1988

Страховка больше, чем жизнь?

Казахстанских пациентов будут страховать от врачебных ошибок. В случае причинения ущерба здоровью пациент сможет рассчитывать на материальную компенсацию. Об этом новом механизме защиты больных на днях рассказала журналистам замгендиректора Республиканского центра развития здравоохранения Нагима ИСАТАЕВА.

- В том случае, если был факт врачебной ошибки, пациенту будет возмещаться нанесенный вред. Будет создаваться независимый фонд гарантирования ответственности медицинских работников. В него будут вносить взносы медицинские работники (врачи и медсестры. - В.Б.) и государство, - сообщила Исатаева.
По ее словам, законопроект о страховании будет разработан к 2016 году.
Исатаева пояснила, что каждая врачебная ошибка будет иметь свою цену. “Нам нужно провести расчеты, по каким ошибкам, в каком размере должно быть возмещение. Это будет высчитываться из того, какого рода у нас встречаются ошибки, какие затраты идут на каждый из этих случаев. Все это ляжет потом в размер взносов”, - процитировал замглаву республиканского центра портал Tengrinews.
Представитель медучреждения сообщила, что взносы будут фиксированными. Они будут разниться в зависимости от должности медработника, однако размер зарплаты учитываться не будет.
- Мы предполагаем, что они (казахстанские медработники. - Ред.) могут быть против. Но предварительный опрос, который был проведен в 2012 году, показал, что более половины медицинских работников согласны. Сейчас речь идет о величине страховых взносов, - сказала Исатаева, добавив, что еще не решено, обязательная ли это будет практика или добровольная.
По ее данным, практически каждый десятый пациент в стране остается недоволен результатами лечения.
- Мы предлагаем населению и медицинской общественности страны приступить к обсуждению этого законопроекта и высказать свои мнения, пожелания, - заключила замглавы организации здравоохранения.
Мы последовали призыву Нагимы Исатаевой и предложили нашим экспертам обсудить нововведение.
Сергей БИРЮКОВ, директор фонда по защите прав пациентов AGEP’C:
- Вводить страхование ответственности врачей нужно, ведь врачебные ошибки в нашей стране, к сожалению, часто допускаются. Даже самые лучшие врачи не застрахованы от промахов. И в большинстве случаев наши медики не несут никакой ответственности за свои поступки. Я надеюсь, в законе четко будет прописано: док­тор за такую-то ошибку будет нести такое-то наказание, в том числе материальное. Ведь пациенту после этой оплошности врача нужно восстанавливать здоровье, закупать лекарства, проходить реабилитацию.
Да, где-то можно пролечиться за счет государства, но далеко не все медуслуги у нас входят в гарантированный объем бесплатной медпомощи, и пациенту нередко приходится платить из своего кармана. Так пусть врач рассчитывается, оплачивает реабилитацию. А если пациент умер по вине доктора, то врач должен нести материальную ответственность перед его близкими, детьми.
Такой механизм страхования работает во всем мире, и в развитых странах в том числе. Это совершенно нормальный процесс, раз мы говорим о том, что стремимся к справедливому и демократическому обществу.
Марианна ГУРИНА, президент фонда “ұлағатты жанұя”:
- Считаю, страхование должно заставить врачей отвечать за свои ошибки. Слышали ли вы, чтобы в Казахстане осудили какого-то врача за его непрофессионализм по всей строгости? Сомневаюсь. Да, какие-то дела открываются, проходят процессы. Но за тяжелые последствия для пациента доктора лишают максимум на год врачебной практики, а потом он снова выходит на работу. То есть после всех страшных случаев нанесенного урона пациентам врачи остаются фактически безнаказанными. И находятся тысячи причин и возможностей наказать кого угодно, но только не врача, который несет полную ответственность за свою профессиональную деятельность.
К сожалению, у многих казахстанцев нет доверия к нашим врачам. Богатые люди лечатся сами и увозят своих детей в зарубежные клиники.
Правда, я не верю, что пациенту будут легко и просто выплачивать компенсацию по страховке. Судя по тем судебным процессам, в которых я участвовала, с доказательной базой будет сложно. Врачи скажут: пациент уже пришел ко мне полумертвым, по дороге споткнулся, а я делал все, чтобы спасти ему жизнь. Поэтому, на мой взгляд, страховой механизм заработает не сразу. Возможно, со временем врачи будут более ответственно относиться к своим обязанностям.
И еще один момент. Считаю, что в новом законе надо четко определять, в каких случаях мы можем обращаться в страховые компании за то, что к нам в больнице или поликлинике плохо отнеслись, наорали, не вовремя поставили капельницу или не дали препарат, которого почему-то не оказалось в больнице, и т.д.
Бахыт ТУМЕНОВА, президент медицинского фонда “Амансаулық”:
- Ошибаться могут все, и за ошибку, быть может, и не надо наказывать врача. Но надо наказывать за халатное отношение к своим обязанностям, причем во всех профессиях, а не только в медицине. У нас недавно был случай. У 40-летнего мужчины болело и жгло за грудиной. Он пошел к доктору, и тот сказал: ты простыл, вот тебе перцовый пластырь, иди лечись. Больной вернулся домой, упал на пороге и умер. Вскрытие показало: инфаркт. Вот от таких случаев страховать надо, а врачей - наказывать.
Но, к сожалению, одного страхования мало. В стране должна работать и качественная независимая экспертная оценка. Ведь сегодня экспертизу проводят сами медицинские работники, которые порой ангажированы. Суды, которые будут выносить решения о компенсации пациентам, также должны быть справедливыми и беспристрастными. Причем судьи, которые будут вести подобные процессы, должны быть компетентными именно в медицине. Это же касается адвокатов и врачебных экспертных сообществ. Ведь завтра от неверных судебных решений могут пострадать не только пациенты, но и врачи.
Нужно тщательно разбираться в каждом случае врачебной ошибки. Главное - найти причину и сделать все, чтобы такие случаи не повторялись. Я как практик видела очень много случаев, когда рука не поднимается обвинить и наказать врача. Бывает, когда на спасение пациента уже мало времени, нет нужной медтехники под рукой, и т.д.
Аружан САИН, глава благотворительного фонда по лечению детей “Добровольное общество “Милосердие”:
- Нам, конечно, крайне необходимо свести к минимуму врачебные ошибки, потому что сейчас их количество приобретает угрожающий характер. Но у меня неоднозначное отношение к страхованию ответственности медработников.
Во-первых, не приведет ли это к определенному поощрению профессиональной безответственности? Ведь кто-то из докторов может подумать: да, я ошибся, но ведь застраховался, пусть пациент пойдет и получит компенсацию.
Во-вторых, сегодня механизм ответственности врача фактически не работает. Я боюсь, что и с введением страхования он не заработает. Ведь никто не хочет платить. И не в интересах страховых компаний все ошибки принимать за страховой случай. А если не работает механизм доказательства врачебной ошибки, если система здравоохранения своих ошибок не признает, то тут страхуй не страхуй - без толку.
И потом большой вопрос, какую компенсацию получат пациенты. Если ребенок по вине врача стал инвалидом, сколько ему заплатят - 100 тысяч долларов или 100 тысяч тенге? Очень сомневаюсь, что это будет первая сумма. Но тогда какой смысл создавать новую систему? Ради того, чтобы у кого-то была работа в новом страховом фонде?
Также считаю: чем больше будет выплат в стране, тем меньше будут суммы выплат.
Словом, создавать страховую систему для того, чтобы свести к минимуму врачебные ошибки, - эта мера неэффективная. С этим нужно бороться по-другому.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Владимира Третьякова и Романа Егорова, Алматы

От редакции В последующих номерах мы намерены продолжить обсуждение этой темы.

Поделиться
Класснуть