4835

Не страховки ради, а здоровья для

Будут ли нас лучше лечить после введения обязательного социального медицинского страхования (ОСМС)? О тонкостях, подводных камнях и деньгах - в эксклюзивном интервью газете “Время” председателя правления Фонда социального медицинского страхования Елены БАХМУТОВОЙ (на снимке).

- Елена Леонидовна, недавно началась кампания - она продлится до 31 июня - по прикреплению граждан к поликлиникам, связанная с внедрением в нашу жизнь обязательного медстрахования. Люди охотно на это откликнулись?
- Мы еженедельно отслеживаем ситуацию, и могу сказать, что с начала апреля, буквально за неделю, к поликлиникам прикрепилось более 57 тысяч человек. Надеемся, что кампания будет нарастать, люди должны понять, что сейчас очень важно сделать свой выбор и определиться со своим статусом.
На сайте областных управлений здравоохранения есть списки тех медучреждений, которые работают в рамках первичной медико-санитарной помощи. Там, кстати, есть перечень и частных клиник, которые войдут в систему и будут наравне с государственными оказывать медуслуги населению. Люди могут прикрепиться к любой из них - они также участвуют в этой кампании.
- Какой процент частных медклиник, работающих в Казахстане, будет вовлечен в систему ОСМС с 1 января 2018 года?
- По областям эти цифры разнятся, но в среднем около 30 процентов частных медучреждений начнут оказывать услуги в рамках госзаказа. В идеале со временем мы хотим увеличить этот показатель до 50 процентов. Еще одна прикрепительная кампания продлится с 15 августа до 15 ноября. Мы думаем, что к тому моменту станет еще больше частных поликлиник, которые захотят работать в системе ОСМС. Поэтому сейчас так важно сделать свой выбор.
И второй главный момент: сегодня гражданин должен определиться со своим потенциальным статусом в системе ОСМС. Важно понять, кто он: наемный работник, индивидуальный предприниматель, человек, относящийся к категории социально незащищенных слоев населения (всего их 14), либо самозанятый. Все должны понять, что с 1 января 2018 года изменится механизм финансирования здравоохранения и на полный пакет медуслуг, который сейчас предоставляется в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, с указанной даты сможет претендовать только тот, кто застрахован.
- Давайте перейдем к практическим вопросам. Вот сегодня человек прикрепился к определенной поликлинике. С 1 января он сможет обслуживаться только в ней?
- Да, до тех пор, пока не начнется следующая кампания по прикреплению к поликлиникам. Только тогда он сможет выбрать другую. Нужно понимать, что такой подход связан с финансированием: та поликлиника, к которой прикреплен гражданин, получает за него средства в рамках подушевого финансирования.
- А в чем тогда смысл нововведения? Ведь принцип подушевого финансирования в нашей медицине уже введен. Где конкуренция, которая должна появиться после внедрения ОСМС и о которой так много говорили? Я застрахована и должна иметь право прийти в любое медучреждение на свое усмотрение и получить помощь...
- Та ситуация, о которой вы говорите, идеальная, и, наверное, нигде в мире она не работает. Человек должен в первую очередь выбрать врача общей практики (ВОП), а он будет направлять пациента к узким специалистам, необязательно в той же поликлинике, к которой прикреплен гражданин - человек сможет выбрать врача и из других клиник, работающих в рамках системы медстрахования.
- Но ведь мы будем привязаны к своим поликлиникам и ВОП - они меня куда-то и к кому-то направят, а не я сама выберу...
- Со временем мы будем совершенствовать эти механизмы, как именно - покажет время. Самое главное для нас, чтобы пациент был удовлетворен качеством оказанных услуг. А схема “деньги идут за пациентом”, о которой вы говорите, будет работать, но с некоторыми изъятиями. Потому что если мы внедрим ее без каких-либо ограничений, то объем финансирования по факту оказания медуслуг может получиться не в пределах 705 миллиардов тенге, которые фонд рассчитывает получить в 2018 году, а в полтора, а то и в два раза больше. И тогда фонд окажется финансово несостоятельным, а этого мы не можем допустить. Фонд обязан контролировать свои возможности и действовать в пределах поступивших взносов.
Конечно, мы будем стремиться к тому, чтобы у пациентов был наи­более широкий выбор, но это не должно подвергать всю систему риску финансовой неустойчивости. Нужно привлечь как можно больше частных организаций. Как только их количество возрастет до уровня, когда появится конкуренция между ними и государственными организациями, качество медобслуживания автоматически повысится. Правда, это улица с двухсторонним движением: частные клиники тоже должны захотеть работать в этой системе. Но на данный момент они ставят некоторые вопросы: по размерам тарифов, по административным барьерам, которые сейчас существуют. Фонд и Минздрав совместно работают над тем, чтобы изменить ситуацию.
- Насколько я знаю, многие частные клиники сейчас повышают цены на свои услуги, чтобы потом, когда будет подсчитываться их средняя стоимость (а это необходимо для их вхождения в систему медстрахования), она оказалась более высокой, чем в данный момент.
- Неважно, частная или государственная клиника, тарифы на услуги будут одинаковыми. Вопрос в том, чтобы эти тарифы были справедливыми и адекватными. Сейчас одни нуждаются в увеличении, другие - в снижении. Важно, чтобы они включали все виды затрат, в том числе и эксплуатацию оборудования, ремонт помещений и т. д., чего нет сейчас: госклиникам деньги на это выделяются из бюджета, а частным - нет. Поэтому вторым не всегда выгодно входить в систему медстрахования и работать по тем тарифам, которые им предлагают.
Я хотела бы особо отметить: цены на услуги не могут быть одномоментно повышены - для этого в фонде, который и будет их оплачивать, нет денег. Но это не значит, что тарифы будут статичными - они должны пересматриваться исходя из потребностей и пациентов, и медорганизаций.
- Вы ожидаете, что в следующем году в фонд поступит порядка 705 миллиардов тенге...
- Да, но пока это примерные цифры, окончательных статистических данных и расчетов по этому поводу еще нет.
- Действительно ли эти деньги нужно будет израсходовать до конца календарного года, в данном случае до конца 2018-го? То есть они не смогут переходить в счет следующего?
- Таких жестких требований в Фонде медицинского страхования не будет. Речь не идет о том, что до 31 декабря каждого календарного года нам нужно будет закрыть бюджет. Вопрос несколько в другом. Мы должны будем за счет собранных средств профинансировать объем медицинской помощи, предоставленной населению. Тех денег, которые мы получим, хватит только на то, чтобы предоставить услуги в 2018 году. По мере того как наполняемость фонда будет расти, вполне возможно, что мы сможем финансировать бoльшие объемы. По нашим расчетам, часть средств, которые мы получим в 2018-2019 годах, отложим на формирование резерва, как предусмотрено законодательством, а все остальные деньги направим на закуп медуслуг.
- То есть сейчас у вас есть уверенность в том, что средств в фонде не окажется меньше, чем необходимо?
- Да, она базируется на наших расчетах. Мы, твердо зная объем средств, которые мы получим, можем планировать объемы оказания медуслуг.
- Застрахованные граждане получат какой-то страховой полис?
- Нет, никаких бумажных носителей не будет. Человеку будет достаточно иметь удостоверение личности, в котором есть ИИН. Начнет работать единая база, доступ к которой будет у всех медорганизаций, работающих в системе, она будет действовать с 1 января 2018 года. Все будет проверяться автоматически, по ИИН.

Какие медуслуги получат застрахованные граждане
- Это амбулаторные медицинские услуги, первая помощь, консультации, стационарное лечение, госпитализация, хирургия, лабораторные услуги, рецептурные препараты. Более детальные списки услуг и лекарственного обеспечения пакета ОСМС будут определены позже соответствующими постановлениями правительства.
- Важно знать, что человек сможет получать медуслуги по ОСМС в течение трех месяцев с даты своего последнего взноса в фонд. По истечении этого срока для возвращения в систему ему нужно будет оплатить взносы за пропущенный период.
- Вместе с тем с 1 января 2018 до 1 января 2020 года будет действовать переходный период, в течение которого при обращении в поликлинику при отсутствии страховки человек сможет обслужиться и получить амбулаторно-поликлиническую, экстренную стационарную помощь. Однако бесплатная плановая стационарная помощь для него будет недоступна - она будет предоставляться только участникам системы ОСМС.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Продолжение интервью и другие справочные материалы читайте в завтрашнем номере газеты.

Поделиться
Класснуть