2745

Газом здесь не пахнет!

или Интерес исчерпан?

Вчера журналисты, спешившие на брифинг генерального директора Национального научного медцентра (ННМЦ) Абая БАЙГЕНЖИНА (на нижнем снимке), втайне надеялись на маленькую сенсацию: наконец-то раскроется загадка “сонной болезни” жителей акмолинского села. Но услышанное повергло некоторых моих коллег в уныние: похоже, бедные сельчане точно оказались в замкнутом круге. Медики предполагают, что таинственный недуг возник в Калачах под воздействием какого-то фактора, но какого именно - не выясняют. Оказывается, это не их задача!

Байгенжин рассказал о состоянии четырех пациентов, которых срочно доставили в Астану из Калачей 5 января на вертолете санитарной авиации. Все они женщины различного возраста (две - 1940-го, остальные - 1956 и 1967 годов рождения). По мнению врачей ННМЦ, причина “сонной болезни” этих пациентов - букет заболеваний.
- Фактор того букета заболеваний, который у них был, послужил причиной для возникновения вот этого состояния, которое мы сейчас называем “сонной болезнью”, - обнародовал диагноз Абай Байгенжин.
У пациентов заболевания и осложнения разной степени тяжести внутренних органов, сосудов и нервной системы, метаболические нарушения, сахарный диабет, атеросклеротические поражения сосудов. У трех выявлена хроническая недостаточность мозгового кровообращения, причем у двух тяжелой степени с выраженными морфологическими изменениями головного мозга. У четвертой госпитализированной установлена хроническая анемия выраженной степени со значительным снижением уровня железа в сыворотке крови.
По словам Абая Байгенжина, врачи хотели познакомить пациентов с журналистами, но женщины отказались от общения с прессой. А на вопросы о перво­источнике заболевания и связано ли это с промышленной деятельностью, в частности с добычей на рудниках, гендиректор ННМЦ ответил так: искать причину ухудшения здоровья жителей целого поселка - задача правительства, а не врачей.
- Мы в Калачах не были. Мы не знаем, - сказал Абай Байгенжин. - Мы можем предположить. Раз этот случай неоднократный, задевает интересы многих жителей этого поселка, значит, можно судить о том, что имеется какой-то фактор воздействия. Но какой именно, мы не владеем информацией. И это не наша задача. Есть профильные институты, есть профильные службы других ведомств, где есть соответствующие технические возможности, которые они могут на месте задействовать. Я просто должен сказать, что это не входит в компетенцию нашего центра, - констатировал спикер брифинга. - Вы поймите, мы не можем употребить несуществующую власть, которая нам не дана! Мы только лишь лечим, поскольку они к нам поступили.
Сказать, что на основании наших данных мы нашли какие-то посторонние факторы воздействия, мы не можем, - продолжил Байгенжин. - Потому что если это связано с каким-то токсичным явлением, то с момента их (пациентов. - Т.К.) заболевания до момента поступления (в медцентр. - Т.К.) прошло достаточно продолжительное время, и если даже оно находилось в крови, то давно уже улетучилось.
Согласно заключению врачей, заболеваниям поступивших в ННМЦ пациентов минимум 10 лет. И эти болезни периодически обостряются. После нынешнего курса лечения состояние женщин из Калачей улучшилось и расценивается как удовлетворительное.
В свою очередь, пресс-служба Министерства здравоохранения и социального развития сообщила, что углубленный медосмотр жителей Калачей и Красногорска Есильского района Акмолинской области проведен с апреля по июнь 2014 года в полном объеме специалистами областного и республиканского уровня. В частности, с марта 2013 по 9 января 2015 года в Калачах с диагнозом энцефалопатия неясного генеза зарегистрирован 101 человек. Анамнез заболеваний показывает идентичность жалоб у заболевших: головокружение, общая слабость, сонливость, нарушение координации. Состояние заболевших пациентов улучшалось после назначения сосудистой, обще­укрепляющей и дезинтоксикационной терапии. Все пациенты выписываются в удовлетворительном состоянии. Наблюдение за пациентами в динамике показывает отсутствие ухудшения после перенесенного заболевания.
После углубленного медосмотра в санаториях “Карагай” и “Бурабай” лечение проходили десять взрослых и 65 детей. В настоящее время на диспансерном учете состоят 93 человека (17 процентов от общего числа населения), из них десять взяты на учет после углубленного медосмотра. С 26 декабря 2014 года начата паспортизация состояния здоровья населения Калачей. На руки каждому жителю села будет выдано медицинское заключение о состоянии его здоровья. Результаты проведенного спектрофотометрического исследования крови заболевших жителей населенного пункта на определение уровня карбоксигемоглобина свидетельствуют, что данные о токсическом действии окиси углерода (угарный газ) у этой группы больных отсутствуют.
Интересно, есть ли в мире то лицо или то ведомство, которое в этой ситуации сможет дать исчерпывающий ответ всего лишь на три популярных вопроса: что это было, кто виноват и что делать?

Талгат КИРБЕТОВ, фото автора и Малики АШИМОВОЙ, Астана

А тем временем

Больных просят не беспокоиться

Четырехлетняя Рита КОЛЕСНИЧЕНКО заснула в минувшее воскресенье в селе Калачи. Малышка с родителями пришла к бабушке в гости, и пока родители парились в бане, была в доме. Воскресную помывку прервали крики бабушки о помощи: внучка словно опьянела, а потом и вовсе заснула.
К слову, в этой семье это уже не первый случай: ее глава не раз впадал в спячку.
В селе тревожно. Уже 125 случаев заболевания. Недавняя - восьмая по счету - волна оказалась затяжной и самой массовой: если во время первых эпидемий больных было чуть более десяти, то сейчас их около полусотни.
То и дело появляются представители властей. Предлагают жилье и работу на новом месте, но людям не все нравится. Новые дома предоставляют только в аренду, работу - только тем, кто в силе и телом, и духом, а одиноких пенсионеров один из гостей и вовсе пригласил... в дом престарелых.
Но больше всего калачинцев пугает то, что, пока будет длиться их переселение, они могут остаться без медпомощи. Местным эскулапам предложили работу в Бурабайском районе, и если их устроят условия, то переезд врачей неизбежен.
Тем временем в Калачах возобновилось строительство шести новых домов. Они предназначены для жителей... поселка Красногорский. Стройка вызывает недоумение у жителей обоих населенных пунктов, народ задается вопросом: кто поедет в село, которое собираются переселять?

Малика АШИМОВА, Кокшетау

Поделиться
Класснуть