6569

“В эти дни что-то изменилось в нашем сознании... Мы стали другими”

В Казахстане с тревогой и надеждой следят за драматическими событиями в Киеве. “Молися за Україну” - плакат с такой надписью держал молодой человек, который вместе с другими алматинцами пришел в минувший четверг к консульству Украины. Люди собрались, чтобы выразить народу этой страны свою поддержку и почтить в день траура минутой молчания память погибших на Майдане.


Неравнодушные алматинцы принесли с собой цветы и зажгли у ворот консульства десятки свечей. Кроме того, они развернули украинские флаги и хором спели государственный гимн Незалежной.
- От всех жителей Казахстана мы выражаем солидарность с народом Украины, - сказал общественный деятель Галым АГЕЛЕУОВ. - Мы хотим, чтобы быстрее прекратилось кровопролитие, чтобы не было больше жертв!
К собравшимся вышел временно исполняющий обязанности Генерального консула Украины в Алматы Сергей БОБОШКО и поблагодарил их за поддержку. А как воспринимают, оценивают события на Майдане сами киевляне? Мы связались со свидетелями и очевидцами того, что происходит в центре украинской столицы, как живет город в эти черные дни.


Анна НЕСТЕРОВА, PR-менеджер:
- До среды, 19 февраля, события на Майдане практически никак не отражались на жизни киевлян. Была по-весеннему теп­лая погода, светило солнышко, люди радовались такому деньку. В торговых центрах традиционные февральские распродажи, в продуктовых магазинах никакого ажиотажа. Вокруг Киева множество небольших городков, откуда в столицу приезжают бабушки и продают горожанам молоко, сметану, овощи. Так вот, они все так же торговали на улицах. Курс гривны и цены оставались стабильными. Единственное неудобство, с которым нам всем пришлось столкнуться, - неработающее метро. В среднем оно перевозит за день около полутора миллиона человек. Представьте, какой массе людей пришлось корректировать свои маршруты и передвигаться на общественном транспорте: остановки переполнены людьми, в автобусах давка.
В среду же некоторые организации разрешили своим сотрудникам работать дома, потому что добираться до офисов стало сложно.
В четверг ситуация резко ухудшилась. Сначала пришли сообщения о том, что в пятницу в Киеве закроют проезд по мостам через Днепр, который разделяет город на две час­ти. Люди сразу стали обсуждать эту новость: как минимум она означала, что многие не смогут попасть на учебу или работу. Позже киевлян попросили пораньше забрать детей из школ и детских садов. Напряжение, которого еще накануне не было, росло. Народ стал скупать продукты. В магазинах - столпо­творение, тележки доверху набиты товарами первой необходимости. Неопределенность и нервозность.
На работе двое моих коллег говорили о том, что вечером поедут на Майдан, чтобы привезти туда продукты и помочь нуждающимся. Так делают многие киевляне, ведь последние события коснулись каждого из нас. Власть дискредитировала себя, люди не могут больше терпеть и хотят перемен. Многие бросают деньги в ящики для пожертвований, установленные на площади. Я видела своими глазами, как к одному из них подошла пожилая женщина и опустила туда 600 гривен. Для нее это большая сумма, ведь пенсия в Украине составляет 1500-1800 гривен. В общем, каждый помогает чем может. В среду утром медики объявили о том, что в больницах не хватает крови для переливания. Через некоторое время возле пунктов приема уже стояли очереди. А уже к вечеру врачи объявили о том, что кровь больше не нужна - ее сдали так много, что встал вопрос о том, где ее хранить.  


Владимир ЛЕВКУША, бизнесмен:
- Многие уезжают из Киева. Я сам отправил жену и детей к родителям в другой город. На улицах заторы. В город не пускают бензовозы, из-за чего ситуация усугубляется все больше - киевляне запасаются топливом, боясь, что оно вовсе исчезнет. Закрыты въезды в Киев, хотя попасть в город можно, ведь многие приезжают сюда на работу. Но сначала люди проходят через блок-посты, где их досматривают: полицейские пристально следят за тем, чтобы в Киев не провозили оружие. Открыты ли въезды сейчас - непонятно, потому что ситуация меняется каж­дую минуту.
Центр Киева практически разгромили: разобрали дороги, заборы, разбили окна в зданиях. Там не работают офисы, рестораны, магазины, а это достаточно большая и весьма значимая территория. Смотреть на все это очень грустно. Особенно несладко тем, кто живет в этом районе. Они устали и хотят, чтобы все это поскорее закончилось. Это желание и других киевлян. Но вот что я хочу отметить.
Мой бизнес напрямую связан со строительством, объемы которого в последнее время очень сильно сократились из-за отсутствия инвесторов. Наша работа практически встала. А в четверг днем я дал распоряжение снять всех людей с объектов и отправить по домам. В Украине вообще очень сложно вести бизнес, как говорят, власть “отжимает” его у всех. И это одна из причин, из-за которой в Киеве начались волнения. В СМИ говорят и пишут, что всем участникам Майдана платят. Но у меня есть немало состоятельных знакомых, которые вышли на площадь вместе со всеми только потому, что им не дали спокойно работать.


Лидия СМОЛА, профессор, доктор политических наук, преподаватель Киевского политехнического института:
- В среду я была на Майдане - отвозила продукты протестующим. Осталась там и стояла вместе со всеми несколько часов, народу было очень много - тысяч пятьдесят. Меня поразило отношение киевлян: не представляете, сколько там лежало кульков с едой. При мне бабуля принесла пузырек с зеленкой, только так она могла поддержать тех, кто сейчас находится в центре Киева. Кто-то отдавал им батон хлеба и сосиски. Больше у них ничего не было. При этом они говорили: “Эти люди стоят за нашу свободу”.
Такого единения я не видела давно. Один из моих приятелей выезжает вечером в центр, собирает окровавленных людей и увозит их в больницу. Он очень богатый человек, русскоязычный с армянскими корнями. Другой, этнический еврей, сплотил группу единомышленников и помогает выносить с Майдана раненых. Я каждый день звоню ему и спрашиваю: “Ты живой?”. Это новая фраза в моем лексиконе. Знаю девушку, которая всю ночь ухаживала в больнице за пострадавшими, - у медиков слишком много работы, и рук на всех не хватает. Когда видишь это, понимаешь, как много в Киеве хороших людей.  
20 февраля в Украине был объявлен днем траура. Это чувствовалось по настроению людей, одежде, в которой они выходили на улицу, даже среди студентов не было обыч­ного для них драйва и веселья. Все были спокойны и сосредоточенны. Не могу сказать, что траур был тотальным, он накладывался на панические настроения, которые возникли в Киеве. Люди скупали продукты, возле банкоматов стояли огромные очереди. В четверг я на Майдан не пошла. У меня нет бронежилета и каски, а стоять там без защиты - значит, быть мишенью для снайпера. Решила, что так я пользы не принесу, лучше отвезти лекарства в больницу.
В город понаехал криминалитет из других регионов страны. Это крепкие спортивные ребята, наемники, которых в народе прозвали “титушками”. Они вооружены. Были случаи, когда эти ребята нападали на прохожих. Киевляне создают группы и по вечерам объезжают районы - так они пытаются защитить людей от “титушек”.     
В эти дни что-то изменилось в нашем сознании... Украина стала другой. Она повзрослела.


Мадина АИМБЕТОВА, Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Только факты

-По состоянию на полдень вчерашнего дня в столкновениях в Киеве погибли 77 человек, сообщила пресс-служба Министерства здравоохранения Украины.
-Всего за медпомощью обратился 581 пострадавший, 371 человек гос­питализирован.
-Ущерб, нанесенный зданиям и дорогам в центре Киева в ходе беспорядков, только по предварительным оценкам мэрии украинской столицы превысил 24 млн. гривен (более 2,7 млн. долларов). В ходе продолжавшихся более двух месяцев протестных акций сгорело несколько зданий на улице Грушевского и в Музейном переулке, сильно пострадал от огня Мост влюбленных, обгорели деревья в Мариинском и Городском парках. Кроме того, на территории, где проводились манифестации, практически полностью уничтожено дорожное покрытие: брусчатка была расколота и использовалась в качестве снарядов в противостоянии с “Беркутом”.
-Восстановление города займет несколько недель. Ущерб, нанесенный культурным объектам города, еще только предстоит оценить.


По информации Интерфакс-Украина, ИТАР-ТАСС, УНН

(Продолжение темы в следующих материалах)

Поделиться
Класснуть

Свежее