3088

Реформы - историческая и неотложная необходимость

С начала сентября работа парламента Казахстана вызывает широкий интерес не только в Казахстане, но и за рубежом: в обеих палатах проведена большая работа по принятию законов, призванных обеспечить исполнение предложенного главой государства Плана нации “100 конкретных шагов по реализации пяти институцио­нальных реформ”. Наша газета попросила председателя мажилиса парламента РК Кабибуллу ДЖАКУПОВА (на снимке) рассказать об этой работе.

- Кабибулла Кабенович, многие ваши коллеги признаются, что в последнее время им приходится работать в режиме нон-стоп - слишком большие нагрузки в связи с подготовкой и принятием новых законов. Что уже сделано?
- Да, вы правы, с 1 сентября текущего года мажилис стал главной площадкой страны, где развернулась большая законотворческая работа. На сегодня пакет из 59 законопроектов уже прошел все стадии законодательного процесса в обеих палатах парламента, был принят и направлен на подпись президенту страны.
На расширенном заседании правительства, прошедшем 18 ноября текущего года, Елбасы дал высокую оценку работе депутатского корпуса. Он отметил, что в результате совместной работы парламентариев с правительством уже к началу 2016 года будет обеспечена законодательная основа реализации институциональных реформ.
Сейчас у всех граждан нашей страны есть возможность изучить эти законы и с самого начала следующего календарного года строить свою деятельность в соответствии с обновленным законодательством.
Столь масштабное и быстрое изменение законодательства востребовано временем и поэтому инициировано главой государства.
Наша с вами беседа проходит в канун празднования Дня Первого президента, поэтому надо открыто сказать о роли Елбасы как в законодательной сфере, так и в целом в модернизации страны.
Меня всегда впечатляла способность главы государства своевременно прогнозировать зарождаю­щиеся вызовы и проблемы как внутри страны, так и за ее пределами. В послании народу Казах­стана 11 ноября 2014 года “Нұрлы жол - путь в будущее” он сказал следующее: “Предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Этот рубеж перейдут только сильные государства, сплоченные народы”.
Вот где лежат, на мой взгляд, корни инициированных президентом пяти институциональных реформ и программы по их реализации - Плана нации “100 конкретных шагов”, направленных на укрепление экономики страны, сплочение народа в условиях глобальной нестабильности.
Глава государства назвал план реформ Планом нации, потому что они касаются каждого жителя нашей страны, их реализация требует участия каждого гражданина Казахстана. Реформы совершаются для всего народа, а не в интересах гос­аппарата или определенной части общества.
Кстати, хотел бы особо подчерк­нуть, что, несмотря на все трудности кризисного периода, президент не допускает сокращения социальных выплат гражданам страны.
На это он еще раз обратил внимание на расширенном заседании правительства.
Более того, с начала следующего года планируется повышение заработной платы работников системы здравоохранения и образования почти до 30 процентов, а в отраслях соцзащиты, культуры и спорта - до 40 процентов.
Для того чтобы добиться прогресса и стать Мəңгілік ел, мы должны постоянно совершенствоваться и модернизироваться. Поэтому парламент в силу своих конституционных полномочий принял для этого необходимые законы.
Вывод однозначен: президентские реформы - историческая и неотложная необходимость.
Сегодня мы убеждаемся, что и мировое сообщество поддерживает наши реформы. Ярким подтверждением этому служат положительные оценки руководства и экспертов наших соседей - России и Китая, лидеров ведущих мировых экономических держав: США, Германии, Великобритании, Франции, Японии и других.
Благодаря авторитету главы государства и его личным усилиям эти страны в условиях непростой для всех экономической ситуации выразили готовность наращивать объемы инвестиций в нашу экономику, поддерживать укрепление государственности и суверенитета Казахстана.
Крупнейшие мировые капитаны бизнеса понимают, что имеют дело с перспективной страной, с сильным лидером. Наша страна предлагает взаимовыгодные условия для предпринимательства и ведет дела по-честному. А честность в деловых отношениях означает в первую очередь законодательные гарантии, обеспечивающие, с одной стороны, безопасность иностранных инвестиций, их прибыльность, и с другой - защиту экономических интересов страны, укрепление внутренней стабильности, процветание нашего народа. Вот на что нацелены принятые законы.
- Не сказались ли столь сжатые сроки разработки и принятия законопроектов на их качестве?
- Надо подчеркнуть, что этот пакет законопроектов подготовлен усилиями многих государственных органов, депутатов парламента с привлечением ученых и экспертов. И эта работа началась не 1 сентября, а намного раньше.
Профессионалы высокого уровня в составе Национальной комиссии по модернизации, представители правительства и администрации президента объединили усилия для качественной подготовки проектов законов. Причем многие депутаты и специалисты трудились с весны и все лето, в традиционный период массовых отпусков.
Депутаты, как законотворцы, постоянно и профессионально занимающиеся законодательной деятельностью, внесли свой весомый вклад в улучшение качества законопроектов. Кстати, 12 из них были инициированы самими народными избранниками.
- А можете подробнее рассказать, какой вклад внесли депутаты?
- Если говорить языком цифр, то в ходе работы над этими законопроектами в мажилисе было проведено более 500 заседаний рабочих групп, 22 расширенных заседания головных комитетов. Депутатами внесено 11 тысяч поправок, половина из которых была принята.
В тексте статьи закона важна каж­дая запятая, каждый точно подобранный термин. Поэтому все предложения депутатов и других членов рабочих групп должны были быть озвучены, обсуждены и приняты либо отвергнуты. Это поправки и редакционного характера, и касающиеся юридической техники, и концептуальные, требовавшие в соответствии с законодательством заключения правительства. Кстати, в правительство на заключение было отправлено свыше 1700 поправок, из них поддержано более тысячи, т. е. порядка 62 процентов.
- Что дают эти законы конкретно стране и гражданам?
- В рамках одного вопроса или одного интервью невозможно осветить всю полезность, нужность каждого из 59 принятых парламентом законов. Тем более рассказать, что они дают стране, каждому гражданину.
Надо подчеркнуть, что парламентом принят первый пакет законов, положивший начало масштабным изменениям по пяти направлениям реформ. Впереди предстоит углуб­ление и развитие этого процесса.
Все эти изменения направлены на придание динамики экономическому развитию, укреплению внутренней стабильности и безопасности государства, в целом - на разрешение насущных проблем как отдельного человека, социальных слоев, бизнеса, так и государства.
Приведу лишь отдельные факты по некоторым законам.
По первому направлению реформ - формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата - знаковым является Закон “О государственной службе” в новой редакции.
Глава государства на недавнем расширенном заседании правительства уделил особое внимание этому законопроекту и внес в парламент ряд предложений, направленных на обновление государственного аппарата и создание новых социальных лифтов для граждан. Депутаты мажилиса поддержали поправки президента.
Новый закон нацелен на то, чтобы госаппарат на всех уровнях работал эффективно. Закон дает возможность сформировать новый тип чиновника-профессионала, умеющего работать с народом. Бюрократ должен уступить место некоррумпированному менеджеру с государственным мышлением.
Поэтому принят также Закон “О противодействии коррупции”, который заставит всех ответственных лиц работать в рамках правового поля, не затягивать искусственно сроки решения того или иного вопроса, не ставить наших граждан в роль просителя. Чиновник назначен государством для службы народу, а не наоборот.
По второму направлению реформ - обеспечение верховенства закона - знаковыми являются законы, принятые в судебной сфере. Они обеспечивают большую степень открытости судебной системы - надежное средство от коррупции в судейских рядах. Наконец-то все судебные заседания будут сниматься на видео.
А если взять шире, то открытость, заложенная в законе, должна быть на всех уровнях государственного аппарата. На это нацелена пятая реформа, задачей которой является создание транспарентного и подот­четного государства.
В соответствии с поручением президента в рамках этой реформы разработан и принят ряд законов, в частности “О доступе к информации”. Им конкретизируется конституционное право каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Государственные органы не должны быть наглухо закрыты от общества.
Закон, к примеру, предусматривает онлайн-трансляции открытых заседаний палат парламента, местных представительных органов и коллегий государственных органов, проводимых по итогам года. Иными словами, народ должен знать, как работает власть и каковы результаты ее деятельности. Чиновники должны отчитываться перед обществом. Прозрачность, предсказуемость, доверие должны стать основой взаимоотношений для нашего общества.
Значительная часть принятых законов направлена на продолжение реформ в сфере индустриализации и экономического роста. Да, сегодня в стране сформирована законодательная база для привлечения инвестиций и развития экономики. Но нам нужно и дальше создавать условия для широких масс народа заниматься собственным бизнесом, упорядочить взаимодействие предпринимателей и государства. Эти возможности дает Предпринимательский кодекс, задача которого предельно проста - государство соз­дает условия для бизнеса, бизнес укрепляет государство.
Закон по вопросам неработающих кредитов предусматривает нормы, направленные на защиту прав заемщиков, т. е. простых граждан, которые получают кредиты от банков. Теперь заемщик будет погашать сразу основной долг, а не проценты. Уверен, что такой порядок выплаты займа позитивно повлияет на уменьшение проблемных кредитов и будет соответствовать интересам наших граждан-заемщиков.
Все мы уже привыкли к эффективной работе ЦОНов, которые сейчас оказывают 191 услугу в режиме “одного окна”. Теперь по этому принципу будут работать Центры земельного кадастра, недвижимости, по выплате пенсий.
Не ошибусь, если скажу, что из всех правоохранительных органов полиция чаще всего контактирует с населением. Вновь принятые законы усиливают ответственность полиции перед общественностью. Так, общественные советы будут иметь право рассматривать обращения граждан на действия полицейских, нарушающих нормы этики, анализировать мнения граждан о деятельности полиции и информировать об этом руководителей соответствующих органов внутренних дел. Вводится периодическая отчетность службы перед депутатами маслихата, а участковых инспекторов полиции - перед населением.
Наши граждане часто поражают иностранцев дорогими автомобилями, роскошными коттеджами, дорогими магазинами. Разумеется, мы за обеспеченную жизнь каждого нашего гражданина. Но все ли доходы законны? Все ли платят налоги? Назрела необходимость введения системы всеобщего декларирования доходов и имущества для борьбы с теневой экономикой, коррупционными проявлениями и обеспечения полноты сбора налогов в бюджет. В этих целях и принят Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц”.
Еще сотни и тысячи полезных и нужных, решающих насущные проблемы граждан норм есть в принятых законах. Я предлагаю читателям газеты “Время” изучить эти законы и активно пользоваться их новшествами.
- Казахстан часто выступает в международной сфере с глобальными инициативами. В силу специфики своей работы вы встречаетесь с представителями иностранных государств, руководителями парламентов. Как они оценивают выдвинутые Казахстаном инициативы и реформы в нашей стране?
- Когда мы говорим о международных инициативах нашей страны, мы представляем себе прежде всего вклад главы Казахстана в построение архитектуры глобальной безопасности.
Сегодня Нурсултан Назарбаев является одним из немногих авторитетных мировых лидеров, которые продолжают последовательно отстаивать незыблемость норм международного права, гарантирующих суверенитет государств и неприменение силы в решении конфликтов, а также продолжают вносить вклад в дело нераспространения ядерного оружия и отказа от него.
При этом главное отличие нашего лидера в том, что его усилия имеют практический результат. Так, в мире на протяжении десятилетий принималось множество различных антиядерных актов, которые, к сожалению, так и остались на бумаге. В то же время только Н. А. Назарбаев своим волевым решением закрыл один из крупнейших в мире Семипалатинский ядерный полигон. В свою очередь этот смелый шаг подвиг другие страны к аналогичным решениям, что не могло не сказаться положительно на вопросе защиты мира от оружия массового уничтожения.
День подписания им указа о закрытии Семипалатинского полигона объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем действий против ядерных испытаний.
Более того, Казахстан - первая страна в истории, добровольно отказавшаяся от четвертого по величине ядерного арсенала. Усилиями руководства нашей страны создана безъядерная зона в Центральной Азии.
Поэтому закономерно, что видные представители мирового сообщества выражают поддержку инициативам Казахстана по вопросам нераспространения ядерного оружия, а Генсек ООН считает президента Н. Назарбаева лидером мирового антиядерного движения.
Необходимо отметить, что кроме активной позиции, занимаемой им по антиядерной проблематике, глава нашего государства с учетом меняющейся международной повестки дня последовательно выступает с глобальными инициативами по решению других важнейших мировых проблем, волнующих население нашей планеты.
Убедительным подтверждением актуальности инициатив нашего президента стали дискуссии на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН о необходимости выработки новой парадигмы развития мирового сообщества. Главной целью современности Нурсултан Назарбаев назвал отказ от ядерного оружия. В этой связи им предложено принять Всеобщую декларацию ООН по достижению мира, свободного от ядерного оружия.
В связи с последними событиями в Париже новое звучание приобрели его предложения, озвученные на этом же форуме, о создании под эгидой ООН единой мировой сети противодействия международному терроризму и экстремизму, а также о разработке и принятии всеобъемлющего документа ООН по борьбе с терроризмом.
Совсем недавно, как вы знаете, президент Казахстана на Генеральной сессии ЮНЕСКО в Париже выдвинул новые инициативы по решению и других глобальных проблем, прежде всего новых угроз межцивилизационных разломов, межкультурных, межрелигиозных и межэтнических конфликтов.
В ходе моих международных встреч коллеги-парламентарии из других стран всегда отмечают активные миротворческие усилия лидера нашей страны и выражают поддержку инициативам Казахстана в обеспечении региональной и глобальной безопасности.
Они особо подчеркивают, что в связи с приближением 25-летия со дня принятия Нурсултаном Назарбаевым исторического решения о закрытии Семипалатинского полигона наш лидер заслуживает самой высокой оценки мирового сообщества - присуждения Нобелевской премии мира. Ведь подавляющая часть населения Земли, осознавая всю опасность ядерного оружия, выступает за сокращение и дальнейшее его уничтожение, к сожалению, за исключением правительств стран клуба ядерных держав.
Они говорят, что возрастание угрозы применения ядерного оружия, соответственно, неизбежное усиление глобального антиядерного движения все равно в будущем приведет к признанию и должной оценке очевидных усилий Казах­стана.
Сегодня весь мир знает, что казахстанцы следующими после жителей Хиросимы и Нагасаки стали жертвами бесчеловечного и открытого испытания ядерного оружия, что вызвало массовые протесты и возмущения миллионов наших сограждан. Президент, принимая свое историческое и беспрецедентное решение, не только понимал трагедию нашего народа, но и оценил масштаб опасности и угрозы всему миру.
Поэтому положительное решение данного вопроса означало бы признание не просто заслуг одной личности и одной страны, но и состоятельности самой концепции безъядерного мира, а также целых десятилетий усилий глобального антиядерного движения.
- Недавно глава государства предложил второе название Казахстана - Страна Великой степи. Какой смысл, на ваш взгляд, заложен в этом понятии?
- Степь - это не просто пространство или территория, это целая цивилизация, это наше ценностное наследие предков, колыбель нашей истории, образ мышления.
На протяжении целых тысячелетий степь являлась мостом, объединяющим не только части света и народы, но и религии и цивилизации. В степи всегда было необходимо находить копромисс, без которого не могли поддерживаться торговые отношения и сотрудничать государства.
Евразийская степь стала свидетелем великого переселения народов, расцвета и упадка цивилизаций, возвышения и исчезновения многих народов и культур. Во время варварского нашествия джунгар и катастрофы “Актабан шубырынды” стоял вопрос о полном исчезновении казахов как нации. А в результате искусственного голода 30-х годов прошлого века без всякой войны наш народ потерял половину своей численности.
Но несмотря на лихолетия и испытания, выпавшие на долю номадов, именно наш народ выстоял, сохранив дух и приумножив наследие кочевой цивилизации, стал владеть Кара шаныраком - очагом праотцов. Поэтому именно мы по праву можем ассоциировать свою страну с Великой степью и быть ее преемниками.
Поэтому идея президента об идентификации Казахстана с Великой степью объективна с любой точки зрения, она просто необходима для обеспечения узнаваемости нашей страны в мире, и мы приложим все усилия для ее реализации.
Степь является одной из важнейших основ для самоидентификации этносов и народностей, которые сейчас живут в мире и согласии в Казахстане. Все мы, несмотря на различия культур, языка и религий, ощущаем себя детьми Великой степи. И это, на мой взгляд, является одним из основных объединяющих факторов укрепления единой казахстанской нации. Думаю, что в будущем казахстанцы с гордостью будут называть себя жителями Страны Великой степи.
В этом году отмечается знаменательная дата - 550-летие Казахского ханства. По этому поводу хочу сказать, что государственность наших предков в Великой степи берет свое начало еще со времен саков и гуннов, великих тюркских империй и государств чингизидов. Шанырак государства казахов был поднят первыми ханами Кереем и Жанибеком в шестидесятых годах ХV века.
При Касым хане население молодого государства, по неполным данным, достигло миллиона человек, ханы Хакназар, Тауекель, Есим, Жангир и Кенесары стали собирателями и защитниками земли казахов, Тауке хан остался в истории основоположником национальной традиционной системы права.
Каждый из правителей внес свой неоценимый вклад в формирование единой нации и ее государственности.
К сожалению, на долю нашего народа выпали многочисленные суровые испытания и бедствия, которые не дали в полной мере осуществиться мечтам о Вечной стране - Мəңгілік ел.
Даже такие великие личности, как Абылай хан, были вынуждены признать, что не смогли добиться исполнения заветных желаний народа. Действительно, для того чтобы Казахстан стал таким, как сегодня, пришлось многим пожертвовать.
Наконец мечта казахского народа и его виднейших правителей сбылась: мечтали о мирном небе - мир на территории Казахстана обеспечен, мечтали о строительстве столицы - красавица Астана расцветает, мечтали о единстве народа - казахи не только объединились, но и стали ядром новой казахстанской нации, состоящей из более чем 130 этнических групп и народностей. Все они проживают на древней казахской земле в мире и согласии.
Все это благодаря мудрости и толерантности нашего многонационального народа. Нурсултану Назарбаеву удалось понять вековые чаяния казахского народа и стать во главе их реализации. Его замыслы нашли отражение в ряде объявленных главой государства приоритетов: стратегии “Казах­стан-2050”, программе “Нұрлы жол”, национальной идее “Мəңгілік ел”. Фундаментом для их практического воплощения должны стать пять институциональных реформ и План нации “100 конкретных шагов”.
Мы верим, что все президентские планы непременно осуществятся, став новой казахстанской реальностью, и наш народ будет жить и процветать в Великой степи, в самом сердце Евразии.
- В Плане нации “100 конкретных шагов” предполагается и изменение роли высшего законодательного органа. Ходят разговоры то о роспуске мажилиса, то об усилении полномочий парламента. Что вы думаете об этом?
- Во-первых, по действующей Конституции правом роспуска мажилиса обладает глава государства после консультаций со спикерами палат парламента и премьер-министром. Во-вторых, только президент страны определяет основные направления и принципы во внутренней и внешней политике нашего государства.
Если роспуск или изменение полномочий парламента, о возможности которых вы говорите, вызвано государственной необходимостью, дальнейшим развитием страны, укреплением суверенитета и независимости, то любой патриот нашей Родины согласится с принятием подобных решений.
Безусловно, такие важные государственные решения принимаются с учетом мнения общественности и депутатского корпуса.
- Многие наши коллеги-журналисты заметили, что в депутатском корпусе стало заметно меньше ярких фигур, своего рода возмутителей спокойствия. С чем вы это связываете?
- Как вы знаете, на период работы пятого созыва мажилиса пришлись очень серьезные геополитические и экономические вызовы для нашей страны. К сожалению, Казахстан не обходят стороной последствия событий на Украине, санкционных войн между ведущими мировыми экономиками, финансовых кризисов и вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке.
В такой ситуации нет места для популизма и саморекламы, необходима упорная и содержательная законотворческая работа, направленная на законодательное обеспечение антикризисных мер и модернизацию страны. И я очень признателен нашему депутатскому корпусу за понимание сложных современных реалий и за слаженную работу. Ярким свидетельством этого стало качественное и оперативное рассмотрение и одобрение целого пакета законопроектов по президентскому Плану нации.
В такие времена, когда фактически решается вопрос о будущем страны, подлинное уважение вызывают так называемые пахари, а не те, кто занимается самопиаром. Ведь деятельность депутата оценивается народом не по его красивым словам, а по конкретным результатам работы.
- В последнее время заметно снизилась активность депутатов по направлению запросов в высшие органы исполнительной власти. А ведь запросы - это голос народа, который их выдвинул в парламент. С чем это связано?
- Это связано с той работой, о которой мы уже говорили, - рассмотрением большого пакета законопроектов по Плану нации “100 конкретных шагов”. Весь депутатский корпус был максимально загружен качественной подготовкой и рассмотрением президентских законов.
Подготовка же каждого депутатского запроса требует сбора огромного объема материала, изучения той или иной проблемы как в центре, так и на местах, соответственно, его оформление и изложение требуют значительного времени.
- Сегодняшний парламент многопартийный, но некоторые эксперты полагают, что присутствующие в нем фракции не отражают всей палитры мнений и интересов, существующих в казахстанском обществе. Каково ваше мнение?
- В нынешнем созыве мажилиса представлены три партии. Каждая их них в силу своих возможностей старается выполнять собственную предвыборную программу. Общество об этом информировано.
Представленность в нижней палате именно этих партий отражает основную палитру интересов нашего общества, выраженных в результатах выборов. Следующие выборы покажут расклад интересов в обществе на момент их проведения.
- В парламент регулярно с отчетами приходят члены правительства, и далеко не всегда депутаты встречают их с распростертыми объятиями. Как вы воспринимаете коллег “соседней” ветви власти?
- Взаимодействие парламента и правительства, в том числе и отчеты министров перед депутатами, предусмотрены действующим законодательством. Это одна из форм парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти.
По результатам слушаний и обсуждений работы того или иного министерства депутаты принимают очень важные рекомендации по исправлению ситуации и принятию необходимых государственных мер в той или иной сфере. Это обычный рабочий процесс.
В целом в мажилисе царит здоровая деловая обстановка, депутаты сконцентрированы на законотворческой работе.
- И напоследок один вопрос личного характера. Уроженец Западного Казахстана, большую часть жизни в ней и проживший, вы уже многие годы живете и трудитесь в Астане. Ощущаете ли разницу в климате, людях?
- И там и здесь просторные равнины с воспетыми в народных сказаниях степными реками Жайык и Есиль. Такие же прекрасные восходы и закаты, да и климат, в общем-то, схожий. Только здесь, может быть, он несколько строже в зиму. И ветров побольше, благодаря которым Астана всегда “на парусах”.
А люди одинаковые: любящие свою землю, работящие. Лодырю при таком климате и ритме просто не выжить. Учитывая, что я провел в этом городе свою студенческую молодость, мне после возвращения в столицу адаптироваться особо не пришлось.
Конечно, в Уральске знаю почти каждую улицу, каждый дом, знаком со многими людьми, там живут мои близкие, и меня с областью многое связывает.
Для настоящего патриота Казахстана любой регион, любой кусочек нашей земли должен быть священным и родным.
На здешней земле, в сердце Сарыарки, есть какая-то своя динамика, энергия центра Евразии. Именно ее прочувствовал президент Казахстана, избрав это место столицей, ставшей в настоящее время одним из центров духовного и политического притяжения. Я просто благодарен судьбе, что она связала меня с таким прекрасным местом и исторической личностью.

Поделиться
Класснуть