14221

Кайрат МАМИ: Судья - говорящий Закон

Сегодня мы продолжаем разговор с председателем Верховного суда РК о проблемах и перспективах развития нашей судебной системы.

(Окончание. Начало в "Закон? Есть закон!" см. "Время" от 18.02.2015 г.)
- Кайрат Абдразакович, прокомментируйте последнюю нашу публикацию о судье Верховного суда Елене АКМОЛДАЕВОЙ. Ее сын Альжан АКМОЛДАЕВ - один из фигурантов громкого уголовного дела, по которому также проходят аким Карагандинской области Бауржан АБДИШЕВ и экс-премьер-министр Серик АХМЕТОВ. Продолжает ли Елена Акмолдаева исполнять обязанности верховного судьи или она в данный момент отстранена от своей работы?
- Елена Толеугазыевна работает в судебной системе свыше 28 лет. Она прошла все ступени карьеры судьи от районного суда до Верховного. Имеет заслуженный высокий авторитет среди коллег.
Что касается ее возможного влияния на следствие или действия судей в отношении ее сына, то это просто невозможно. При этом, насколько мне известно, в отношении Альжана Акмолдаева не делается никаких исключений. Он так же, как и все фигуранты дела, арестован и находится в СИЗО.
Надо отметить, что ее сын - человек уже взрослый. Живет отдельно, самостоятельно.
Все же моральная ответственность есть и остается. Поэтому Елена Акмолдаева подала прошение об отставке. По этому вопросу уже состоялось заседание Высшего судебного совета.
- Как судьи готовились к появлению новых уголовных кодексов - проводились ли какие-то семинары, тренинги, лекции? Здесь огромное количество нововведений, даже новых терминов. Как во всем этом разобраться?
- Безусловно, после принятия в июле прошлого года трех взаимо­связанных новых кодексов - Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного - Верховный и местные суды проделали огромную подготовительную работу. Она проводилась всеми заинтересованными органами по единому плану действий в рамках соответствующего распоряжения президента страны. Это говорит о высокой значимости вносимых изменений для системы уголовного судопроизводства. Вот лишь одна цифра - за полгода до введения новых законов в действие в судах состоялось свыше шестисот мероприятий по массовому переобучению основным положениям новых кодексов. Были организованы лекции, семинары, конференции, дистанционные занятия и “круглые столы” по обсуждению нововведений с представителями всех заинтересованных госорганов.
В сентябре прошлого года совместно с Германским фондом международного сотрудничества (IRZ), Американской ассоциацией юристов (ABA ROLI) был проведен семинар, в работе которого приняли участие зарубежные эксперты, судьи Верховного и местных судов, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел, а также представители Генеральной прокуратуры и МВД.
На семинаре обсуждены механизмы внедрения и применения на практике таких совершенно новых для нашей страны институтов, как уголовный проступок, следственный судья, депонирование показаний, процессуальные соглашения, согласительное производство, конфискация без приговора.
Кроме того, моим распоряжением в Верховном суде созданы три специальные группы из числа судей надзорной судебной коллегии по уголовным делам, которые оперативно разбирают все возникающие в судебной практике проблемы и предлагают пути их разрешения.
Словом, многое уже сделано, но еще больше предстоит сделать. Все возникающие на практике проблемы, возможные пробелы или несоответствия в законодательстве оперативно выявляются и разрешаются. Это обычный процесс при внедрении нового законодательства.
- Может быть, вы прокомментируете новую статью о разжигании “сословной розни”, за которую могут дать 20 лет лишения свободы? Что это вообще означает - “сословная рознь” и как ее можно разжечь?
- Сразу должен сказать, что понятие “сословной розни” в нашем законодательстве не ново и вытекает из положений Конституции. Согласно статье 20 в республике не допускается пропаганда и агитация социального... сословного и родового превосходства. Также статья 5 запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание сословной розни.
Во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года также упоминается сословная рознь.
Стоит отметить, что в действовавшем до 2015 года Уголовном кодексе также предусматривалась ответственность за возбуждение сословной розни. Эта норма в новом УК приобрела более четкую регламентацию. Разжигание сословной розни означает попытку расколоть общество по имущественным критериям.
Ответственность по этой статье действительно усилена, и максимальная санкция в виде лишения свободы за преступление, совершенное группой лиц либо повлекшее тяжкие последствия, увеличена с 12 до 20 лет. Это соответствует положениям Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года об усилении уголовной ответственности за террористические и экстремистские преступления.
В мировой практике известны случаи, когда целенаправленное разжигание сословной розни приводило к тяжким последствиям, вплоть до гражданской войны.
- В прошлом году практически не было громких коррупционных скандалов в судебной системе, не считая Кульпаш УТЕМИСОВОЙ, да и то она обвинялась по некоррупционной статье. На ваш взгляд, судьи стали лучше работать или правоохранительные органы - хуже?
- Начнем с того, что пока еще ни одному государству не удалось одержать абсолютную победу над таким универсальным злом, как коррупция. И все же уровень коррупции можно существенно снизить, если бороться с ней системно и постоянно. То есть общество должно создавать такие условия, при которых максимально трудно и опасно совершать коррупционные проступки. Что же касается судей, то, фигурально выражаясь, они обязаны быть в белых одеждах.
Утвердив антикоррупционную стратегию, президент нашей страны дал четкий посыл: “Коррупция - серьезнейшая угроза национальной безопасности. Борьба с нею - важнейшая задача всего казахстанского общества”.
В этой связи вопросы борьбы с коррупцией, а также ее профилактика являются приоритетными для судебной системы. Принят ряд системных мер. При Верховном суде, областных и приравненных к ним судах созданы президиумы пленарных заседаний, на которые возложены в том числе функции антикоррупционного характера.
В областных судах работают комиссии по судейской этике. Их методическое и организационное руководство осуществляется судебным жюри.
Еще одно важное новшество - впервые в структуре Верховного суда создан самостоятельный отдел внутренней безопасности и предупреждения коррупции в судах. Главная задача отдела - профилактика проявлений коррупции, а также предупреждение возможных провокаций в отношении судей и работников судебной системы.
Обратимся к статистике - так, в истекшем году на 253 уменьшилось количество жалоб на действия судей. Судебным жюри рассмотрено на 20 процентов меньше материалов в отношении судей. Количество материалов о возбуждении дисциплинарного производства также снизилось на 15 процентов. К уголовной ответственности привлечены три судьи против восьми в 2013 году.
Хочу отметить, что сегодня в судебной системе ведется жесткая и принципиальная работа по соблюдению чистоты судейской мантии без оглядок на корпоративную солидарность. Рассматриваются все жалобы на работу судей, поступившие в комиссии по судейской этике в регионах.
К примеру, в прошлом году на комиссиях обсуждалось поведение двух судей - Мангистауского и Карагандинского областных судов, которые, отключив аудиозапись, некорректно высказались в отношении ответчика. По решению судебного жюри за истекший год 11 судей и два председателя судов освобождены от должностей.
Это касается и проступков, не связанных напрямую с профессио­нальной деятельностью. Так, за недостойное поведение в быту был освобожден от должности судья Западно-Казахстанского областного суда.
В текущем году работа по противодействию коррупции будет серьезно усилена. Верховным судом в рамках реализации антикоррупционной стратегии разработан комплексный план по противодействию коррупции в судебной системе. При этом акцент будет сделан в первую очередь на устранение предпосылок коррупции, на раннюю профилактику коррупционных проявлений.
Для объективной оценки эффективности работы судов введена практика регулярных социологических исследований. С 2014 года такие исследования проводятся в рамках новой модели судебного мониторинга с использованием как внешней, так и внутренней оценки деятельности судов.
Социологические срезы позволяют выявить не только проблемные участки, но и оказывают большую помощь в профилактике коррупционных проявлений в судебной системе.
- Сегодня в СМИ очень много говорится о внедрении в казахстанской судебной системе электронного судопроизводства и системы аудио- и видеофиксации судебных процессов. Не могли бы вы рассказать, что даст это нововведение?
- Действительно Верховный суд реализует программу широкого внедрения электронного судопроизводства в работу судов. Без ложной скромности могу сказать, что в этой сфере мы сегодня являемся одними из лидеров.
Прежде всего внедрение передовых IT-технологий повышает мобильность, прозрачность и доступность правосудия, тем самым сужая коррупциогенность судопроизводства.
Мы сегодня говорим о таких непривычных для судопроизводства вещах, как сервис или судебные услуги! Нами поставлена задача создания удобных и понятных для простого пользователя инструментов, позволяющих беспрепятственно обращаться в суд. Для удобства граждан эти инструменты мы сосредоточили на интернет-портале Верховного суда. Это особенно актуально в условиях, когда число пользователей Интернета в РК превысило 11,2 млн. человек.
Одним из ключевых сервисов, доступных на интернет-портале, является “Судебный кабинет” (СК) - это единое окно доступа к онлайн-услугам судебных органов. Стабильный рост количества пользователей СК свидетельствует об его удобстве. Только за второе полугодие 2014 года через СК поступило более 117 тысяч заявлений, что в 7 раз больше, чем за весь 2013 год.
Это означает, что 117 тысяч людей сэкономили свое время, без лишних затрат своего личного времени сдали свои заявления в суд, что, с другой стороны, позволило минимизировать коррупционные риски, связанные с прямыми контактами судебной системы с гражданами.
Для тех, кто не имеет доступа к Интернету, в ЦОНах организованы специальные электронные уголки для работы с сервисом “Судебный кабинет”.
Скажу больше. Для эффективной работы IT-проектов предусмотрено их объединение в рамках единой информационной системы, интегрированной с другими внешними системами и базами - “ТӨРЕЛІК”. Новая система обеспечивает оперативный доступ к обмену информационными данными и решает такие задачи, как ведение автоматизированного учета и контроль за соблюдением процессуальных сроков, формирование отчетов, упрощение делопроизводства и судопроизводства.
Это дает возможность вести постоянный мониторинг, в том числе со стороны участников процесса. Это значительно дисциплинирует судебных работников и делает невозможной волокиту с документами.
Сегодня уже более половины залов судебных заседаний по республике оснащены современными средствами аудио-, видеофиксации. А по Астане и Алматы достигнут стопроцентный охват. В текущем году планируется полностью завершить оснащение оставшихся залов судебных заседаний.
Следует подчеркнуть, что конечными результатами программы по развитию электронных технологий в судах являются повышение качества правосудия, а также совершенствование судебной защиты прав граждан.
Все вышеперечисленные программные решения реализованы в рамках существующего бюджета Верховного суда, без привлечения дополнительных государственных средств.
- Насколько я знаю, постоянно возникают ситуации с переносом процессов из-за неявки его участников. Иногда это серьезно затягивает время проведения процесса, а потом дает повод жаловаться на его результат. Что делается для решения этого вопроса?
- Готов согласиться, до недавнего времени это был достаточно проблемный вопрос для канцелярий судов, к тому же довольно затратный. Процедура оповещения участников судебного процесса была медленной и слабоэффективной. Она давала некоторым гражданам повод уклоняться от явки в суд, иногда умышленно затягивая процесс. Ряд новых проектов в корне изменил ситуацию. Это электронные сервисы “Судебная повестка” и “Ознакомление с судебными документами”.
На практике это выглядит так: при подаче искового заявления в суд на бумажном носителе лицо получает на руки талон и в последующем он оперативно уведомляется SMS-сообщениями или электронными письмами о принятии дела в производство, назначении даты слушания, переносах заседания и т.д. Все это обеспечивает оперативность, экономит бюджетные средства и время участников процесса.
За прошедший год направлено более трех миллионов sms -сообщений участникам судебных разбирательств на сумму около 10 миллионов тенге. Для сравнения - на бумажных носителях их стоимость составила бы свыше 270 миллионов тенге, то есть дороже более чем в 27 раз!
- Вы говорили о внедрении социологических замеров как нового инструмента оценки эффективности судов, который взял на свое вооружение Верховный суд. Как оценивают работу судов граждане по итогам соцопросов? Как вообще оценивается работа судей?
- На этот вопрос итоги социологических замеров 2014 года дают положительный ответ. Поясню: в течение прошлого года был организован анонимный опрос почти 7 тысяч респондентов (предпринимателей) с предложением оценить деятельность специализированных межрайонных экономических судов (CМЭС). Параметры оценки - степень доступности и простоты оспаривания в суде действий гос­органов, уровень профессиональной компетентности судей и их независимости, вопросы организации судебного процесса, учитывались и субъективные факторы.
В результате три четверти опрошенных отметили, что дело было рассмотрено судом независимо и справедливо. 86,4 процента удовлетворены уровнем профессионализма судей экономических судов. В ряде случаев респонденты по собственной инициативе отмечали в анкетах большую нагрузку в отдельных судах, необходимость увеличения штатной численности судей, а также высказали ряд предложений по совершенствованию организации работы судов. Дельные идеи, полученные в ходе соцопроса, взяты Верховным судом на контроль, приняты соответствующие меры.
Хочу отметить, что с 16 февраля в судах при участии Программы развития ООН в Казахстане будет начат очередной исследовательский проект, который продлится три месяца. Планируется изучить мнение более десяти тысяч граждан по всей республике. Результаты будут рассмотрены по завершении первого полугодия.
Начиная с 2009 года в республике была внедрена собственная система судебного мониторинга. Она была разработана с учетом международного опыта. Вместе с тем на первом этапе предметом мониторинга была оценка деятельности судей. Такой подход таил в себе скрытую угрозу судейской независимости и мог стать инструментом давления на судей. Поэтому с 2014 года введен принципиально новый механизм мониторинга, который основан на оценке деятельности суда в целом.
Новая система предполагает оценку качества работы судов по восьми основным параметрам деятельности. Среди них качество отправления правосудия, формирование единообразной судебной практики, использование современных информационных технологий, повышение профессионального уровня судей и др.
Казахстанская модель получила высокую экспертную оценку от советника международного консорциума по сотрудничеству судебных органов Пима Альберса в рамках международного семинара-тренинга “Мониторинг и оценка эффективности деятельности судов” в январе 2015 года. Выводы эксперта основаны на проводимом в течение ряда последних лет предметном анализе развития казахстанского правосудия.
- Недавно в парламенте был презентован проект новой редакции Гражданского процессуального кодекса. Мы знаем, что ведется разработка Административного процессуального кодекса. В чем принципиальная значимость новых законов?
- Я уже говорил, что основное дело судей применять законы, а не создавать их. Однако те законопроекты, которые вы назвали, непосредственно касаются самого процесса судопроизводства.
У судей здесь особенное преимущество - применяя правовые нормы, они хорошо видят, какие из них не работают, какие сложно реализуемы и (или) имеют двойное толкование.
Поэтому подготовка законопроектов, регулирующих деятельность судов, стала одним из важнейших направлений работы Верховного суда.
В рамках реализации решений шестого съезда судей нами подготовлены два закона, направленные на дальнейшее совершенствование судебной системы, которые уже приняты парламентом и подписаны главой государства.
Данными нормативно-правовыми актами усовершенствованы процедуры конкурсного отбора кандидатов в судьи. Законодательно закреплена работа общественных советов по оценке морально-нравственных качеств кандидатов на должность судьи. Кроме того, предусматривается введение упрощенной формы рассмотрения несложных дел и расширение сферы применения приказного производства.
Внесены поправки в Уголовный процессуальный кодекс, позволяющие широко применять информационные технологии в судопроизводстве.
Новый порядок, вводимый Гражданским процессуальным кодексом (ГПК), предусматривает удобную для участников процесса процедуру рассмотрения дел, широкое применение примирительных процедур и использование современных электронных технологий.
В целом с принятием нового ГПК мы связываем переход к восстановительному правосудию, когда и суд и стороны стремятся к максимально справедливому и взаимовыгодному решению, проявляя прагматичный и компромиссный подход.
В рамках ГПК предусматривается создание коллегии по рассмотрению инвестиционных споров в Верховном суде и образование специализированного состава в суде города Астаны.
Эта мера позволит значительно сократить общее время на окончательное судебное разрешение спора с участием инвестора, обеспечить единообразную судебную практику на более высоком профессиональном уровне, а также исключить потенциальную возможность неправового влияния региональных интересов, особенно по актуальным делам, связанным с охраной окружающей среды.
Разработка проекта ГПК проходила гласно, с учетом мнений всех заинтересованных структур и государственных органов. Его окончательная редакция поддержана рядом международных правозащитных НПО - международным фондом защиты слова “Əдил сөз”, “Интерньюс”.
Что касается разработки проекта Административного процессуального кодекса (АПК), в первую очередь это позволит процессуально обособить и регламентировать порядок разрешения конфликтов публично-правового характера.
В проект АПК планируется включение из гражданского процессуального закона правовых норм, регламентирующих рассмотрение споров между частными лицами и публичной администрацией. Это в основном вопросы по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих.
Работа над проектами ГПК в новой редакции и АПК сейчас в самой активной фазе. Совместно с депутатами мажилиса парламента запланирован ряд мероприятий в регионах по обсуждению проекта ГПК.
Проект АПК будет презентован Верховным судом в самое ближайшее время. Его текст также будет размещен на сайте. Об этом мы сообщим через СМИ.
- В судебной системе вопрос отбора кадров имеет стратегическое значение. Что уже сделано и какие нововведения вы предполагаете внедрить?
- О роли судей лучше всех сказал оратор Цицерон: “Судья - это говорящий закон”. Во все времена для эффективного правосудия необходимы прежде всего две вещи - совершенное законодательство и высокопрофессиональный судья. В эпоху информационной революции третьим условием успеха становится использование высоких технологий. И все же подбор и подготовка судейских кадров, как и прежде, остаются главными.
В этой сфере ведется хорошо продуманная системная работа. Прежде всего ужесточены требования к кандидатам в судьи. Усилена роль Высшего судебного совета как единого органа, осуществляющего отбор квалифицированных судейских кадров. Введена практика встреч членов совета с кандидатами в судьи с выездом в регионы.
Верховным судом разработаны концептуальные основы ведомственной кадровой политики. Данный документ получил положительное заключение независимой общественной организации - Центра исследования правовой политики (LPRC), которая признала его соответствующим международным требованиям.
В нем заложены соблюдение принципа меритократии с целью отбора в судьи наиболее достойных кадров, их последовательное профессиональное и карьерное продвижение на основе признания личных заслуг. Перестроена организационно-штатная работа.
В 2014 году проведена реорганизация ряда судов, и на основе анализа нагрузки перераспределена штатная численность судов. Такая работа будет продолжена.
Совершенствуется работа по подготовке будущих судей. При Академии государственного управления при президенте РК с 2003 года функционирует Институт правосудия.
И все же хочу отметить, что сегодня нас не в полной мере удовлетворяет уровень подготовки судей. Прежде всего назрела необходимость внедрения дифференцированной системы целевого отбора кандидатов на обучение. Надо совершенствовать и механизм зачисления в магистратуру, рассмотрев возможность введения квоты для лиц, наиболее подготовленных и мотивированных к работе в качестве судьи. Если кратко - судьями должны становиться не просто высококвалифицированные юристы, а обладающие необходимыми личными качествами, подготовленные к моральным и психофизическим нагрузкам.
В этой связи планируется разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ. Необходима модернизация процедуры прохождения магистрантами практики в судах.
Мы намерены повысить эффективность работы с кадровым резервом всех уровней судебной системы, с тем чтобы он на деле стал гарантом карьерного роста судей, добросовестно исполняющих служебные обязанности.
Изучается вопрос целесообразности введения института личного поручительства при выдвижении кандидатов в судьи. А с этого года планируется еще и внедрение психологического тестирования кандидатов.
- В обществе большую дискуссию вызвало судебное решение по делу экс-председателя Агентства по регулированию естественных монополий Мурата ОСПАНОВА. Мнения разделились. Одни говорят, что теперь можно беспрепятственно заниматься коррупцией, а затем платить штраф и быть свободным. Другие, что действительно, более эффективно наказывать коррупционера материально и не закрывать его, вешая на бюджет дополнительные расходы по содержанию заключенного. Как вы можете прокомментировать данную ситуацию?
- От комментариев по конкретному делу пока воздержусь, так как приговор еще не вступил в законную силу. Дело может быть предметом рассмотрения вышестоящих судебных инстанций.
В целом прерогатива назначения наказания принадлежит суду первой инстанции. В отличие от апелляционного, кассационного и надзорного суда судья первой инстанции видит осужденного. И с учетом его личности, переживания, искренности, раскаяния и ряда других факторов избирает вид наказания.
Вы уже задавали вопрос о новых УК и УПК. Вот, в частности, новый Уголовный кодекс содержит ряд нововведений, снижающих репрессивность национального уголовного законодательства.
В частности, речь идет об изменениях подходов при назначении наказания за экономические преступления, о более широком применении мер, альтернативных лишению свободы, введении нового вида наказания - кратных штрафов.
В целом эти изменения создают основу для переориентации судебной практики на более широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы, и в долгосрочной перспективе позволяет снизить численность тюремного населения страны.
Надо помнить, что еще в 1997 году Казахстан занимал третье место в мире по количеству тюремного населения. В прошлом же году наша страна заняла 31-е место. Считается, что уголовное правосудие и тюремный менеджмент организованы должным образом, если тюремный индекс составляет порядка 150 заключенных на 100 тысяч населения. Сегодня этот показатель для Казахстана равен 295 человек. При этом в прошлом году впервые “тюремное население” стало меньше на 48 тысяч.
Надо помнить и об экономическом эффекте гуманизации. Ведь на содержание только одного заключенного выделяется порядка 618 тысяч тенге в год.
Исходя из этого считаю, что лишение свободы, особенно длительное, должно применяться только к лицу, которое представляет реальную опасность обществу. Это в полной мере соответствует общемировой практике, показывает, насколько защищены в данном обществе права и свободы гражданина.
К примеру, чиновник, попавшийся на взятке, представляет опасность только тогда, когда он находится на государственной службе. Надо в судебном порядке запретить ему заниматься этой деятельностью. При этом пусть он покроет причиненный убыток с учетом всевозможных штрафных санкций, а в остальном пусть работает, содержит себя и свою семью, платит налоги.
Хочу еще раз подчеркнуть, что все вводимые новшества преследуют единую цель - сделать процесс правосудия мобильным, прозрачным и доступным для всех. А также свести к минимуму влияние субъективных факторов в работе судов.
Справедливое и понятное правосудие, эффективно обеспечивающее защиту прав и законных интересов граждан, - это ключевой элемент защиты национальных интересов страны в свете антикризисной политики, объявленной президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым на недавнем расширенном заседании правительства.
В целом казахстанская судебная система соответствует мировым стандартам, хотя резервы для дальнейшего совершенствования, безусловно, имеются.
Особо хочу поблагодарить газету “Время” и в ее лице все средства массовой информации за постоянный интерес и конструктивный подход к освещению деятельности судебной системы.

Адильхан АРАЛОВ, фото предоставлено пресс-службой Верховного суда РК, Астана

Поделиться
Класснуть