9058

Факультет ненужных врачей

Можно ли за два года подготовить будущего педиатра?

Кто будет лечить наших детей?  Этим летом казахстанские медицинские вузы выпускают последних студентов, которые учились по специальности “педиатрия”. В будущем детей страны будут лечить врачи общей прак­тики. Эксперты уже предсказывают резкий рост дефицита врачей-педиатров. Впрочем, их не хватает уже сейчас...

Наша газета не раз писала про Алматинский центр перинатологии и детской кардиохирургии, который второй год подряд шокирует печальной ста­тис­­тикой. Только в минувшем апреле в этом новом, оснащенном по последнему слову техники роддоме умерли 19 младенцев. В целом же за первые пять месяцев 2013 года здесь скончались 57 малышей. К слову, годом ранее в этом центре за 5 месяцев было зафиксировано 60 младенческих смертей. (см. “Обречённые”, “Время” от 22.5.2013 г.).
Справедливости ради отметим: такие печальные цифры характерны не для каждого роддома страны или города. Но дело в том, что новый Центр перинатологии принимает самых сложных пациентов, в том числе новорожденных малышей с очень низкой массой тела и врожденными пороками. Мы ни в коем случае не сомневаемся в квалификации медпресонала клиники, однако этот роддом и был создан для того, чтобы самые лучшие детские врачи могли спасать тяжелых пациентов.
В целом же только в детских поликлиниках Алматы требуются около 90 участковых педиатров и еще 60 педиатров-неонатологов - в родильных домах. И это, заметим, в самом большом и достаточно благополучном городе страны. Какова ситуация в малых городах или на селе в этой связи, думается, нетрудно представить. И, по всей видимости, она будет усугубляться.
Дело в том, что в 2006 году в странах СНГ, в том числе и в Казахстане, был принят новый стандарт медицинского вузовского образования. В частности, было решено закрыть специальности “педиат­рия”, “санитарная гигиена”, “восточная медицина” и некоторые другие. А специалистов для этих секторов здравоохранения было решено учить в рамках специальности “общая медицина”.
Возмущений в обществе тогда было много, против этой инициативы выступило немало профессоров. Но авторы реформы были непреклонны. И она была запущена. Этим летом “последние из могикан” - молодые педиат­ры заканчивают медуниверситет им. Асфендиярова.
Раньше действовала система обучения “6+1”, - поясняет декан педиатрического факультета КазНМУ Шайхслам БАТЫРХАНОВ (на снимке). - Шесть лет студент учился на факультете педиатрии, потом еще один год в интернатуре и только после этого становился врачом-педиат­ром. Но с 1 сентября 2007 года во всех шести медвузах страны перестали принимать на обучение по специальности “педиатрия”, и началось обучение по новой системе - “5+2”: пять лет студент обучается в бакалавриате, потом два года в интернатуре. Но даже после семи лет обучения студент не имеет права работать педиатром. Поскольку он обучался по общим дисциплинам, то может быть только врачом общей практики! Педиатром он станет только в том случае, когда закончит резидентуру. А это еще два-три года обучения, даже четыре - если студент хочет стать детским нейрохирургом или кардиохирургом. То есть в общей сложности на детского врача приходится учиться девять лет и больше. К тому же если раньше на педиатрическом факультете студент с первого курса вникал в свою специализацию, сейчас он только пять лет в бакалавриате учится общей медицине.
Как рассказывает Шайхслам Килибаевич, если и раньше на отделение педиатрии абитуриенты не особо рвались, то сейчас, при увеличении срока обучения минимум на два года, желающих лечить малышей становится все меньше. Студенты-медики сегодня все больше рвутся в хирургию да в акушер-гинекологию. То есть туда, где можно больше заработать. В прошлом году, например, в КазНМУ педиатрами решили стать всего 59 бакалавров. В этом году педиатрию выбрали всего около 30 студентов, но учебных часов по педиатрии у них стало меньше.
- Раньше у студента с первого курса в голове сидела доминанта, что он будущий педиатр, и он шел к этому, - говорит профессор Батырханов. - А сегодня мне трудно переманивать студентов пятого курса. В этом году полностью заканчивают обучение последние студенты “истинного” педфака, которые обучались по прежней системе. А дальше в больницы страны пойдут врачи общей практики. Да, они изучают особенности детского возраста, но не в том объеме, как раньше.
Качество подготовки будущих детских врачей - это одна проблема. Мы еще не знаем, насколько подготовленными специалистами они выйдут из стен альма-матер. Хотя в КазНМУ уверяют, что делают все, чтобы вложить в студентов максимум знаний.
Другая проблема - это дефицит педиатров в будущем. Лишь одна деталь: если в этом году вузы окончат студенты, последними обу­чавшиеся по старой системе 7 лет, то в следующем году вузы не выпустят очередную партию будущих детских врачей: им нужно будет учиться дольше. А если учесть, что педиатров, обученных по новым стандартам, будет в принципе гораздо меньше...
- Я думаю, в ближайшие 7-10 лет в стране будет тяжело с педиатрами, - говорит Шайхслам Килибаевич. - Может быть, мы вытянем эту область медицины, обучая студентов по новой системе, но не сразу. Завтра детские стационары оголятся, но врачи общей практики не пойдут же туда работать! А дальше как быть? “Взрослый” терапевт к новорожденному ребенку не пойдет. В поликлинике он еще сможет на него взглянуть, но в стационаре уже нужен специалист.
Профессор Батырханов, а с ним и целая армия его коллег, видит единственный выход из ситуации в продолжении обучения студентов по прежней системе, не прерывая новую. В КазНМУ, например, сохранились “детские” кафедры, а при них пока еще работают профессора и преподаватели, которые были в авторитете еще в советское время.
Известный в стране врач-педиатр, доктор медицинских наук, профессор Сауле ДИКАНБАЕВА  (на снимке) в интервью нашей газете отметила, что казахстанские чиновники поспешили, отменив прежнюю систему подготовки детских врачей.
- В стране сложился дефицит педиатров, - утверждает Сауле Алкеевна. - Большинство опытных специалистов - пенсионного и предпенсионного возраста. Несколько лет назад мы выступали за сохранение в вузах страны педиатрических факультетов, но к нам не прислушались - их закрыли, и сейчас готовят врачей общей прак­тики с дальнейшей двухгодичной переподготовкой в резидентуре. А специальные врачи-педиатры должны быть! За два года невозможно подготовить узкого специалиста. Насколько я знаю, сейчас подготовка в вузах хорошая, но желающих идти в педиатрию мало, потому что это самая низкооплачиваемая специальность. Пока показатели материнской и младенческой смертности у нас остаются высокими, на какое-то время следовало бы оставить педиатрические факультеты в вузах.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

P.S. Белоруссия, Россия, Узбекистан, Киргизия и другие страны также перешли на новые стандарты образования, но они сохранили у себя педиатрические факультеты.

13.07.2013

Поделиться
Класснуть