6969

Рожайте - только не мешайте!

У павлодарца, подозреваемого в зверском убийстве помощника участкового полиции Арли ХАРКИ, родилась тройня. Девочки появились на свет недоношенными - весом 1881, 1961 и 2020 граммов. Врачи перинатального центра совсем не без оснований полагают: угрозу прерывания беременности, с которой мама тройняшек поступила в больницу, мог вызвать стресс.

Накануне родов женщина дала интервью павлодарской газете “Версия”, в котором рассказала: ее муж - заядлый игрок - спустил на “одноруких бандитов” все, что она отложила на роды. А после того как супруга, обнаружив пропажу денег, выгнала его из дома, решил застрелиться из табельного оружия участкового. Представляете, в каком стрессовом состоянии была бедная женщина? Неудивительно, что на 31-й неделе беременности у нее возникла угроза прерывания. Врачи сохраняли беременность сколько могли, успели подготовить малышек к появлению на свет, и в результате обошлось без реанимации - с новорожденными все в порядке.
Кстати, выживаемость недоношенных в Павлодарской области сейчас составляет 85 процентов - это по казахстанским меркам очень хороший показатель.
- Мы накопили огромный опыт выхаживания недоношенных, - говорит главврач областного перинатального центра Айман ОСПАНОВА (на снимке). - Сейчас изменились в корне все акушерские технологии. Вот, к примеру, раньше, как помнят наши женщины, если у беременной произошло излитие вод, ее в течение 7-12 часов полагалось обязательно родоразрешить. Сейчас же мы применяем так называемую выжидательную практику. Если женщина поступает с недоношенной беременностью, мы ей предлагаем: можем сейчас вызвать роды, но лучше подождать, потому что нужно, чтобы у ребенка созрели легкие - в незрелых легких отсутствует вещество, которое препятствует их слипанию. Вводим женщине специальные препараты, она находится под контролем, тщательным мониторингом. Если температура, анализ крови, пульс нормальные - до месяца продлеваем беременность, чтобы все органы малыша успели сформироваться. В месяц поступает по три-четыре таких женщин, и у всех затем роды проходят благополучно. И если раньше уход за недоношенными состоял из массы всевозможных манипуляций, то сейчас мы пришли к тому, что ребенку нужны только уход, тепло, покой. И даже трубку в носик ему не засовывают - есть гораздо более щадящий неинвазивный способ подачи кислорода: вроде и на аппарате, но ребенок сам дышит.
Стоит отметить, что павлодарские врачи в вопросе выхаживания недоношенных обошли, к примеру, российских. Недавно даже случился конфуз. В рамках приграничного сотрудничества акушеров-гинекологов Павлодарского областного перинатального центра пригласили на международную конференцию по неонатальной помощи в Омск. Доктора основательно подготовились к поездке - хотели рассказать как раз об успехах в ведении подобных беременных, но их попросили… не выступать. Оказалось, что российские ученые-медики сейчас начинают защищать диссертации на эту тему.
Специалисты созданного при Павлодарском областном роддоме учебного центра учат медиков всего региона. По городам и селам области вместе с ними разъезжает… кукла. Если медработник правильно оказал помощь, кукла плачет, затем - чмокает, если неправильно - синеет.
- На стажировке в Австрии я первый раз увидела таких кукол и только с завистью повздыхала, - вспоминает Айман Оспанова. - Думала, до нас такое если и дойдет, то через десятки лет. Затем вернулась в Павлодар и через некоторое время пошла на станцию скорой помощи - попрактиковаться перед подтверждением категории. Смотрю: лежит муляж мужичка. Я встала около него, делаю непрямой массаж сердца. Краем глаза вижу: вроде как мужичок мой заморгал, а потом как начал кашлять, плакать и дышать - у меня чуть инфаркт не случился... Оказывается, я все правильно сделала, и он “ожил”. А меня же не предупредили, что у нас тоже такие умные муляжи появились.
Сенсационная новость - акушеры-гинекологи области впервые в Казахстане смогли добиться показателя ранней неонатальной смерт­ности в 1,6 промилле - такого до них не удавалось никому. Тем не менее в этом году в области умерло два доношенных ребенка. В одном случае это был так называемый “хрустальный” мальчик с очень хрупкими костями - патологией, которую, к сожалению, невозможно определить во время скрининга беременных. Второй случай произошел совсем недавно в минувший четверг, и у меня была возможность полистать карту роженицы. Январь: “Беременность, бронхит под вопросом, от госпитализации отказалась”. Февраль: “Выбывает в Астану, адрес не знает”. Март: “Прибыла из Астаны на сватовство, приглашена встать на учет по беременности, проведена беседа, категорически отказывается… Доставлена “скорой помощью” с болями”. 5 мая: “Отказывается встать на учет, со слов женщины, ей нужно работать, уезжает в Павлодар, адреса не знает, где будет снимать квартиру, не знает”. 12 мая: “Женщине предложено встать на учет по беременности, проведена беседа с родственниками, но женщина категорически отказывается, взят письменный отказ”…
- Женщина поступила без серд­цебиения ребенка - он умер в утробе, - констатирует Айман Оспанова. - Вот вам, пожалуйста, солидарная ответственность врачей и родителей. Мы приобретаем современнейшее оборудование, наша лаборатория полностью автоматизирована (к примеру, на один анализ крови сейчас вместо часа уходит всего минута). Врачи ездят на повышение квалификации в ведущие клиники мира. А родители? Мамы пьют, курят на лавочке у роддома. Недавно лежала наркоманка, которой муж прямо перед операцией притащил дозу уколоться. У малыша после рождения началась наркотическая ломка...
Всего в областном перинатальном центре в этом году разрешились 3689 женщин. Из них 51 не обследованная во время беременности. Это очень много. Кроме того, некоторым женщинам и их родственникам кажется, что врачи их просто пугают.
- Сейчас в реанимации лежит роженица, мужа которой я готова была убить! - не скрывает эмоций главврач. - У супруги первая беременность, давление 190, а он уперся: не нужна ей госпитализация - и все тут... Сказала ему в сердцах: родится больной ребенок - будет иметь право на вас в суд подать, в цивилизованной стране так и делается. Насилу уговорила. Еле успели спасти маму и малыша. А буквально вчера был консилиум в первой городской консультации. Женщине 41 год, второй брак, от первого есть дочь. Решила, что должна во что бы то ни стало родить молодому мужу наследника. А у нее генетическое заболевание - тромбофилия (это когда идет повышенная свертываемость крови, угроза образования тромбов). У женщины и без беременности высокий риск тромбоэмболии - а сейчас он вырос в разы! Но от прерывания она категорически отказалась, готова рожать с риском для собственной жизни. Мы не можем насильно запретить рожать - будем делать все для благополучного исхода.
В центре перинатальной диагностики сегодня павлодарские женщины за беременность проходят скрининг трижды. Если выявляются пороки - заседает комиссия, которая выносит вердикт: коррегируемый это порок или нет.
- Если есть возможность все исправить, мы пролонгируем беременность, а во время родов приглашаем детского хирурга и сразу решаем вопрос с операцией, - говорит Айман Оспанова. - В области по “Дорожной карте” успешно работает программа “Неонатальная хирургия”, благодаря которой в течение двух часов после рождения ребенок может быть доставлен в любое специализированное учреждение. Перинатальная хирургия в Казахстане - одна из лучших в СНГ. Но, к сожалению, есть такие пороки, которые не коррегируются. Сейчас новорожденных с такими пороками стало в десятки раз меньше, чем раньше, благодаря диагностике. В год в области прерывают до ста таких беременностей. С начала 2015-го прервано 89.
Вчера в патологии новорожденных павлодарского областного перинатального центра было шесть двоен и одна тройня. Всего с начала года здесь родилось две тройни и 67 двоен. В прошлом году - 41 двойня, троен не было.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть