2499

СПИД - не срам!

Нурали Аманжолов (второй слева) и Любовь ЧУБУКОВА (вторая справа) вместе с врачами рассказывали, что ВИЧ это не конец...

На днях в Алматы в рамках проекта “FOURЭVER LIFE! Всегда жизнь!” прошло уникальное для Казахстана событие - свои истории со сцены открыто рассказали люди, живущие со статусом Вич-инфицированный. 

Ничего подобного в нашей стране еще не было. Конечно, периодически материалы о таких людях появляются в газетах, они участвуют в ток-шоу, рассказывая о себе. Но вот так, глаза в глаза со зрителями, на большую аудиторию...
Они выходили на сцену по очереди, немного рассказывали о себе, отвечали на вопросы ведущих. Волновались, конечно. Но все равно не отступали, ведь это был еще один шаг к тому, чтобы изменить отношение к таким, как они, людям.

Мужчина и...
Сначала на сцену вышел Нурали АМАНЖОЛОВ - первый человек в нашей стране, открыто заявивший: я ВИЧ-инфицированный. Это было 13 лет назад. Мужчина, который узнал о том, что он болен, еще в 1998 году, “легализовался” из сугубо практических соображений: в тот момент в парламенте рассмат­ривались поправки в закон, связанный с финансированием программ по лечению и профилактике этого заболевания.
- Меня, как общественника, тоже привлекали к этой работе. Однаж­ды в кулуарах я услышал такое: “А кто эти люди? Где они? О ком мы вообще говорим?”
После этого Нурали понял: нужно что-то делать. Он спросил разрешения у своей мамы и брата и, получив его, во всеуслышание рассказал о том, что живет с таким статусом. Даже сейчас, узнав, что перед ними Вич-инфицированный человек, люди ведут себя неоднозначно. Хотя, кажется, про эту инфекцию и пути ее передачи нам прожужжали все уши. А в начале двухтысячных... Его избегали, ругали, боялись пожать руку. Страх. Вот, что движет теми, кто впервые сталкивается с ВИЧ-инфицированными людьми. Как себя вести? Что делать? А вдруг заразишься?
С Нурали я познакомилась почти десять лет назад. Это был первый Вич-инфицированный, с которым я общалась в своей жизни. Говорили долго, тогда казалось удивительным, что собеседник вот так, открыто, может рассказывать о прошлом наркомана и зэка. Глядя на него теперь, никогда не поверишь, что это было с ним. Потом мы много раз встречались по работе, и я, погружаясь в эту тему, знакомилась с другими ВИЧ-положительными. Мы, как водится при встрече, обнимались, жали друг другу руки, общались, ели и пили, сидя за одним столом. Так что я - ходячее доказательство того, что эта инфекция не передается бытовым путем. Проверила лично, пройдя экспресс-тест на ВИЧ, который брали у всех желающих специалисты городского центра СПИД.

…женщины
Остальным выступать в этот день было сложнее, чем Нурали. Кто-то совсем недавно живет с открытым лицом, кому-то еще непросто говорить о сокровенном вот так, на публику, которая ловит каждое твое слово и еще внимательнее вглядывается в твое лицо. Они, молодые и красивые, выходили на сцену по очереди. Три женщины. Удивительно, но среди тех, кто в нашей стране решается открыть свой ВИЧ-статус, почти нет мужчин. Подавляющее большинство - девушки. Наверное, и здесь они сильнее. История Любови ЧУБУКОВОЙ - подтверждение тому, что никто из нас не застрахован от этого недуга.
- Я живу с ВИЧ 11 лет, - призналась она. - Узнала о том, что больна, в 19. Инфицировалась от своего партнера - первого и любимого мужчины, с которым у нас были серьезные отношения. Конечно, я не думала, что со мной может такое произойти. Переживала страшно. Но когда в очередной раз проснулась утром, поняла: жизнь продолжается.
Теперь у нее все, как у всех: работа, семья и главное - любимая дочка, которой сейчас 9 лет. Главное, что хотела сказать Люба: если женщина знает, что у нее ВИЧ, и лечится, то очень даже может родить здоровых детей.
У Лилии КУРБАТОВОЙ и Оксаны ИБРАГИМОВОЙ в чем-то похожие судьбы. Обе принимали наркотики, обе были за “колючкой”, обе именно там узнали, что больны. Они пришли на эту встречу вместе с родными сестрами. Те поддержали их когда-то и не остались в стороне сейчас.
- Когда я узнала, что у меня ВИЧ, выжила только благодаря поддерж­ке своей сестры Лены, - произнесла со сцены Оксана и тут же разревелась. Сестра моментально подбежалак ней. Обнялись. Поплакали вместе.
- Так долго готовились, и вот... - извинялись они перед залом.
- Не бойтесь таких людей, они ничем от нас не отличаются, - будто снова просила за сестру Лена. - У меня двое маленьких детей, они обожают свою тетю. Она с ними играет, возится, мы постоянно находимся вместе.
Лиля, наоборот, шутила:
- Как люди представляют ВИЧ-инфицированных? Все в болячках, страшные. Но, наверное, ни один из вас не подумал бы, что я больна. Вроде руки-ноги у меня не отваливаются. Я хожу по улицам, и никто на меня пальцем не показывает. Чувствую себя полноценным человеком, поэтому и окружающие относятся ко мне так же.
Найдутся те, кто спросит: зачем вообще об этом рассказывать? Отвечу. Как говорят специалисты, одна из основных причин, из-за которых развивается эпидемия ВИЧ, - дискриминация по отношению к ВИЧ-инфицированным со стороны окружающих. Из-за нее они бояться вставать на учет и не всегда хотят лечиться.Чем больше мы будем знать о таких людях, чем чаще будем их видеть, тем быстрее научимся относится к ним как к равным, просто немного другим...

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть