4508

Контрольная работа

Взбодрись, предприниматель! Государство дарует “вольную” малому и среднему бизнесу, оно больше не хочет кошмарить тебя своими проверками. Ты только оцени: будут упрощены санитарные правила и гигиенические нормативы! Об этих и многих других ожидаемых нововведениях газете “Время” рассказал Еркин ДУРУМБЕТОВ (на снимке), руководитель Алматинского городского департамента по защите прав потребителей, который еще недавно назывался тремя буквами - СЭС, наводившими тихий ужас на предприимчивых людей.

- И что же теперь будет, Еркин Ермекович? Неужели и вправду сократятся проверки, так сказать, на системном уровне, а не по указанию президента, который периодически объявляет соответствующие моратории?
- Всех в первую очередь интересует наша деятельность как конт­ролирующего органа!.. Можете не сомневаться: мы будем уменьшать количество разрешительных процедур и документов для юридических лиц. Будет меняться методика проведения плановых проверок, которая приведет к их сокращению. В нашем арсенале появятся совершенно новые инструменты контроля: санитарно-гигиенический аудит, страхование гражданско-правовой ответственности производителей, реализаторов и импортеров.
- Любопытно...
- Санитарно-гигиенический аудит - это когда производитель сам будет приглашать проверяющих и экспертов к себе на предприятие. Это будет что-то вроде консультативной помощи, проверяющие будут давать свои рекомендации. Если у предпринимателя все в порядке, то ему будет выписываться санитарно-гигиенический паспорт. На основании этого документа он сможет застраховать свою ответственность.
- И тогда вы к нему с проверкой уже не придете?
- Предприниматель будет внесен в наш реестр застрахованных и исключен из плана проверок или контроль там будет проводиться значительно реже.
- Допустим, колбасный завод прошел аудит, застраховал свою ответственность, а затем его продукцией отравились люди. Что будет в таком случае?
- Предприниматель понесет расходы на проведение необходимых в таких случаях экспертиз. Если пострадавшие обратятся в суд за компенсацией и выиграют процесс, бизнесмену придется возмещать больным стоимость лечения, нести судебные и прочие издержки. Так вот: если он будет застрахован, то страховая компания возьмет на себя все расходы. Во многих странах распространен подобный опыт.
- Чем еще обрадуете предпринимателей?
- Будут оптимизированы санитарные правила и гигиенические нормативы. Сейчас они раздуты, какие-то нормы дублируют друг друга и даже противоречивы, например в строительной отрасли. Часть нормативов будет переведена в рекомендательные.
- Можете привести пример сомнительных норм, которые, скорее всего, будут изменены?
- У нас еще с советских времен остались требования, когда при строительстве школ необходимо предусматривать большие площади для опытных зон, хозяйственной территории и спортивных площадок. При нынешнем дефиците земли и растущем населении Алматы все сложнее соблюдать эти нормы. В лечебных учреждениях по старым нормам должно быть много свободного пространства. Например, в некоторых больницах Алматы имеются огромные холлы. Их нужно постоянно мыть, соблюдать там чистоту... А ведь можно их использовать с большей пользой для персонала клиники и пациентов. Или детские сады, которые во многих странах мира разрешают располагать в высотных зданиях, а у нас - нет.
Еще пример. Сейчас с нашими специалистами должны согласовываться исключительно все новые проекты, прежде чем объект будет введен в эксплуатацию. На это тратится много сил и денег предпринимателя, а у нас отнимается время. Поэтому сейчас рассматривается, по каким объектам наше заключение необязательно. Конечно, по объектам, напрямую связанным с безопасностью и здоровьем людей: больницы, пищевые предприятия, детские учреждения, санатории и так далее - согласование необходимо. Но если в помещении будет салон красоты, аптека или торговая точка, наше заключение, думаю, не так принципиально. Владельцы таких объектов - с незначительной степенью риска - должны будут лишь уведомить нас о том, что они открываются.
- А что же предприниматели - производители товаров? Их ваши поблажки не коснутся?
- Сейчас в стране существует крен в сторону проверок отечественного производителя, а не импортера. Так сложилось, что казахстанских предпринимателей мы проверяем сначала на этапе производства, а затем их продукцию контролируем еще и в торговой сети. А вот по завозным продуктам требуется лишь пройти сертификацию и декларирование.
Наш комитет проанализировал сложившуюся ситуацию и пришел к выводу: до 40 процентов импорт­ных товаров реализуется без сертификации! Многие импортеры знают, что их продукция не пройдет контроль, и потому избегают ее. А мы потом точечно выявляем нарушения, уже после завоза. Но это похоже на борьбу с ветряными мельницами! Проще создавать заслон на границе. Например, в Европе система надзора выстроена так, что потенциальный импортер за месяц предоставляет свои документы на товар. И если у гос­органов возникают вопросы, они проводят лабораторные исследования и только после этого разрешают ввозить товар. Поэтому мы предлагаем пресекать вместе с таможенными органами ввоз в страну сомнительной продукции. Уже создаются межведомственные комиссии по защите отечественного рынка и потребителей от некачественных товаров.
- Давайте вернемся к проверкам...
- Сейчас разрабатывается механизм запрещения плановых проверок в целом ряде производств и предприятий уже с 1 января 2015 года.
- Предприниматели этому, конечно, будут только рады. Но как тогда вы собираетесь обеспечить права потребителей? Как оградите нас от некачественной отечественной продукции?
- В первую очередь будем активно работать с потребителями, чтобы повысить их знания и осведомленность о товаре, о своих правах, научить, если хотите, как правильно выбирать товар, покупать бе­зопасный и качественный продукт.
Мы планируем работать с общественными организациями по защите прав потребителей, которые могли бы проводить конт­рольный закуп товара. Сейчас они это делают, можно сказать, на голом энтузиазме либо по чьему-либо заказу. Сейчас наш комитет прорабатывает вопросы господдержки таких общественных организаций. После обнаружения некачественного товара комитет сможет подавать иски в защиту потребителей.
- Закон “О защите прав потребителей” был принят еще в 1992 году. Не устарел ли он? Достаточно ли вам законодательной базы, чтобы так защищать потребителей?
- Закон оговаривает в основном координационную работу уполномоченного органа, которым сейчас является наш комитет. Нам нужен концептуально новый закон, где будут прописаны права потребителя, права и обязанности продавцов, учтена работа общественных организаций и так далее. И наказание за обман потребителя в нашем законодательстве пока не предусмотрено. Над этим сейчас мы работаем.
А пока больше занимаемся разъяснениями, отвечая на жалобы граждан. Например, к нам поступила жалоба от посетителя ночного клуба - его избили другие посетители и охрана. Гражданин просит принять меры именно к ночному клубу, который не обеспечил его безопасность. Но у нас нет таких полномочий, и мы предлагаем автору обращения заявить на обидчиков в органы внутренних дел. Было обращение по плохому качеству меха в шубе. В этом случае мы посоветовали обратиться в суд. Вот по таким делам мы и хотим подключить общественные организации, которые будут помогать с претензиями и судебными материалами.
- Ну и напоследок вопросы, которыми интересуются многие наши читатели. Какие продукты сегодня запрещено ввозить в Казахстан?
- Вынесены постановления главного государственного санитарного врача о запрете импорта мяса птицы, паштета “Нежный”, сыра чечил российского производства, перуанского винограда, украинских сыров, латвийских шпрот, алкогольной продукции без соответствующей маркировки.
- Много шума было вокруг запрета кружевного белья.
- Это требование техрегламента, действующего в рамках Таможенного союза, который запрещает синтетическое нижнее белье. Допускается только определенный процент синтетики.

Виктор БУРДИН,фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, коллаж Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть