место на рынке тяжелого судового топлива.
В интересах Республики Казахстан и ее хозяйствующих субъектов предлагаем настоящий вопрос к активному обсуждению общественностью и государством для дальнейшего решения проблемы прекращения экспорта нефти Жана Маката/Восточного Маката в сыром виде и перенаправлении ее на казахстанские НПЗ для переработки в судовое топливо.

Алмаз КУЖАГАЛИЕВ, Актобе

Комментарий в тему

Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ, президент экологического союза ассоциаций и предприятий Казахстана “Табиғат”:
- Прочитав обращение Алмаза Кужагалиева, могу отметить его чрезвычайную своевременность и актуальность! На нескольких страницах текста разложена вся технология получения судового топлива и ее экономические показатели. Думаю, что необходимо поддерживать реализацию таких экологичных проектов и прекратить гробить почти готовое, созданное природой, судовое топливо, загоняя его в нефтепровод! Я только недавно, в ноябре месяце, участвовал в работе Всемирного Саммита по изменению климата в г. Бонн, Германия. На саммите четко просматривается ужесточение санкций к загрязнителям, начиная с 2020 года, когда начнет официально действовать Парижское соглашение. Тем более будут приняты жесткие меры к судовладельцам, которые будут сжигать высокосернистые судовые топлива. Казахстанская промышленность далека от идеальной по своей чистоте, и за оставшиеся 2 года мы не сумеем подготовить свою промышленность к работе в условиях Парижского соглашения. Но если будет построен завод, производящий экологически чистое судовое топливо, то оно будет входить в зачет, а Казахстан будет получать большие средства на развитие экономики. Премьер-министра и Министра Энергетики, а также Министра Экономики можно призвать поддержать и оказать необходимое содействие в разработке и реализации уникального проекта, потому что предлагаемый проект не только соответствует принципам «зеленой экономики» и приносит прибыль, но и поможет сохранить Природу-Мать

Поделиться
Класснуть