11378

Альцгеймер подкрался незаметно

Единственный специалист по заболеванию, которого мы не боимся в силу своего незнания, очень оптимистичный человек. Чего не скажешь об общей картине в стране, связанной с изменениями личности в возрасте, приближающемся к пенсионному и выше.
Наш сегодняшний собеседник - кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт высшей категории, отличник здравоохранения РК Жибек ЖОЛДАСОВА (на снимке).

- Жибек Алилулаевна, вы автор крылатого изречения, которое часто цитируется вашими коллегами: “В Казахстане болезни Альцгеймера нет!” Когда и по какому случаю прозвучала эта фраза и насколько она соответствует действительности?
- В 2011 году, когда я открывала в Республиканском центре психиатрии геронтологическое отделение, в соцсетях я написала, что болезни Альцгеймера в Казахстане, оказывается, нет! Нам не то чтобы запрещали ставить такой диагноз, лечение болезни не подлежало бюджетному финансированию в стационарах. Мне муж тогда сказал: “Тебя за это уволят”. Прокатило.
Потом я работала в городском центре на Каб­лукова, и там тоже не ставили диагноз болезнь Альцгеймера по той же причине. Сейчас я ушла в частную медицину, стало проще, не надо оглядываться, как на это прореагирует администрация, и так далее...
Мы осведомлены о распространенных заболеваниях типа артериальной гипертонии, инсультах, инфарктах, сахарном диабете. Но у нас почти нулевая осведомленность о старческом слабоумии (деменция). У нас нет ни официальной статистики, ни исследований на эту тему. Прогрессирующее ухудшение памяти и снижение интеллекта, а позже присоединение галлюцинаций, расстройств поведения и сна, утрата бытовых навыков - это и есть постепенное уничтожение личности болезнью Альцгеймера.
Здравоохранение в Европе и Америке приоритетом ставит болезнь Альцгеймера. Они борются за продолжительность жизни своих граждан, чтобы те жили долго и при этом максимально приносили пользу государству.
- Готовясь к встрече с вами, я узнала, что обычно болезнь Альцгеймера диагностируется в 65 лет, причем в запущенной форме.
- У нас, к сожалению, да. Обращаются за помощью, когда МРТ у пациента показывает, что уже процесс 12-15 лет идет, когда имеются явные симптомы болезни Альцгеймера. Есть две группы препаратов, которые назначают, чтобы приостановить симптомы болезни: первые можно принимать с ранних симп­томов, и тогда болезнь нередко отступает, и есть препараты, предназначенные для лечения средней и тяжелой степени.
- В некоторых СМИ прошло сообщение, что в Израиле создали препарат, который излечивает эту болезнь.
- На сегодня болезнь Альцгеймера средней и тем более запущенной формы вылечить невозможно. Речь в публикациях СМИ шла о доклинических исследованиях, которые проводились в лабораторных условиях. Что будет в живом организме при клиническом исследовании, никто не знает. Но надежда есть. На клинические исследования может уйти до 20 лет.
Считается, что у каждого человека свой возраст болезни Альцгеймера: у кого-то он появляется в 50, а у кого-то и в 80 еще никаких признаков нет. Симптомы болезни нарастают постепенно. Снижается активность, сначала рассеянность появляется, невнимательность, потом это переходит в забывчивость, потом идут четкие нарушения памяти, когда человек не может вспомнить, что было сегодня или вчера.
На Западе есть методы ранней диагностики. Там с помощью томографа измеряют объем гиппокампа (есть в мозге такой орган), и если он становится меньше нормы, то это уже сигнал: пошел альцгеймеровский процесс. У нас гиппокамп никто не измеряет, ни в одном заключении томографии в нашей республике гиппокамп не описывают.
Это при том, что аппараты МРТ у нас в Алматы, можно сказать, есть на каждом углу. Их более 15.
Нейробиологи доказали, что в гиппокампе происходит образование новых клеток. 700 новых нервных клеток образуется каждый день, но их надо стимулировать. Стимулируют образование нервных клеток только три вида деятельности: обучение, физические нагрузки и секс. Чем больше вы учитесь, тем больше нервных клеток у вас образуется.
- А если секс в жизни человека отсутствует?
- Думаю, секс можно приравнять к физической нагрузке, при которой усиливается поступление глюкозы в головной мозг, а глюкоза для головного мозга является универсальным энергетическим продуктом, поставщиком энергии. Самый легкий способ подобной нагрузки - пробежки 30-40 минут не трусцой и не шагом, а средним бегом.
- Кто у нас в стране занимается проблемами изучения болезни Альцгеймера?
- Я. Конкурентов пока нет. Учеников у меня тоже пока нет. Возможно, что все впереди. Я преподавала пять лет в медуниверситете, но в 2014 году меня уволили, после того как я не аттестовала две неподготовленные группы студентов. Студенты пытались сначала мне взятку дать, потом грозились обратиться к журналистам, и в конце концов я написала рапорт на имя ректора. На кафедре тогда провели аттестацию для двух групп, в итоге кому-то из студентов, у кого хватило мозгов почитать хоть что-то по психиатрии, натянули тройки, остальные так и остались с двойками. Искать себе союзников трудно, но со временем, думаю, этот вопрос тоже решится. Слава богу, уже получается с врачами контактировать.
- Насколько человеку легко или трудно настроиться на визит к специалисту с вопросом: нет ли у меня начальной стадии болезни Альцгеймера?
- Трудно, пока наш менталитет диктует, что состояние тяжелой усталости на работе, когда вся неделя кажется сплошной пятницей, - это просто от старости. Нарушения памяти - тоже от старости. Тем более у нас имеют место дискриминационные моменты, когда из-за визита к психиатру человек может лишиться работы. Поэтому обычно к психиатру обращаются, когда не могут поделить квартиру бабушки, к примеру. Нотариус просит справку от психиатра, и только тогда у бабушки выявляется болезнь Альцгеймера. Что интересно: изменения памяти, какие-то неадекватности в поведении первыми замечает не самая близкая родня - соседи, снохи, зятья…
Исходя из мировой статистики, только в Алматы около одного процента населения страдает деменцией, в том числе и болезнью Альцгеймера. А это от 10 000 до 15 000 человек.
По прогнозам, к 2020 году в РК ожидается около 400 тысяч больных деменцией. Из них болезнь Альцгеймера будет примерно у 300 тысяч.
По прогнозам экспертов ООН, к 2030 году количество пожилых людей в республике составит 11,5 процента, а к 2050-му четверть населения Казахстана будет старше 65 лет.
- Всем ли по карману лекарства от болезни Альцгеймера?
- Не всем. Во многих странах, в соседней России например, учитывая, что это социальная проблема, этими лекарствами пациентов обеспечивают бесплатно. Продолжительность жизни растет в благополучных странах. За это борется и наша страна. В Америке сейчас пик болезни Альцгеймера: последствия беби-бума, который был в середине 60-х годов прошлого века.
Наш беби-бум начался примерно с 2005 года, и его последствий нужно ждать к
2050-му, если мы будем придерживаться формулы “Альцгеймера у нас нет!”.

Задание на дом
Проверьте своих близких.
Назовите три слова, допустим: гараж, яблоко и небо. Попросите запомнить их. Затем предложите из 113 вычесть 17, из полученного остатка вычесть еще раз 17 и так далее.
Следующим заданием будет назвать месяцы года в обратном порядке.
Потом попросите нарисовать циферблат часов и показать стрелками время “без пятнадцати два”, например.
Попросите вспомнить три слова, которые должны были запомнить.
Все.
Справились без труда, без запинки? Замечательно. Альцгеймер не стоит у вас за спиной. Возникли трудности при подсчете, при перечислении месяцев в обратном порядке или не получился рисунок часов, забыли слова? Это когнитивные нарушения. Пора на консультацию по поводу болезни Альцгеймера.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее