32274

Вдох запрещён

Вот уже пять лет на жителях небольшого южноказахстанского городка Ленгер проводится жестокий эксперимент: смогут ли люди от мала до велика выдержать условия, как у шахтеров в угольном забое, - причем не посменно, а постоянно! Власти не просто закрывают на это глаза, но даже пытаются убедить себя и окружающих, что все замечательно. И лишь небольшая горстка самых отчаянных все еще ведет свою войну за право на жизнь.

- У нас в округе нет ни одного здорового человека, - констатирует ветеран этой войны за жизнь Виктор БАЙМУРАТОВ. - В каждом доме есть инвалиды. Даже маленькие дети и те больны, а виной всему соседи-бизнесмены, устроившие в двух шагах от наших домов угольный склад.
Склад, расположенный в самом центре Ленгера, был построен в середине 70-х годов прошлого века. В советские времена в этом железнодорожном тупике хранились лес и строительные материалы. С развалом Союза склад пришел в запустение, и только в 2008 году здесь появился хозяин. Именно он превратил бывшую лесопилку в топливную базу.
- Тогда и начались наши мучения: от грохота вагонов, груженных углем, а самое главное - от туч угольной пыли мы сходили с ума, - вспоминает супруга Виктора Азимовича Александра БАЙМУРАТОВА. - Слава богу, через год эту лавочку прикрыли, и мы зажили спокойно. Вот только радовались мы недолго. Склад перепродали, а новые хозяева развернулись тут не на шутку.
По словам жителей улиц Амангельды и Набережной, что вплотную примыкают к складам, особенно “весело” им приходится, когда на топливной базе аврал. Люди говорят, что в сезон горячки, а это весна - лето - осень, здесь разгружают за один месяц до 80 вагонов угля. Затем 15-метровые горы угля вручную сортируют: покрупнее - на продажу, мелочь - для организаций. По фото, сделанным местными жителями в этот период, страшно представить, каким ядовитым коктейлем дышат эти люди.
- Мало того что вокруг угольная пыль, так еще повсюду удушающий запах от самовозгорания угля, а оно здесь постоянно! - возмущается Валерий ЛОБАНОВ. - Это уголь тлеет, газ выделяется, чтобы вся база не сгорела, они этот тлеющий уголь с места на место кидают, и снова тонны пыли на сто верст вокруг летят. В аду, наверное, жизнь слаще, чем у нас!

Особенно тяжело приходится детям. 11-летний Елмурат КИПЧАКБАЕВ, несколько лет назад вместе с родителями перебравшийся из Узбекистана в Ленгер, угасает на глазах. И без того слабое здоровье мальчика, больного ДЦП, окончательно добивает смертельное соседство.
- Дом мы покупали в зимний период, как сейчас, когда топбаза стояла, - рассказывает мать Елмурата Насевали ПОЛАТОВА. - Только весной поняли, в какую смертельную западню мы загнали себя и наших детей. За эти шесть лет дети окончательно зачахли. У сына да и у дочери, пожалуй, не осталось ни одного здорового органа. Желудок, печень, легкие, сердце, даже зрение детей - все сожрала эта угольная пыль! Мы бы уехали отсюда - те, кто мог, уже давно перебрались. Некоторые вообще дома побросали и уехали. Здесь остались только те, кому деваться просто некуда.
Неоднократно люди обращались к хозяевам угольного склада, чтобы те приняли меры для сведения к минимуму “прелестей” такого соседства. Однако они были глухи. Вот и в этот раз начальник службы безопасности угольных складов Сейтхан НАРЫМБЕТОВ не стал вступать в полемику с местными жителями. Лишь отметил, что все это происки конкурентов.
- Все жители довольны, - объяснил нам Нарымбетов. - Только эти несколько человек нам нервы мотают. Мы все делаем, чтобы пыли не было. Поливаем постоянно территорию, да и не работаем мы почти.

Правда, на мою просьбу провести экскурсию по базе, чтобы закрыть все вопросы, начальник службы охраны ответил отказом, сославшись на запрет хозяев. Один из них, Бахтияр ЖАРТЫБАЕВ, в телефонном разговоре с горячностью пытался убедить меня, что он законопослушный гражданин, а вот его оппоненты сплошь аферисты и мошенники, и даже грозился предоставить подтверждающие документы. Однако до сих пор этого не сделал.
Даже не пытался скрыть свою неблагосклонность по отношению к противникам Жартыбаева и аким города Ленгера Мухтар УСЕРБАЕВ. Государственный муж настолько разоткровенничался, что выдал пару версий, по его убеждению, объясняющих народное противостояние.
- Одна из них - это попытка конкурентов руками небольшой группы местных жителей убрать с рынка успешных бизнесменов, - делится аким. - Вторая - это обыкновенное вымогательство. Жалобщики с помощью скандалов и шумихи вымогают у владельцев этих складов деньги за молчание. Он (один из владельцев топбазы. - З.М.) приходил ко мне, жаловался на этих людей, но я сказал, чтобы он не обращал на них внимания. Кроме того, как специалист, имеющий два высших образования и знающий химсостав угля, я со всей ответственностью заявляю: никаких вредных веществ в угле нет!
Заметим, что сам городской глава живет даже не в Ленгере, а в близлежащем селе.
К слову, не только Усербаев не видит особого вреда в том, что угольные склады расположены в нескольких метрах от жилых домов. Заместитель директора южно-казахстанского департамента комитета госсанэпиднадзора Наталья БАБЯКИНА летом 2011 года дала санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что “скандальные” угольные склады относятся к 5-му классу опасности, а значит, на расстоянии 50 метров от них людям можно спокойно жить, не опасаясь за здоровье. А ведь и в советских нормативах, и в санитарно-эпидемиологических требованиях к зданиям и сооружениям производственного назначения, и санитарно-эпидемиологических требованиях по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов, утвержденных правительством в январе 2012 г., угольные склады отнесены ко второму классу опасности и в районе 500 метров вокруг них не должно быть ни жилых, ни административных зданий.

Между тем в опасный радиус попадают не только сотни домов частного сектора Ленгера, но и школа, в которой учится около тысячи ребятишек, а также районный акимат, райсуд и райпрокуратура. Однако это ничего не значит для Аль-фарабийского районного суда Шымкента, куда обратилась группа жителей Ленгера, чтобы расставить все точки над “i”.
- Нас там слушать толком никто не стал, меня так вообще выгнали из зала заседаний, а хозяев топбазы судья Аль-Фарабийского райсуда Шымкента А. САПАШЕВ слушал внимательно, - говорит Виктор Баймуратов. - Сапашев даже не удосужился выехать на место, чтобы там разобраться в сути конфликта. В своем судебном решении отметил, что наши дома находятся на расстоянии 50 метров от топбазы, а ведь мой дом стоит на расстоянии вытянутой руки от угольных складов! В итоге в иске народа к предпринимателям было отказано. Я даже не хочу думать, почему судья оказался таким благосклонным к бизнесменам.
Ситуация в районе намного серьезнее, чем предполагают самые отпетые ленгерские пессимисты. Доктор медицинских наук Мырзатай БУЛЕШОВ предупреждает: угольные склады угрожают здоровью и жизни не только тех, кто попадает в 500-метровый радиус, но и всему Ленгеру.
- Угольная пыль, особенно летом, плохо оседает, она разносится ветром на расстояние до 100 километров от очага, и это чрезвычайно опасно, - рассказывает профессор Булешов. - Необходимо выносить эту топливную базу далеко за пределы города, и чем скорее, тем лучше. Утверждать, что уголь безвреден, преступное невежество. Это может заявить лишь человек, не имеющий ни малейшего представления о медицине. Пока его детей и его семьи это не коснулось, он будет заливаться соловьем.
Разуверившиеся во всем ленгерцы написали письмо президенту страны Нурсултану НАЗАРБАЕВУ. Они верят: лишь глава государства может заставить южноказахстанских чиновников думать не только о собственном благе, но и о бедах простых людей.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент, тел. 8-701-7887392, е-mail: zaure_mir@mail.ru

Поделиться
Класснуть