3708

Всем домбра!

Домбрист Андрей ФЕНДРИКОВ запустил в Интернете свой авторский проект Vsem dombra. Под аккомпанемент любимого инструмента он поет о том, что видит: о мусоре в горах, о гаджетах, о благотворительных акциях...

Андрей объединяет традиции акынов и скоморохов и искренне радуется, когда это цепляет слушателей. А вот когда делают акцент на том, что с казахским народным инструментом экспериментирует русский парень, Андрей слегка морщится. Ну не нравится ему, когда домбра в руках представителя нетитульной нации воспринимается как способ легкого заработка:
- Я только начал проект Vsem dombra, а уже поступают предложения спеть на определенную тему. Я отказываюсь, потому что тогда уже не смогу говорить о том, о чем хочу, у меня не будет той свободы слова, которая нужна акыну и скомороху...
- Вы свободно разговариваете на казахском языке?
- Нет, я учусь. У меня и прадедушка, и бабушка прекрасно говорили по-казахски. Бабушка работала главврачом на станции Матай и действительно была пропитана казахской культурой. Сколько помню, в ее доме всегда звучала казахская музыка. А вот родители жили и работали в городе и уже не говорят по-казахски. Но, когда у меня в школе открылся музыкальный кружок и в третьем классе появилась возможность заниматься на домбре, родители поддержали меня.
- Больше всех, наверное, был удивлен преподаватель...
- Конечно! Это сейчас, я смотрю, ребята стали чаще выбирать домбру, а тогда, конечно, ситуация была нестандартная. К тому же обучение идет на казахском языке. И моим первым, базовым знаниям казахского я обязан именно урокам музыки. Не могу сказать, что все было легко и просто и домбра сразу вот так далась мне! Вообще, очень не люблю такого рода заявления: домбра - легкий инструмент, бери и играй. Также меня удивляет, когда люди говорят, что казахский язык выучить легко. Это утверждение принижает и язык, и тех, у кого получилось его освоить, и тех, кто старается преодолеть его сложности.
- А что в домбре такого сложного, ведь это народный инструмент, который, как говорят, был раньше в каждой юрте?
- Это как с гитарой - для любительского уровня достаточно небольшого опыта, но для того, чтобы исполнять действительно сложные произведения, нужны и правильная постановка рук, и владение многими техническими приемами. Домбра вообще интересный инструмент. Она камерная, рассчитанная на использование в узком кругу, поэтому так сложно с ее глуховатым тембром выходить на большую сцену и играть то, что просят организаторы тоев или больших мероприятий - “забойные” вещи. А все попытки популяризировать электродомбру я не очень понимаю. В свое время мне самому предлагали участвовать в таком проекте, но это противоречит сути инструмента. Электродомбра на слух мало отличается от электрогитары, причем плохого качества. Я пошел по другому пути. Я стараюсь сделать из своих выступлений некое шоу. То я рабочий сцены, которому попадает домбра в руки, то зритель из зала.
- Такой прием работает?
- По крайней мере, привлекает внимание. Для меня самое ценное - если получается пробудить интерес к домбре. Например, подходит дедушка и говорит, что после моего выступления обязательно отдаст внука учиться играть на этом инструменте. А один раз меня чуть не женили за мою игру на домбре. Дело было во время тоя, выбежал такой конкретный агашка к сцене и начал говорить, что у него есть дочка и он хочет, чтобы я стал ее мужем. Тут же подошла засмущавшаяся девушка, напомнила отцу, что у нее уже есть жених и отец уже одобрил ее выбор. В общем, мы посмеялись.
- Но по специальности вы ведь не домб­рист?
- Я параллельно учился играть на классической гитаре и диплом получил именно как гитарист. А потом понял, что с гитарой могу либо стать преподавателем, либо идти в кабак. И то и другое было мне не очень интересно. Потом я пробовал себя на телевидении. В работе телерепортера меня удручало то, что ты целый день готовишь новостной сюжет, он выходит один или два раза - и ничего от твоей работы не остается! Хотя нет, после одного сюжета у меня осталась домбра. Нужно было записать на улице стендап, когда автор сюжета говорит на камеру, и я решил использовать домбру. Рядом остановился мужчина, оказалось, что он изготавливает инструменты. Тут же принес мне один попробовать и оценить. И... подарил мне его. Я пытался заплатить ему, но мастер оказался непреклонен, сказал, что будет очень рад, если его инструмент окажется в хороших руках. Мне это было невероятно приятно.
- И все же, наверное, вам часто говорят, что нужно быть казахом, чтобы в полной мере прочувствовать народный характер инструмента...
- Когда я только начинал учиться, да, слышал такое, и, признаюсь, опускались руки. Ни в одном учебнике не написано, кто может и должен играть на домбре. Меня очень греет отношение коллег - ребята всегда готовы помочь, подсказать, показать, причем совершенно бескорыстно. И что вообще значит ощущать в себе ту или иную кровь? Когда я был в музее Абая в Семее и видел, что все таблички только на казахском языке, что нет желания сделать музей привлекательным для всех туристов, что он пустой, то ощущал себя казахом, и мне было обидно. Когда я прихожу на выступления нашего великолепного оркестра народных инструментов в филармонию и вижу пустые места в зале, вижу мало молодых лиц, я тоже чувствую себя казахом, и мне обидно за эту музыку.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы


Поделиться
Класснуть