32840

Горькие пилюли “СК Фармации”

На прошлой неделе, 23 января, президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ подводил итоги 2012 года и ставил задачи по реализации Стратегии-2050. В числе прочего глава государства заметил: “К сожалению, в составе холдинга “Самрук-Казына” появилась тяга к узкопрофильным инвестициям”. Также президент дал поручение “непрерывно искать пути улучшения бизнес-климата”. Сегодня мы расскажем, как и для кого улучшает “погоду в доме” Фонд национального благосостояния на примере одной из его дочек - ТОО “СК Фармация”.

Чтобы понять природу проблемы, для начала расскажем о самом ТОО “СК Фармация”. Эта дочерняя структура “Самрук-Казыны” была создана в феврале 2009 года. Главной целью ее работы назвали централизованный закуп медикаментов для всех государственных медучреждений Казахстана. До этого большинство лекарств и прочих изделий медицинского назначения закупалось на местах - в каждой области проводились свои тендеры. Четыре года назад в правительстве убеждали всех казахстанцев в том, что старая система закупок неэффективна: мол, часть денег оседает в карманах в виде откатов за победу в конкурсах. А посему закупками вроде как должен заниматься единый на всю страну поставщик. При этом вопрос “Неужели новые посредники не будут брать откаты?” появился еще раньше, чем возник сам единый поставщик.
В общем, наверху, как это обычно бывает, особо не советуясь с народом, создали фармацевтическую дочку фонда “Самрук-Казына”. Этот гигант почти сразу монополизировал весь рынок госзакупок медикаментов. При этом через счета компании проходят поистине сумасшедшие деньги казны. Судите сами: только на 2012 год “Самрук-Казына Фармация” закупила лекарств более чем на 60 млрд. тенге!
Разумеется, при том что Казахстан имел достаточно слабое фармацевтическое производство, основная масса медикаментов закупается за рубежом. Так, в 2011 году доля отечественных фармпродуктов на нашем рынке в денежном выражении составила всего 13,5 процента, в натуральном - 21,7 процента. Иными словами, десятки миллиардов бюджетных денег утекают за бугор только по статье “лекарственные изделия”. Такое положение дел мало кого устраивало. А президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА, прямо скажем, беспокоило. А посему 15 мая 2009 года на внеочередном XII съезде НДП “Нур Отан” глава государства поставил перед правительством цель увеличить долю отечественной продукции в объеме внутреннего рынка лекарств в натуральном выражении до 50 процентов к 1 января 2015 года.

Как это сделать? Выход нашелся сразу: решили пригласить в страну иностранных инвесторов - известные международные фармкомпании. Но рынок наш для них, откровенно говоря, маленький, а посему инвесторов надо было заинтересовать. Чем? Ответ тоже нашли сразу: им предложили заключить долго­срочные контракты с “Самрук-Ка­зына Фармацией”, условия которых просты: вы строите в Казахстане заводы - мы заключаем с вами договоры о том, что железно будем закупать вашу продукцию.
Так была принята программа развития фармацевтической промышленности в РК на 2010-2014 годы. Согласно ей единый поставщик “Самрук-Казына Фармация” заключил долгосрочные договоры на поставку лекарств отечественными производителями сроком до 7 лет. Сегодня, кстати, заключено 15 таких договоров.
Эта мера сразу привлекла в отрасль новых стратегических инвесторов: 51 процент акций завода “Химфарм” приобрела известная европейская компания “Польфарма”; Алматинскую фармацевтическую фабрику выкупила турецкая компания “Нобел”; 60 процентов казахстанского фармзавода “Глобал Фарм” выкупила турецкая компания “Абди Ибрахим”; на Карагандинский фармацевтический комплекс пришла известная российская компания “Фармстандарт”.
Закипела работа: иностранцы стали строить в Казахстане новые цеха и фармзаводы. Общий объем вложений инвесторов в нашу экономику был оценен в 200 млн. долларов прямых инвестиций. Вливание этих денег было достигнуто в результате официальных договоров на высшем уровне с участием президента страны. В итоге все новое производство медикаментов, согласно контрактам, должно быть запущено до 1 января 2015 года. К этому году страна легко смогла бы обеспечить 50 процентов отечественного фармрынка собственной продукцией. Более того, треть произведенных медикаментов мы бы еще и экспортировали!

Все шло согласно намеченным планам и контрактам, пока наверху, а точнее, в том секторе правительства, который курирует фарм­рынок, вдруг не решили изменить правила игры. В результате в начале 2013 года был инициирован проект постановления правительства, который фактически аннулирует ранее заключенные контракты. Согласно новым условиям постановления период с момента заключения договора и до начала поставки лекарств для “СК Фармации” не должен превышать двух лет! Иными словами, по контрактам 2009-2010 гг. наши фармпроизводства уже сейчас должны отгружать медикаменты на склады “СК Фармации”. А этого они сделать физически не могут - цеха и заводы еще не достроены и не сертифицированы по международным стандартам. Любой специалист подтвердит, что за два года фармацевтическое производство с нуля до выпуска продукции на рынок наладить невозможно - только регистрация и валидация выпущенной продукции занимает около года! А раз не могут, значит, согласно новому постановлению правительства контракты с ними будут разорваны. Это говорит о бессмысленности огромных зарубежных инвестиций в наш фармрынок - без больших объемов сбыта новое производство вряд ли окупится.
Если еще на прошлой неделе фармацевты верили, что чиновники не примут такое решение (см. “Кто подумал об инвесторе?”, “Время” от 26.1.2013 г.), то сегодня оправдались самые худшие опасения - в конце прошлой недели премьер Серик АХМЕТОВ поставил свою подпись под этим скандальным документом.
Гнев и недовольство иностранных инвесторов по этому поводу очевидны. Но дело даже не в этом. Неужели авторы и лоббисты этого постановления правительства не знают, что иностранцы не успеют запустить производство так быстро? Конечно, знают. Более того, есть мнение, что специально для этого наверху и установили такие жесткие сроки, чтобы иностранные инвесторы не успели. Но для чего? Кто наверху таким наглым способом решил сорвать намеченные планы и поставить под сомнения договоры, которые подписывал глава государства? А главное, ради чего?
Есть мнение, что уже заключенные гарантированные долгосрочные контракты избавили меж­дународные фармкомпании от необходимости отстегивать кому-либо наверх. И это совсем не нравится кое-кому. С другой стороны, поговаривают, что кое-кто наверху лоббирует интересы других фарм-компаний. Что это за компании, ради которых чиновники пошли на откровенное нарушение обязательств, данных известным меж­дународным фармацевтическим производителям, мы узнаем совсем скоро, когда с фармацевтами начнут заключать новые контракты.
Мы будем отслеживать ситуацию.

Кстати, до сих пор не стихают споры, нужно ли было отдавать дочке “Самрук-Казыны” весь рынок госзакупок лекарств. Ведь на примере других дочек нацфонда мы не раз убеждались: “Самрук-Казына” не самый лучший менеджер. Наша газета неоднократно писала, что в начале года больницы и поликлиники буквально стонут от нехватки лекарств. Пациенты поднимают шумиху. А из уст руководителей медицинских ассоциаций сыплются проклятия в адрес единого дистрибьютора - мол, вовремя не провели тендер и вовремя не закупили жизненно важные препараты. Можем предположить, что это происходит вовсе не из-за того, что ответственные люди не могут нормально распланировать график закупок и приобретать лекарства заранее. Мол, просто в некоторых случаях кое-кто хочет добиться наиболее “удобного”, “правильного” и сговорчивого поставщика. Так или нет, судить не беремся.
Кстати, в последнее время тендеры стали объявлять гораздо раньше. Например, список закупа на 2013 год был обнародован еще в апреле 2012 года. Несмотря на это, тендеры на некоторые препараты все равно объявили аж под конец года. Спрашивается, чего ждали? Неужели самого выгодного для казны поставщика? Сомневаемся...
Например, победитель конкурса на поставку препарата пэгинтерферон на 2013 год был выбран только в ноябре 2012 года. Это значит, что само лекарство поступит в клиники, дай бог, в феврале-марте. А этот препарат - не какие-нибудь витамины, а жизненно важное лекарство для детей, зараженных гепатитом С!
Кроме того, по нашим данным, стоимость некоторых купленных в этом году препаратов выросла аж на 117 процентов по сравнению с прошлым годом! Отчего, интересно?

Дальше - больше. Два года назад на примере “СК Фармации” в Минздраве решили, что и медицинскую технику в госмедучреждения тоже будет закупать единый поставщик. Вроде как этим должно было заниматься АО “Казмедтех”. Но недавно функции закупа чудесным образом были переданы той же дочке нацфонда -  “СК Фармации”. И каков результат? В 2011-2012 годах было закуплено оборудование на 25 млрд. тенге. При этом экономия составила всего 0,88 процента. В то время как регионы ранее закупали с экономией 5-10 процентов!
При этом у нас есть большие вопросы к этим тендерам. Например, недавно “СК Фармация” приобрела “аппарат УЗИ с программным обеспечением и набором датчиков для перинатальных центров/медико-генетических отделений”. Эта техника обошлась казне в 38,995 млн. тенге. Заходим на российский сайт компании “Евромед”. Там аппарат УЗИ с датчиками для акушерских и многих других целей, модель 2011 года, продается за 3,9 млн. рублей, то есть примерно за 19,5 млн. тенге! Как говорится, почувствуйте разницу.
А целесообразность закупа некоторых дорогостоящих медицинских аппаратов вообще вызывает вопросы. Вот что, например, пишут врачи на официальном сайте “СК Фармации”. Цитируем: “Здравствуйте, уважаемые сотрудники “СК Фармация”! Я работаю в областном перинатальном центре г. Петропавловска и являюсь внештатным специалистом по УЗД в перинатологии УЗ СКО. 22.06.2012 г. я увидела в тендерном списке на закупку в нашу область (г. Петропавловск) техническую спецификацию УЗ-аппарата, совершенно не соответствующую нашим техническим требованиям, которые я подавала в УЗ... С закупом в нашу область выставленного вами на тендер УЗ-аппарата с такими техническими характеристиками я не согласна и отказываюсь. С уважением Аладинская Вера Владимировна”. И опять вопрос: зачем хотели купить то, что область не просила?
Все это лишь отдельные примеры “эффективности” работы одной из дочек “Самрук-Казыны”. Хочется верить, что в других дочерних компаниях фонд навел больше порядка. Но жизнь почему-то подсказывает обратное...

Виктор БУРДИН, Алматы, Тел.: 259-71-96, e-mail: burdin@time.kz, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть