2816

Вот лозунг мой

Поэт Владимир МАЯКОВСКИЙ однажды запросто позвал к себе на чай солнце и разговаривал со светилом за одним столом. Мне же довелось вступить в беседу, правда, заочную, с самим Министерством национальной экономики в лице его вице-министра Романа СКЛЯРА. И “говорили” мы про само­управление.

В рамках новой политики открытости мажилиса получил я приглашение поучаствовать в презентации законопроекта о местном самоуправлении (МСУ) и прилагаемой к нему концепции. Принять участие, увы, не смог, но отправил свои мысли в письменном обличье, которые там были оглашены. И вот в положенный двухмесячный срок получаю ответ из Миннацэкономики за подписью названного руководителя. Ответом, правда, это не назовешь, поскольку по поводу моих предложений там ни слова, будто их и не было вовсе. Зато вежливо, на двух страницах, мне пересказано содержание той самой концепции. А оно, если в двух словах, сводится к закреплению за государственными бюджетами четвертого (то есть сельского) уровня кое-каких (не самых больших) налогов с правом акимчиков открывать соответствующие счета наличности. И с последующим подъемом элементов такого “самоуправления” до уровня поселков и городов районного значения.
Я же предлагал (причем последние 20 лет - непрерывно) - и до сих пор настаиваю на этом - принцип распространения государственной власти (в том числе и местной) на вверенной территории (включая и сельские округа), а власти местного самоуправления - на поселения, от малых сел-аулов и до мегаполисов (этот принцип указан в Европейской хартии местного само­управления).
Суть в чем? Все унитарное государство Казахстан разделено (и это правильно!) на соподчиненные территориально-административные единицы - области, районы, сельские округа, и в каждой из них независимо от величины и иерархии должна проводиться одна и та же государственная политика, должны выполняться единообразные обязанности государства перед гражданами, хозяйствующими и прочими субъектами и, наоборот, обязанности граждан и субъектов - перед государством. В этом смысле аким самого захудалого сельского округа - это полномочный представитель президента и правительства на доверенной ему территории (как и сказано в Конституции), а его, пусть и копеечный, бюджет - это государственный бюджет.
Но люди живут не на территориях, а в конкретных поселениях, селах-аулах, поселках, в малых и больших городах. И вот по факту их проживания возникают местные проблемы (а также функции, права и обязанности), решение которых именно в рамках территориальных единиц никак не оговорено в наших документах, впрочем, как и в целом государстве. К примеру, в каждом населенном пункте есть водопровод и канализация с вытекающей (не поймите буквально!) из этого проблематикой. Включая и отсутствие в каком-то селении водопровода/канализации, что также есть проблема данного населенного пункта. Но вот такого объекта, как канализация района, области или даже всего государства Казахстан - нет (хотя, пожалуй, не помешало бы - много чего туда можно было бы отправить).
Поэтому принцип простой: государственная властная, включая и бюджетную, вертикаль осуществляется на территориях, а самостоятельная власть МСУ - в поселениях.
Но тут вот какая закавыка: в Конституции все без исключения территориально-административные единицы уже расписаны по органам местного госуправления - маслихатам и акиматам, и на МСУ ничего не остается. Поскольку по той же Конституции оно охватывает территории, на которых компактно проживают группы населения, а это - ни о чем. Ведь такой территорией может быть отдельный много­квартирный дом, некий городской квартал, микрорайон и город целиком.
Помнится, будучи еще депутатом Верховного Совета, я входил в комиссию по подготовке Конституции и поднял перед президентом один вопрос - как раз по местному самоуправлению: надо либо сразу записать МСУ за всеми городами и поселениями, либо вообще убрать безадрес­ный посыл до лучших времен.
С тех пор бесконечными законопроектными вариациями МСУ и пытаются втиснуть куда-то между местным госуправлением, а оно не втискивается из-за отсутствия собственной ниши в уже разобранном между акимами управленческом пространстве.
Хотя задача решается просто: надо перевести в статус само­управления городские представительные и исполнительные органы, акиматы поселков и сел-аулов. Наделив их бюджетной самостоятельностью и перевернув, разумеется, схему формирования: не акимы подбирают, как сейчас, себе послушных депутатов, а маслихаты формируют акимат, избирая или назначая акима. Что, кстати, допускается действую­щей Конституцией, предусматривающей осуществление МСУ через маслихаты.
… Интересно, дождусь ли от представителей мажилиса или правительства не пересказа тупикового варианта, а ответа, по существу предлагаемого?

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть