3212

Задачка для правительства

Акбар Тукаев, экономист: Чтобы защитить свой рынок нефтепродуктов, приходится прибегать к нерыночным механизмам

С завтрашнего дня в силу вступает временный, 45-суточный, запрет на ввоз нефтепродуктов из России в Казахстан, в том числе и бензина марки АИ-92. Делается это для защиты отечественных нефтеперерабатывающих заводов, которые могут остановиться или заметно снизить производительность из-за дешевого российского топлива. Простых же казахстанцев волнуют свои интересы: не подорожает ли бензин в новых условиях и не возникнет ли дефицит, как это было в прошлом году? На эти вопросы мы попросили ответить эксперта в нефтяной сфере Акбара ТУКАЕВА (на снимке).

- Ограничения на ввоз нефтепродуктов действительно необходимы, - объясняет собеседник. - Есть несколько факторов, которые повлияли на принятие такого решения. Во-первых, дешевого российского бензина завезли столько, что может упасть спрос на казахстанский продукт. Это прямая угроза нашим неф­теперерабатывающим заводам. Если сравнивать цены, то себестоимость отечественного топлива выше, чем российского. И связано это не только с ценами на нефть, но и с политическими причинами. В России, как известно, сам президент Владимир ПУТИН не только запретил повышать стоимость бензина, а наоборот - настойчиво рекомендовал снижать и себестоимость, и конечную цену. Останавливать наше производство даже на какой-то период нельзя хотя бы из-за непростой экономической ситуации. Семь тысяч рабочих могут фактически остаться без заработка.
Второй момент: во всем мире сейчас очень жесткая конкуренция в сфере НПЗ. Часть производств простаивает, а они могли бы перерабатывать порядка 4 миллионов баррелей в сутки. И никто не чурается поддерживать своих производителей, мы в этом плане не исключение. Тем более у нашего производства есть проблемы с конкурентоспособностью. Будь наше топливо так же востребовано в других странах, как российское или китайское, то мы гораздо раньше провели бы модернизацию своих заводов и продавали бы бензин за рубеж в гораздо больших объемах.
Наконец, третий фактор связан с угрозой дефицита, который довольно сильно был ощутим в прошлом году. Не введем ограничения - история повторится.
- Ограничение на поставки из России будет защищать страну от дефицита?!
- Именно так. У нас есть договоренности с Россией по поставкам топлива. Где-то миллион - миллион сто тысяч тонн автомобильного бензина мы можем завезти из России. И вот теперь возьмем нынешнюю ситуацию. Российское топливо дешевле - продавать его в розницу гораздо выгоднее, разница доходит до 10-12 тенге с литра. Но при этом надо помнить, что больше миллиона тонн Россия нам не даст, мы об этом договорились заранее. Допустим, в течение 3-4 месяцев этого года мы забираем свою квоту полностью. Наступает осень, когда спрос на топливо возрастает. Производственные мощности у нас остаются прежними, а завозить из России больше нельзя. И тогда дефицит ударит по нам сильнее, чем в прошлом году.
Я считаю, что лучше сейчас ввести ограничения, чтобы в момент пикового спроса у нас была возможность увеличить поставки. Кроме того, загружая свои НПЗ, мы создаем необходимый запас, который также станет своеобразной подушкой безопасности в августе-октябре.
- Однако в прошлом году мы также вводили ограничения на поставки топлива из России, но избежать дефицита все же не удалось. Может быть, необходимо применить какие-то другие механизмы для регулирования рынка?
- В прошлом году общественное мнение возложило большую часть вины на “КазМунайГаз”, особенно на его подразделение “Переработка-Маркетинг”. Эта группа компаний была выбрана оператором для определения рыночных механизмов регулирования рынка. Но мы все помним, что было в прошлом году - менялись цены на нефть, менялась стоимость национальной валюты. Российский бензин в какой-то момент стал для Казахстана слишком дорогим. При рыночном подходе бензин стоило бы продавать у нас в стране по таким ценам, что он стал бы недоступным для многих наших соотечественников. В итоге нацкомпании понесли определенные потери, чтобы отрегулировать разницу. Поэтому и приходится прибегать к таким нерыночным механизмам, как ограничение на ввоз нефтепродуктов. То есть ограничение защищает и НПЗ, и конечного потребителя.
- Повлияют ли нынешние ограничения на стоимость бензина? Ведь если не будет дешевого российского топлива, то продавцы начнут жаловаться на снижение прибыли.
- Цена на бензин за последние месяцы снижалась уже трижды, примерно раз в месяц происходит корректировка. Вспомните: еще несколько лет назад цену устанавливали на весь год, и она не была привязана к стоимости нефти, хотя сырье могло дешеветь и дорожать чуть ли не каждую неделю. Нынешний подход я считаю более рыночным, и при всех подсчетах цена 99 тенге за литр 92-го совершенно объективна и выгодна для всех. Казахстан, кстати, входит в первую тридцатку стран с самым дешевым бензином в мире. А после того как мы проведем модернизацию всех трех НПЗ, отпадет необходимость в закупках топлива за рубежом. Может быть, только в качестве стабилизирующего фактора для регулирования цен внутри страны.
- А вы верите, что правительство сможет все-таки провести модернизацию заводов до 2017 года, как было обещано? Сроки ведь уже сдвигаются не первый раз.
- Я думаю, что сейчас просто нет другого выхода. НПЗ необходимо модернизировать, пусть это трудоемко и очень дорого. Атырауский завод, например, проектировали в годы Второй мировой войны. Вы представляете, насколько далеко ушло производство за эти годы! Да, конечно, там менялось оборудование, проводилась реконструкция, но это все равно очень старый НПЗ. Вопрос о модернизации постоянно откладывался из-за недостатка средств, хотя впервые его подняли еще в советские годы. После обретения независимости в нефтегазовом секторе были более насущные проблемы. Сейчас мы столкнулись с тем, что внутри страны увеличиваются объемы потребления бензина, и откладывать модернизацию уже нельзя. Хотя сейчас, как я понимаю, есть определенные трудности по поиску финансирования. Если прикинуть грубо, то на три НПЗ необходимо потратить от 2 до 6 миллиардов долларов - в зависимости от объемов работ. Кто-нибудь готов выделить такие деньги сразу, при том, что вернутся они в лучшем случае лет через десять? Как я понимаю, именно над этим сейчас работает правительство, чтобы провести модернизацию до 2017 года и в дальнейшем защитить свой рынок и от скачков цен, и от дефицита.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Алматы

Кстати

Лучше меньше, да лучше?
В этом году объем переработки нефти на всех трех отечественных НПЗ - Атырауском, Шымкентском и Павлодарском - планируется снизить до 14,328 млн. тонн, указывается в сообщении АО “КазМунайГаз - переработка и маркетинг”.
Согласно документу в 2014 году на трех казахстанских НПЗ было переработано 14,911 млн. тонн нефти. По сравнению с 2013 годом объем переработки вырос на четыре процента.
В 2014 году было произведено 3 млн. тонн автобензинов, в том числе 1,99 млн. тонн бензина АИ-92. Для сравнения: в 2013 году было произведено 2,66 млн. тонн автобензинов, из них 1,712 млн. тонн бензина АИ-92.

По сообщению КазТАГ

Поделиться
Класснуть

Свежее