10433

Марат ШИБУТОВ, политолог: Тохтар Тулешов заказал Баян Есентаеву

- так могла бы выглядеть самая громкая новость последнего времени

Последние события в Казахстане еще раз показали, что новые медиа все больше теснят традиционные СМИ. Новости из социальных сетей, сообщения в мессенджерах распространяются быстрее, чем официальные заявления гос­органов и журналистские материалы. Злобо­дневные, актуальные темы проигрывают горячим новостям о сексуально-криминальных скандалах с участием знаменитостей и чиновников. При этом в Интернете нет никакой самоцензуры - там свободно публикуются откровенные фотографии и видео, которые набирают десятки тысяч просмотров. Означает ли это, что журналистика должна следовать за виртуальными тенденциями и идти на поводу у читателя? Вот что думает об этом политолог Марат ШИБУТОВ (на снимке).

- Новость о покушении на жизнь Баян Есентаевой на сайте газеты “Время” собрала более 130 тысяч просмотров. Пока это самый популярный материал этого года на time.kz. Действительно ли продюсер девичьих групп так популярна в нашей стране?
- На мой взгляд, да. Она относится к числу телевизионных селебрити, а значит, ее узнает максимальное количество людей. У нас до сих пор телевизор имеет самый большой охват аудитории, и поэтому любое лицо с телеэкрана (особенно если оно там мелькает годами) становится очень популярным. Плюс у нас там не так много красивых лиц, поэтому Баян как ведущая очень многим запомнилась.
- Также мы обратили внимание, что любое упоминание Тохтара Тулешова дает приличный трафик. Видео с дня рождения дочери пивного олигарха, размещенное в аккаунте “Времени” на Youtube, про­смотрели почти 450 тысяч раз. О чем это говорит?
- Тут больше сыграл сам информационный повод - у нас не каждый год людей обвиняют в попытке государственного переворота. До этого был только Рахат АЛИЕВ. Два человека за последние 25 лет - конечно, у людей будет интерес.
- И третий пример - казахстанский дипломат Чингиз КАРАГУЖИНОВ, ковыряющийся в зубах за спиной президента Киргизии Алмазбека АТАМБАЕВА. Небольшая заметка об этом в нашей газете перепечатана десятками СМИ, в том числе и зарубежными. По сути, из-за этой заметки министру иностранных дел Ерлану ИДРИСОВУ пришлось публично извиняться за дипломата. В чем причина такого ажиотажа?
- Эта новость из серии курьезов - одна из самых популярных тем вообще как в СМИ, так и в Интернете. “Бритни пришла без трусов”, “У главы Всемирного банка дырявые носки”, “Буш подавился крендельком” - широкой аудитории очень приятно знать, что люди по ту сторону экрана тоже живые, они тоже “лажают, тупят и позорятся”. Это поднимет самооценку читателей, поэтому всем нравится. Люди получают заряд положительных эмоций, а это важно.
- У вас нет ощущения, что интересы казахстанцев все больше склоняются к легким темам, криминально-сексуальным скандалам вокруг звезд шоу-бизнеса, чиновников и олигархов?
- Это нормально - самые большие тиражи всегда у желтой прессы. Людям нужны сиськи, скандалы, происшествия - все, чего они зачастую лишены в собственной довольно скучной и однообразной жизни. Так что мы в мировом тренде. Смешайте в одной заметке Тулешова и Есентаеву - и у вас будет самая громкая новость года.
- А чем это может быть вызвано - омоложением аудитории, влиянием социальных сетей, развитием высоких технологий, когда даже у школьников есть смартфоны с доступом в Интернет?
- Такой мировой тренд обусловлен все большей защищенностью и легкостью жизни. Если раньше человек выходил из аула и не знал, удастся ему ли вернуться обратно, если каждое решение приходилось обдумывать, чтобы оно не привело к гибели или проб­лемам, то сейчас информация обесценилась. Она не влияет на человека в большинстве случаев, поэтому вместо познавательной функции включается развлекательная. Она все затмевает. Но когда начинаются реальные процессы вроде девальвации, ЧС или терактов, люди перестают читать про голые задницы и разводы и ищут жизненно важную для них информацию.
- Заметно, что и СМИ уже идут на поводу у пользователей, публикуя статусы звезд из Инстаграма, что-то вроде “Племянница Баян Есентаевой грозит судом комментаторам соцсетей”. Как расценивать такие вещи?
- Кому-то нужна журналистика эмоций, кому-то - журналистика фактов. Уровень СМИ не может быть выше уровня общества, которое их читает. Если казахстанцы перестали читать книги, то, конечно, самые важные новости к ним придут из Ютуба и Инстаграма. Люди не могут воспринять текст больше двух-трех абзацев - им достаточно одной картинки или видео в одну минуту - больше ничего в голову не помещается. И это надо учитывать.
- Как, на ваш взгляд, будут меняться электронные СМИ - все глубже уйдут в цитирование инстаграмов, то есть в развлекательную часть, начнут активнее использовать кошмарные видео, как в деле Ерасыла АУБАКИРОВА, или все-таки не откажутся от актуальных, важных тем?
- Я считаю, что сейчас в Казахстане думающая аудитория составляет несколько десятков тысяч человек и им хватит нескольких серьезных СМИ, которые пишут об актуальных и важных темах. Остальные пусть получают то, что им нравится - секс, скандалы и криминал. Зачем им что-нибудь знать про деньги, власть, законодательство и макропрогнозы - пусть лучше развлекаются.
- Июльский теракт обнажил еще одну проблему электронных СМИ - сайты без зазрения совести публиковали чудовищные непроверенные слухи из соцсетей: 100 человек идут с оружием из “Жулдыза”, горит вокзал Алматы-1 и так далее. Что делать с этим?
- Многие люди специально идут в экстремальные виды спорта, чтобы получить дозу адреналина. Так и чтение информации с нагнетанием ситуации... По большому счету, это меньшее из зол.

Беседовал Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира Заикина, Алматы

Поделиться
Класснуть