4519

Ценные кадры

Как и за что будут платить врачи, подтверждая свою квалификацию? 

Одной из громких тем этой недели стала новость о том, что теперь врачам придется отдавать до 25 тысяч тенге за право заниматься врачебной деятельностью. В сетях очередное ноу-хау от сыплющего реформами Министерства здравоохранения и социального развития (МЗСР) вызвало шквал критики. Одни решили, что теперь всем врачам придется отдавать своеобразную “дань” за право носить белый халат. Других возмутил сам факт того, что медиков в принципе обязали платить за те процедуры, которые раньше были бесплатными. Третьи вообще усмотрели в этом дискриминацию: дескать, почему только врачи? Мы решили разобраться в том, кто и за что будет платить, и обратились за комментариями в профильное министерство. 

- Новые правила проведения независимой оценки знаний и навыков медработников в Казахстане начали действовать с 28 марта 2015 года. Если раньше она проводилась посредством собеседования и в ней всегда присутствовал человеческий фактор, то сейчас он исключен, - пояснила нашей газете руководитель Центра оценки знаний и навыков, входящего в состав Республиканского центра развития здравоохранения МЗСР Гульмира ЖАНГЕРЕЕВА (на снимке). - Первый этап оценки - компьютерные тесты, второй - демонстрация практических навыков на специальных роботозированных симуляторах: врач должен показать, как он будет действовать в различных экстренных ситуациях. Такая система оценки действует в 70 странах мира, мы первыми в СНГ ее внедрили. К нам уже обращаются коллеги из соседних стран, которые хотят перенять наш опыт.
Мы начали проводить оценку по новым правилам с 15 октября 2015 года. Но это было на безвозмездной основе благодаря тому, что на тот момент мы были участниками специального проекта Всемирного банка. Но 30 декабря он закончился, поэтому с 1 января нового года все эти процедуры стали платными.
- Почему? Ведь до введения этой системы их оплачивало государство.
- Да, так и было. Но сейчас процедуры оценки передали в конкурентную среду. По идее, в этой сфере может работать любая организация, получившая соответствующее разрешение. Но пока никто, кроме нашего центра, его не получил, хотя претенденты были. Но в любой момент у нас могут появиться конкуренты.
- А пока все врачи приходят к вам. Давайте тогда разберемся с теми суммами, которые наделали так много шума.
- Раз в пять лет каждый врач обязан подтвердить свою проф­пригодность: сдать экзамены и получить соответствующий сертификат. Стоимость этой услуги с 1 января составляет 2950 тенге. Именно эту сумму раз в пять лет должен оплатить медработник. В четвертом квартале прошлого года, когда мы начали работу, в нашем центре такую оценку прошло около 9000 врачей и других медработников, и 88 процентов из них успешно сдали экзамены с первого раза. В общем-то, не так уж и плохо.
2950 тенге - это себестоимость процедуры, в которую заложены аренда помещения и операционные расходы. Наша организация на этом не зарабатывает. Все остальные суммы, о которых шла речь, касаются присвоения врачебных категорий, и это добровольная процедура. Для врачей стоимость варьируется от 15 541 до 24 285 тенге, для среднего медперсонала - от 13 589 до 21 249 тенге. Медик сам вправе решать, хочет он сдавать такие экзамены или ему это не нужно. Раньше эти экзамены тоже были бесплатными.
- Наверное, это и вызывает возмущение и без того не самых высокооплачиваемых специалистов в белых халатах?
- Но ведь они платят раз в пять лет! Это не так много, примерно 0,01 процента от общей суммы зарплаты. К тому же за каждую категорию медики получают надбавку к зарплате. Я не думаю, что здесь есть ущемление прав врачей. К тому же заплатить за них может работодатель - такая возможность предусмотрена в правилах. Если он заинтересован в том, чтобы у него работали высококвалифицированные специалисты, он это сделает. А от нашей оценки зависит качество оказания медпомощи, и это очень важно. Врачи давно знакомы с новыми требованиями, и пока к нам не поступало ни одной жалобы. Когда к нам приходят врачи, я их спрашиваю: “Коллеги, вы согласны с этой суммой (2950 тенге. - О.А.)?” Все отвечают утвердительно.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Гульмиры ЖАНГЕРЕЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть