4436

Точно по мишеням

Во время конгресса работала выставка фармацевтической промышленности и медицинского оборудования.

В борьбе с онкологией у врачей появилось новое оружие

Каких высот достигла мировая наука в лечении рака и удастся ли Казахстану выйти на один уровень с передовыми странами по борьбе с онкологическими заболеваниями? Это мы выясняли на Европейском конгрессе онкологов, который прошел этой осенью в Амстердаме.

Этот съезд медицинских светил всего мира стал знаковым событием. Во-первых, в борьбе с раком объявлен курс на усиление мультидисциплинарного подхода - поэтому в конгрессе участвовали одно­временно химиотерапевты, хирурги, радиологи. Раньше врачи каждой специализации и работали автономно, и свои конгрессы проводили по отдельности. Теперь считается, что для достижения успеха они должны действовать сообща и в сотрудничестве с пациентом разрабатывать общую стратегию лечения. Во-вторых, в связи с таким объединением на конгресс прибыло рекордное число участников - 18 000 специалистов из 126 стран. Были в их числе и врачи из Казахстана - более 20 онкологов из областных и городских диспансеров и Казахского института онкологии и радиологии. Ну а в-третьих, на съезде были представлены научные открытия, которые можно считать прорывом в лечении рака и которые дают на­дежду многим больным. Мероприятие, казалось бы, интересное лишь для узких специалистов, оказалось настолько значимым и весомым, что на открытие конгресса прибыл король Нидерландов Виллем-Александр Клаус Георг Фердинанд. Несмотря на присутствие монаршей персоны, церемония открытия была совершенно не пафосной, а рабочей: король речей не произносил, скромно сел в первый ряд и вместе со всеми прослушал получасовой доклад профессора Сюзанны ТОПАЛЯН с кратким предисловием председателя конгресса господина Ван дер ВЕЛЬДЕ. О чем же шла речь, что даже король оставил все монаршие заботы и старательно вникал в медицинские термины?
Профессор Топалян отметила, что словом “рак” обозначают 100 разных болезней. Самым распространенным в мире является рак легких. Успехи в лечении рака немалые: если 20 лет назад неизлечимыми считались 20 процентов онкологических заболеваний, то сейчас лишь 5 процентов. Наиболее перспективным направлением является так называемая таргетная медицина. Таргетные препараты - новый класс лекарственных средств, имеющих точно целенаправленное действие. Их можно сравнить со снайперами, которые прицельно бьют по мишени - раковой клетке, в то время как химиопрепараты скорее схожи со взрывом бомбы - под него не только попадают враги (опухолевые клетки), но и страдает весь организм. Но успеха в лечении таргетными препаратами можно достичь, только если точно определены молекулярно-генетический тип и подтип новообразования. Применение таргетных препаратов говорит о переходе к персонализированной медицине - ведь каждому пациенту потребуется определенный препарат, который подействует именно на его опухолевые клетки. Принцип “одно лекарство для всех” уходит в прошлое. Большинство таргетных препаратов имеет то же действие, что и собственные имунные клетки организма, они являются своего рода антителами. Именно иммунитет является идеальным средством против рака, говорила профессор.
Рядом с королем сидели две женщины - героини небольшого фильма, который продемонстрировали на церемонии открытия. Оказалось, что это пациентки, которые с помощью новых препаратов сумели преодолеть тяжелый недуг. Огромный зал конгресс-центра RAI долго аплодировал им.
На фармацевтической выставке, проходившей в рамках конгресса, многочисленные компании презентовали свои исследования.
- В этом году на Европейском конгрессе онкологов мы представили важные новые данные как по препаратам, находящимся в разработке, так и по уже зарегистрированным, - сказал Хал БАРРОН, главный медицинский директор и глава глобального подразделения по разработке лекарственных препаратов компании Roche. - Эти данные отражают нашу приверженность разработке новых таргетных противоопухолевых препаратов.
В кулуарах конгресса мы встретили известного казахстанского онколога, главного врача Алматинского онкологического центра Диляру КАЙДАРОВУ (на снимке) и, пользуясь случаем, задали вопрос: сильно ли Казахстан отстает от мировых лидеров в лечении онкологии и что ценного на конгрессе узнали для себя наши врачи?
- Как вы знаете, в 2012 году принята программа развития онкологической помощи в Республике Казах-
стан на 2012-2016 годы, и государство очень много предпринимает шагов в этом направлении, выделяет огромные средства. У нас действуют семь скрининговых программ, пациенты обеспечиваются бесплатно необходимыми для лечения препаратами - такого нет ни в одной стране СНГ. Конечно, результаты будут видны лет через пять, а то и больше. На конгрессе мы увидели, к чему нам стремиться. Например, от итальянских коллег мы узнали, что у них в стране забыли, что такое рак шейки матки. Там четко поставлены скрининговые программы, и проблемы выявляют и лечат на той стадии, когда только появляются атипичные клетки. Профессор Рассели из Европейской школы онкологов мне говорит: “Я тебе расскажу страшную историю, как у одной пациентки обнаружили предраковое состояние”. К сожалению, я в ответ ему могу рассказать, как у нас в 46-47 лет женщины приходят уже на 4-й стадии рака. Европейские онкологи обсуждают опухоли груди размером 5 мм как из ряда вон выходящий случай. Я им просто завидую - у нас пациентки обращаются с опухолями от 1 до 5 см. Проблема в том, что у нас страдают ранняя диагностика и профилактика. В Европе женщина, как только ей 40 лет исполнилось, сама бежит делать маммографию. У нас другая ситуация: пять лет идет маммографический скрининг, и до сих пор женщины не хотят идти на маммографию. Многие районные поликлиники не выполняют госзаказ! По Алматы обследование молочных желез выполнено на 66 процентов, хотя везде объявления висят, что это бесплатно! А женщины боятся идти к врачу даже с выявленными опухолями из страха потерять грудь. В той же Италии норма, когда пациентке при удалении груди сразу ставят имплант, и она, просыпаясь после операции, даже не замечает никаких изменений в своей фигуре. Это тоже наше большое отставание от Европы: у них уже вопрос стоит о качестве жизни, мы пока сосредоточены на борьбе со смертностью. Лучевая терапия, хирургия у нас пока не на уровне, химиотерапия, пожалуй, единственное, чем мы можем сейчас гордиться. Мы даже назначаем пациентам новейшие таргетные препараты, очень дорогостоящие - государство закупило шесть наименований. Когда я об этом сказала россиянам, они были потрясены: у них даже речи нет о том, чтобы такими современными препаратами лечить бесплатно.
За четыре дня работы конгресса было представлено 3306 тезисов, 1000 презентаций, 300 сессий в параллельных конференц-залах. Обсуждались самые разные вопросы - от роли медсестры в онкологии до психологической помощи и защиты прав пациентов. Будем надеяться, что новые знания и новые подходы в лечении наши врачи сумеют применить на пользу пациентам.

Участников принимал огромный конгресс-центр RAI.

В секции психологической поддержки пациентов японские девушки учили делать бумажных журавликов-оригами.

До чего техника дошла: лабораторные данные моментально анализирует компьютер.

Ирина БАЖЕНОВА, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть