11513

Полегче на поворотах!

Азат ПЕРУАШЕВ:Дети гибнут не из-за отсутствия автокресел

Уже почти месяц продолжается острая дискуссия вокруг обязательной нормы о перевозке детей в машинах исключительно в автокреслах, или, если официально, в ДУУ (детское удерживающее устройство). Только ленивый не обозначил свою позицию по столь актуальному вопросу. Пока кипят эмоции и не слышно конструктивных мнений и предложений, многие соотечественники, для которых авто не роскошь, а сверхнужное средство передвижения, уже запутались - покупать специальные устройства или можно ездить так, лишь пристегнув ребенка ремнем. А, может, вообще сделать автокресло... своими руками? В интервью газете “Время” руководитель парламентской фракции партии “Ак жол” Азат ПЕРУАШЕВ (на снимке) объясняет, из-за чего возникла неразбериха с автокреслами и как можно выйти из этой ситуации с наименьшими потерями.

- “Забойщиком” автокресельной темы в парламенте выступила партия “Ак жол”, организовав на прошлой неделе запрос правительству, а на этой - проведя публичные слушания с участием блогеров и руководства МВД. Но от полученных объяснений полиции ситуация становится еще более туманной: закон вроде принят, но МВД, оказывается, может его и не выполнять; требования вроде единые, но, получается, на некоторые автомобили они не распространяются. Вы-то хоть сами как депутат и руководитель фракции разобрались, где собака зарыта с этими автокреслами?
- Разобрались, и от этого стало только грустнее. Исходя из ответов, данных представителями МВД на наших слушаниях, требования дорожной полиции об использовании детских автокресел в настоящий момент невыполнимы и даже... незаконны!
- Указано, что можно использовать не кресла, а всякие накладки на ремни, бустеры и т.д. Но при этом непонятно, как определяется их эффективность. Не получится ли так, что наши соотечественники будут покупать не то, что требуется, а то, что дешевле - лишь бы полиция не приставала?
- Об этом и речь. В Интернете уже появились предложения водителей считать автокреслами поставленные на сиденье авто детские санки, сложенные одеяла, подушки из поролона и т.д. А руководство дорожной полиции полагает, что определять, какое приспособление считать ДУУ, должны сами полицейские. Но такой подход создает большое поле для вымогательств, когда у проверяющих появляется возможность даже при наличии устройства не признавать его таковым.
Есть и второй момент. Сами устройства, создаваемые из произвольных конструкций и материалов, могут не защитить, а, напротив, создать угрозу ребенку. В прессе даже появились предупреждения экспертов: не использовать самоделы.
- Получается, с точки зрения дорожной полиции появилось новое требование: покупать и устанавливать устройства и автокресла. А что именно и какого качества - уже неважно...
- Требования безопасности к продукции устанавливаются не законами, а подзаконными актами в виде технических регламентов, за утверждение которых отвечают уполномоченный орган (в данном случае МВД) и комитет технического регулирования Министерства по инвестициям и развитию.
Технические регламенты должны находиться в открытом доступе для пользователей, чтобы никакой проверяющий не нес отсебятину и не выдумывал несуществующих требований. Однако на слушаниях в “Ак жоле” ни руководящие офицеры МВД, ни горячо поддержавшие их позицию эксперты не смогли назвать утвержденный или действующий в стране технический регламент к этим самым ДУУ и автокреслам. То есть дорожная полиция и комитет по техрегулированию до сих пор не разработали соответствующий техрегламент. А без этого остается открытым вопрос: что именно считается таким устройством и каким требованиям оно должно соответствовать? Зато они обильно ссылались на международные конвенции, которые в самой Европе вступят в силу только в 2017 году!
Вместо ясного ответа о технических требованиях к ДУУ сотрудники полиции и их эксперты твердили о гибели детей в ДТП и обвиняли автолюбителей в нежелании предотвратить такие несчастья.
Но, на мой взгляд, такие методы некорректны. Это уход от предметного разговора и подмена его эмоциями.
С самого начала депутаты “Ак жола” заявили о принципиальной поддержке данной нормы, в частности, для детей в возрасте до 6 лет. Однако водителям необходимо четко понимать, какие именно ДУУ и как они должны устанавливаться в автомобиле. В противном случае нагнетание ажиотажа приведет лишь к приобретению людьми сомнительных приспособ­лений, которые могут увеличить риски детей при ДТП.
- Сейчас в страну хлынули дешевые автокресла из Китая. Насколько они безопасны, из чего сделаны, проводились ли по ним какие-то испытания - никто этого не знает. Допустимы ли они к эксплуатации? Ведь получается, что достаточно поставить нечто яркое в салон автомобиля, написать на нем “baby” - и поехали!
- Это как раз результат того, что дорожная полиция понуждает казахстанских граждан массово закупать любые устройства, имеющиеся на рынке. Мы не знаем, хороший это товар или плохой. А в Китае не применяют европейские стандарты и регламенты, там действуют собственные правила. И, конечно, есть сомнения, насколько могут соответствовать казахстанским, а тем более европейским нормам китайские автокресла. И не исключено, что через год-два, когда регламенты все же будут приняты (а это должно быть сделано в любом случае), те же дорожные полицейские признают китайские ДУУ незаконными и потребуют заменить их. И начнется повторный ажиотаж.
- А что вы думаете по поводу заявления руководства МВД, что отсрочка требования по ДУУ приведет к росту детских жертв в ДТП?
- Это подмена понятий. ДТП происходят не из-за отсутствия автокресел, а из-за превышения водителями скорости, вождения в нетрезвом состоянии и т.д. По всем этим направлениям дорожная полиция усилила работу, по крайней мере - судя по статистике. Но при снижении количества и тяжести ДТП будет снижаться и детский травматизм в них, это же очевидно. Если, конечно, эта статистика честная. Если же рост гибели детей в ДТП произойдет, то прежде всего по недосмотру самой дорожной полиции, иногда сквозь пальцы наблюдающей за лихачами типа Усенова.
Всплеска жертв из-за отсрочки ДУУ не должно быть и потому, что никто не предлагает игнорировать такие обоснованные нормы ПДД, как обязательное использование ремней безопасности, запрет сажать детей на переднее сиденье и т.д. Мы говорим лишь о тех непроработанных требованиях, которые, как было сказано, и сами способны угрожать детям.
В этом споре напрашивается явная аналогия. Год назад депутаты “Ак жола” предложили отменить обязательный техосмотр новых автомобилей. И тогда дорожная полиция с таким же упорством убеждала всех, что это приведет к катастрофам и массе жертв. Точно так же были задействованы “независимые эксперты”, которые вместо предметного разговора стали обливать помоями депутатов, осмелившихся спорить с людьми в погонах. Но летом прошлого года глава государства потребовал прекратить обирать владельцев новых авто под видом техосмотра - и все споры закончились, никакого коллапса не произошло. Зато прекратились вымогательства и фальсификация справок.
Поэтому мы предлагаем не спекулировать на святой для каждого человека любви к детям, а обсуждать проблему по существу.
Но, к сожалению, конструктивного диалога пока не получается. Целый ряд наших конкретных вопросов остался без ответа, а те ответы, которые были получены, лишь еще более запутали ситуацию.
Например, когда депутаты “Ак жола” предложили убрать градацию удерживающих устройств по возрасту, оставив только вес ребенка, нам заявили, что в Европе применяется не только эта градация, но и дополнительная - по росту детей; и каждая из них содержит четыре категории. А на мой вопрос, сколько в таком случае нужно будет иметь таких устройств в каждом такси и какой будет цена вопроса для таксопарков и пассажиров, ответа не прозвучало.
Что ж, подсчитаем сами: четыре пассажирских места в такси, из них как минимум одно занимает взрослый, а вот на каждое из оставшихся трех надо иметь все четыре типа ДУУ - получается, по 12 ДУУ на каждый автомобиль в таксопарке. Если же сюда включить еще одну градацию - по росту, то их число составит уже не 12, а все 48 ДУУ на одну машину!
Без ответа остался и другой вопрос: какого размера будут эти устройства (поскольку нет требований ни к их конструкции, ни к материалам) и где все размещать в типичной малолитражке?
Блогеры из регионов посетовали, что автомобили старых марок не оснащены специальными креплениями, а кустарная установка устройств в такие авто только усиливает риск травматизма. На этот вопрос начальник управления комитета административной полиции МВД САДВАКАСОВ неожиданно ответил так: “Детские удерживающие устройства нужно использовать там, где это предусмотрено конструкцией транспортного средства. Если не предусмотрено (использование таких устройств), то требования к таким транспортным средствам предъявляться не будут”. При этом добавил: “В таких транспорт­ных средствах не следует перевозить детей”.
Но ссылка на “рекомендательный” характер такого устного ответа не должна обманывать водителей! Рискну предположить, что дорожная полиция возьмет на вооружение именно последнее замечание начальства: нельзя - значит нельзя. Либо можно, но... при определенных обстоятельствах. Догадайтесь, при каких именно.
Еще более обескураживающим оказался ответ начальника управления обеспечения дорожной безопасности МВД СУЛТАНБАЕВА на вопрос о физической невозможности установить 2-3 детских кресла на задних сиденьях в небольшом автомобиле. Г-н Султанбаев твердо заявил, что автокресла и не должны устанавливаться на задних сиденьях, а только на передних.
Руководитель дорожной полиции, видимо, даже не в курсе, что ведущие мировые автопроизводители в инструкциях по эксплуатации своих авто прямо запрещают устанавливать детские автокресла на передних сиденьях именно по соображениям безопасности! При всем уважении к нашему МВД я почему-то верю больше автоконцернам, несущим прямую ответственность за свою продукцию.
В результате из разъяснений руководства дорожной полиции следует, что:
а) на старых, советских авто ДУУ и автокресла не нужны;
б) на современных иномарках автокресла нужны, но там, где их предписывает устанавливать наш МВД, они опасны для вашего ребенка;
в) в целом эта норма обязательная, и за ее невыполнение будут наказывать.
К сожалению, я не могу назвать все это “разговором по существу”. Это, скорее, иллюстрация уровня компетентности дорожной полиции, за которую нам придется расплачиваться из собственного кармана.
- Но ведь претензии звучат и в адрес депутатов, в том числе от “Ак жола”: как, мол, они принимают такие законы, не поду­мав?
- Как раз депутаты “Ак жола” при обсуждении закона в рабочей группе предлагали ограничить применение этой нормы для детей в возрасте до 7 лет. Но большинство коллег поддержало именно правительственную редакцию.
Законотворчество - живой процесс. Ничто не должно мешать нам сегодня принимать более зрелые решения, чем вчера. Фракция “Ак жол” потому и направила нашумевший запрос правительству о необходимости изменить эту норму.
К сожалению, наше законодательство устроено так, что правительственные предложения принимаются быстрее, чем инициативы депутатов. Например, из разработанного “Ак жолом” с 2012 года доброго десятка законопроектов в работу парламента не принят ни один. Тем не менее нужно работать и менять ситуацию в существующих условиях.
Сегодня мы видим отрицательную реакцию МВД на наши предложения. И у них есть все возможности снова заблокировать здравые идеи. Вот над чем, мне кажется, надо работать, вот кого надо убеждать.
В любом случае депутаты от “Ак жола” подняли тему на официальный уровень и ясно обозначили свою позицию в этом споре.

Беседовал Михаил КОЗАЧКОВ, фото Лэйлы Басаровой и с интернет-ресурсов, Алматы

Игорь ЛЕПЕХА: Я не действую по принципу “сам такой”

Об автокреслах, повышении штрафов и скандальной норме о парковке - в эксклюзивном интервью газете “Время” рассказал председатель комитета административной полиции МВД РК Игорь ЛЕПЕХА (на снимке). 

- Думали ли вы, что норма об обязательной перевозке детей при помощи автокресел или специальных удерживающих устройств вызовет такой резонанс в обществе?
- Нет, не думали. Закон “О дорожном движении”, в котором изначально были прописаны эти нормы, очень долго обсуждался. Практически на все наши заседания приходили представители каких-то автомобильных организаций, нам предлагали всевозможные поправки, но ни одна из них не была связана с автокреслами. Все были согласны с необходимостью их применения. Причем некоторые из тех людей, которые сейчас активно выступают против этого, присутствовали на тех заседаниях, и у них не возникало никаких вопросов. Есть еще один аспект. В 2009 году мы присоединились к международной конвенции “О дорожном движении”. Казахстан взял на себя обязательства включить в свое законодательство нормы, которые прописаны в этом документе, в том числе и связанные с автокреслами. И все депутаты понимали, что они рано или поздно появятся. А в Законе “О дорожном движении”, который мы тогда разрабатывали, им было самое место. Интересно, что ни весной, когда закон опубликовали, ни осенью, когда он вступил в силу, на этот пункт никто не обратил внимания. Почему-то только в начале этого года, после выхода ПДД, вокруг этого начались такие жаркие споры. Мы давали множество интервью и пресс-конференций, связанных с новым законом, и эта норма вообще ни у кого не вызывала интереса. Я уверен, что многие из тех, кто сейчас выступает против нее, до сих пор до конца не прочитали ПДД. Они взяли определенный пункт, использовали его в каких-то своих целях, и в результате вокруг этого возник такой ажиотаж. Хотя каждый из нас понимает: чтобы уберечь своего ребенка, нужно использовать автокресло.
- Давайте расставим все точки над “i”: как должна перевозить своих чад семья, в которой четверо детей и больше?
- В ПДД четко написано: пассажиров в машине должно быть ровно столько, сколько предусмотрено для них мест конструкцией транспортного средства. И не важно, сколько лет пассажиру. Будь то маленький, худенький ребенок или взрослый, упитанный мужчина - он по правилам должен занимать одно место. То есть, условно говоря, в легковой машине мы можем расположить максимум три человека на заднем сиденье, - это касается и детей, - и одного ребенка посадить в автокресло на переднее сиденье. Все. Как быть тем, у кого больше детей? Покупать мини-вэн или перевозить их по очереди. Повторюсь: перевозка детей на коленях считается нарушением.
- Не кажется ли вам, что людям дали слишком мало времени для того, чтобы подготовиться? Не все могут выделить из семейного бюджета 20-30 тысяч на покупку автокресла, а так называемые специальные удерживающие устройства можно купить не везде. Может быть, стоило первые два-три месяца ограничиться разъяснительной работой, а уж потом, чтобы не нагнетать обстановку, начинать штрафовать?
- В этом и следующем месяце мы будем заниматься активной разъяснительной работой. Я предупредил всех сотрудников, что не должно быть никаких спецотработок и облав, связанных с использованием автокресел. Я уже не раз говорил о том, что беспричинная остановка транспортных средств запрещена. Полицейский не может тормозить машину лишь для того, чтобы проверить, в кресле сидит ребенок-пассажир или нет. Да, если наш сотрудник остановил нарушителя, который, допустим, проехал на красный и увидел, что в автомобиле есть непристегнутые дети, он будет обязан отреагировать и оштрафовать водителя, а не ограничиваться предупреждением или разъяснением.
- Но ведь в СМИ уже появилась информация о том, что в Казахстане стали штрафовать водителей, которые не соблюдают этот пункт ПДД. В Астане, например, уже 20 таких случаев.
- Это как раз те случаи, когда сотрудник останавливает водителя за другое нарушение ПДД и видит непристегнутого ребенка. Только тогда он выписывает протокол за нарушение правил перевозки детей. Что касается недостаточного количества времени для покупки таких устройств. Первый раз мы анонсировали новые Правила дорожного движения в сентябре и тогда же заговорили и об автокреслах. Поэтому у всех было несколько месяцев для того, чтобы их купить.
- Ну, далеко не все с вами согласны. Сейчас даже депутаты, которые еще недавно дружно голосовали за этот закон, говорят о том, что представители МВД провели недостаточную разъяснительную работу с населением и не смогли толком объяснить людям, в чем смысл внедрения всех тех новшеств, о которых мы говорим. Получается, что избранники народа пытаются переложить проблему с больной головы на здоровую?
- Я не хочу перекладывать ни на кого ответственность и действовать по принципу “сам такой”. Просто приведу вам цифры. У нас было 50 заседаний, в ходе которых мы обсуждали Закон “О дорожном движении” в мажилисе, восемь - в сенате. Мы приняли свыше 600 поправок по итогам дебатов в нижней палате парламента и 64 - в верхней. Все знали про эти нормы. Ну о чем еще говорить?
- И все-таки, как вы считаете, вы провели достаточную разъяснительную кампанию?
- Видимо, недостаточную. Мы можем констатировать это на сегодняшний день, раз теперь многие говорят о том, что не знали об этих новшествах. Значит, где-то в этом есть и наша вина.
- Вы не раз говорили о том, что кроме автокресел можно использовать и другие удерживающие устройства: бустеры или адаптеры для ремней безопасности, к примеру. Некоторые общественные деятели уже заявили о том, что эти товары в Казахстане не сертифицированы и опасны в применении. Как вы можете возразить им?
- Мы не будем проверять сертификаты на адаптеры или бустеры, потому что не имеем для этого должной квалификации. Естественно, нельзя применять самодельные удерживающие устройства, из которых торчат нитки или расходятся швы. Но если оно заводское и это сразу видно, то для полицейского этого вполне достаточно.
- Насколько бустеры и адаптеры безопасны, помогут ли они в случае аварии? Многие пишут о том, что эти устройства, наоборот, могут навредить.
- Конечно, они помогут в случае ДТП, и их обязательно нужно использовать. Есть исследования Всемирной организации здравоохранения, которые говорят о том, что использование удерживающих устройств снижает смертность младенцев на 71 процент, а детей более старшего возраста - на 64. И речь идет не только об автокреслах, а именно обо всех удерживающих устройствах. Конечно, нужно ориентироваться на возраст, рост и вес ребенка. Маленького перевозить в кресле, а более взрослого можно и пристегнуть при помощи адаптера. Это должны решать сами родители, обязанность которых заботиться о своих детях.
- Как только вокруг автокресел разгорелся скандал, появилось мнение о том, что эта норма была кому-то очень выгодна. Якобы кто-то из отечественных чиновников закупил в Китае партию автокресел и теперь делает все, чтобы их сбыть.
- Этот закон вносился на рассмотрение в мажилис в 2012 году. Получается, что партию автокресел, о которой писали в Интернете, купили еще тогда и она все это время лежала где-то на складах? Если в страну было специально завезено такое количество товара, почему возник дефицит? Я возглавил этот комитет чуть больше года назад, когда закон уже вовсю обсуждался. И могу вам честно сказать, что никто из моих знакомых чиновников автокреслами не торгует. Знаете, когда принимается какой-то серьезный закон, обязательно находятся люди, которые хотят обозначить особую позицию по этому поводу, сделать так, чтобы их фамилию кто-то запомнил. В данном случае я говорю не о депутатах, а о комментаторах из Интернета и многочисленных экспертах, рассуждающих об автокреслах.
- У автомобилистов помимо этого возникло к вам множество других вопросов. Например, почему из Правил дорожного движения исчез пункт, в котором говорится о том, что полицейский, остановивший автомобиль, обязан подойти к машине незамедлительно.
- В процессе работы над новыми правилами мы согласовывали их с различными госорганами, проводили юридическую экспертизу. И нам сказали: “Это ПДД, а не правила поведения сотрудника полиции. У вас есть свои приказы, вот и прописывайте в них, как они должны подходить к нарушителям и что им говорить”. В МВД есть специальная инструкция, зарегистрированная в Минюсте, в которой это четко прописано: полицейский обязан незамедлительно подойти. Для него наш приказ - закон, за невыполнение которого мы наказываем сотрудников. Пока к нам не поступало жалоб, связанных с фактами, когда полицейский долго не подходит к машине нарушителя. Если они будут - разберемся. В таких случаях автомобилисты могут смело жаловаться: звонить в дежурную часть полиции или на телефон доверия.
- Недавно депутаты заговорили о необходимости внести поправки в еще одну бурно обсуждаемую статью Закона “О дорожном движении”. Речь о запрете выходить из машины, остановленной за правонарушение, до тех пор пока не разрешит полицейский. Законотворцы хотят снять эту обязанность с пассажиров авто. Вы будете их поддерживать?
- Знаете, разговоры вокруг этой нормы вызывают у меня огромное недоумение. Я сам в выходные езжу за рулем и иногда наблюдаю, как взрослый дядька, убеленный сединой, бежит к мальчишке-полицейскому, который его остановил. Зачем? Я этого не понимаю. Фактически эта норма защищает права пассажиров и водителя. Мне кажется, вокруг этого искусственно создали проблему. Что касается вопроса, связанного с распространением этой статьи закона на пассажиров, то мы будем его рассматривать. Возможно, логика в этом и есть. Посмотрим. Но в отношении водителей ничего не изменится.
- За последние полгода в Казахстане вступили в силу сразу несколько документов, регламентирующих жизнь автомобилистов. Государство идет по пути закручивания гаек, все больше и больше загоняя водителей в жесткие рамки. Да еще и размер штрафов увеличивает. При этом многие эксперты считают, что это тупиковый путь, а повышение суммы штрафов не может положительно влиять на улучшение ситуации на дорогах.
- Еще как может. Когда мы вносили поправки, связанные с увеличением штрафов, мы выбрали те статьи в Административном кодексе, нарушение которых приводит к тяжким последствиям. Это выезд на встречку, проезд на красный свет, превышение скорости. В результате уменьшилось количество этих нарушений и снизилось число аварий, которые из-за них происходят. Так что эти нормы очень хорошо работают.
- Раз это настолько действенно, не планируете ли вы еще раз повысить штрафы?
- Нет, повышения штрафов не будет. Подобные вещи так часто не делаются. До конца этого года в Адмкодекс точно не будет вноситься никаких поправок.
- С 1 января были отменены доверенности на управление транспортными средствами. Это новшество опять же вызвало в обществе немало споров. Хотелось бы получить конкретные разъяснения, что должен сделать человек, который хочет передать свою машину другому лицу.
- Он должен вписать его данные в страховку. Это подтверждение того, что машина была передана для управления другому лицу, а не угнана. И в случае ДТП водитель без проблем сможет получить деньги на восстановление машины.
Почему вы меня не спрашиваете про аптечку, о которой сейчас тоже так много говорят? Здесь сложилась непонятная ситуация. Я еще раз говорю: никто не будет специально проверять наличие аптечки. Остановил за другое нарушение и заодно спросил про нее - только так. Полицейского не интересует количество бинтов, их ширина и длина. Он вправе проверить лишь наличие аптечки. Просто так совпало, что в конце года Минздравсоцразвития изменило состав аптечки, и это тоже стали ассоциировать с ПДД.
- Но ведь полицейскому важно, новая аптечка или старая?
- Нет, самое главное, чтобы она была и в ней находились бинты и медикаменты, а не вилки, ложки и закуска. Мы только эти вещи будем проверять.
- Но ведь если ваш сотрудник захочет к чему-то придраться, он все равно найдет причину, чтобы оштрафовать. И одна из таких зацепок - аптечка.
- Все наши добрые начинания в это и упираются. Конечно, все зависит от исполнителей - и это касается любой сферы. Да, есть недобросовестные сотрудники: мы за прошлый год уволили 500 человек, проводим гласные и негласные служебные проверки. И эта работа продолжается.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Лэйлы Басаровой, Алматы

Поделиться
Класснуть