8845

Диагноз - не приговор

Сегодня, 4 февраля, Всемирный день борьбы с раком. О ситуации с онкозаболеваниями мы расспросили врача, который работает на переднем фронте этой борьбы. Сергей БАРСОВ (на снимке), онколог-уролог высшей категории, ведет прием в поликлинике Алматинского онкологического центра, к нему приезжают пациенты со всего мегаполиса.

- Сергей Владимирович, что вы отвечаете больным и их родным на главный для них вопрос: может ли современная медицина излечить рак?
- Рак - это диагноз, но не приговор. Если говорить в целом об онкологии, то на сегодняшний день при вовремя выявленной на начальной стадии болезни мы можем полностью оздоровить человека. Любой вид рака на начальной стадии лечится. Конечно, каждый орган имеет свои особенности, свои прогнозы и лечение. По моей специальности - онкоурология - очень хорошие результаты при раннем выявлении. Поэтому большое внимание мы уделяем скринингу - первичному обследованию для выявления онкологических заболеваний на ранних стадиях.
- Напомните, пожалуйста, читателям, как пройти скрининг и что он дает.
- С 2013 года в Казахстане проводится скрининг по раку предстательной железы. До этого проводился скрининг в основном женского населения на предмет рака молочной железы, рака шейки матки, а с 2013 года обследованиям подлежат мужчины в возрасте 50, 54, 58, 62 и 66 лет. Рак простаты начинает развиваться обычно после 50 лет, и в этом возрасте большой шанс обнаружения его ранних форм. Если мы начнем обследовать в более позднем возрасте, то получим уже высокий процент запущенных стадий.
Как пройти обследование? Мужчина, которому исполнилось указанное количество лет, обращается в поликлинику по месту жительства. Даже не надо идти к участковому врачу. Просто сказать в регистратуре, что вы хотите пройти скрининг по раку предстательной железы, и будете направлены в скрининговый центр, который действует при каждой поликлинике города. Там утром натощак нужно сдать кровь из вены на онкомаркеры.
Анализ, который в частных лабораториях стоит около 3000 тенге, делается бесплатно. О результате сообщают в течение недели. Кровь проверяют на простатспецифический антиген - ПСА. Если его значение 0-3, то это норма, беспокоиться не надо, в следующий раз обследование предстоит сделать через четыре года.
Если ПСА незначительно повышен - от 3 до 6 и у врача есть сомнения, то делается уточняющий анализ - индекс здоровья простаты. Это довольно уникальный метод, мало в каких лабораториях производится. Одно исследование стоит около 30 000 тенге, но за счет госпрограммы это бесплатно.
Если опасения подтверждаются, то пациента направляют к онко­урологу и при необходимости назначают биопсию предстательной железы - это наиболее достоверный метод для постановки окончательного диагноза.
За прошлый год мы провели более 200 биопсий, в результате благодаря скринингу выявлено 70 случаев рака простаты. Всего за год в Алматы прошли скрининг по раку простаты 12 000 мужчин. Это хороший охват.
- Какие методы лечения используются в онкоурологии и насколько мы отстаем от ведущих мировых стран?
- На сегодняшний день основной метод лечения рака простаты - это радикальная простатэктомия, хирургическая операция, задача которой - полностью убрать простату вместе с раковыми клетками.
Еще 8-10 лет назад операция по поводу рака простаты считалась у нас уникальной. Если посмотреть отчеты нашего центра десятилетней давности, такая операция проводилась в год 3-4 раза. Сейчас это рутинная операция, в день у нас их по две бывает.
Чаще производится открытая операция, но в последнее время у нас осваиваются и лапароскопические операции. Они менее травматичны, быстрее идет заживление и реабилитация.
В иностранных клиниках появились робот-ассистированные операции. Врач может находиться в другом помещении и даже в другом городе. Это уже напоминает компьютерную игру, когда хирург, наблюдая по монитору, работает джойстиком, а оперирует робот. У нас робота пока нет, он очень дорогостоящий. Но при виртуозной работе хирурга и его высокой квалификации лапароскопическая операция ничуть не хуже робота.
Лапароскопические операции уже несколько лет проводятся у нас также при раке почки, мочевого пузыря, кишечника. На прошлой неделе успешно провели впервые в Казахстане лапароскопическую операцию рака мочеточника, и пациент уже пошел на поправку.
Как альтернатива хирургической операции есть такой метод, как брахитерапия - современный вид лучевой терапии. При этом радиоактивные зерна внедряются непосредственно в ткань предстательной железы. Создается высокий уровень локальной радиации, отчего погибают раковые клетки, и эффект сравним с хирургической операцией, при том что рисков при брахитерапии меньше. С прошлого года этот метод применяется в НИИ онкологии и радиологии. Несколько дней пациент находится в стационаре, потом его проверяют дозиметром и отправляют домой. Есть определенные правила поведения: близко к беременным женщинам не подходить, детей на колени не сажать, но в целом для окружающих этот человек не опасен. А через определенный срок эти короткоживущие изотопы в организме распадаются и становятся неактивными, выполнив свою задачу.
На более поздних стадиях, когда операция не показана, проводится гормональная терапия, лучевая терапия, химиотерапия. Для каждого пациента - свой метод. Хорошо, что на сегодняшний день у врача есть из чего выбирать. И я могу сказать, что почти все достижения современной науки (ну, кроме робота) у нас в стране используются.
- Онкология - то направление, к которому у государства особое внимание и особое финансирование. Согласно государственной программе развития онкологической помощи лечение пациентов с онкологией проводится бесплатно. Но до сих пор больные, особенно из сельской местности, жалуются на то, что приходится то и дело платить. Порой люди даже не хотят идти к врачам, не имея денег на лечение.
- Я должен еще раз отметить, что вся онкологическая помощь полностью бесплатная, начиная от скрининга, обследования и заканчивая хирургическим вмешательством с использованием современных аппаратов. Препараты, которые применяются в онкологии, очень дорогие, на порядок дороже тех, которые применяются в терапевтической практике, но они тоже выдаются бесплатно.
Сейчас появились таргетные препараты - это новейшее достижение мировой науки. Немногие страны могут себе позволить оплачивать такие лекарства за счет бюджета. Миллион тенге и больше стоит лечение в месяц, и государство все оплачивает. Такие препараты назначают при запущенных стадиях рака, при рецидивах или когда пациент не реагирует на другие методы лечения.
Мы, конечно, не можем сказать, что полностью победили рак, но возможностей у нас стало значительно больше, чем еще даже пять лет назад. И с каждым годом возможности расширяются. Я давно работаю, а когда начинал, все препараты можно было пересчитать по пальцам. Сейчас в каждой онкологической сфере громадный арсенал препаратов, которые продлевают жизнь пациента, улучшают качество жизни. Можно всегда подобрать схему лечения любого онкологического заболевания для каждого конкретного пациента. Через некоторое время даст результаты скрининг, меньше станет людей с запущенными стадиями, и продолжительность жизни пациентов с онкологией увеличится.
- Я смотрю, у вас в шкафу, где карточки разложены по годам, увесистые стопочки, датированные еще 90-ми годами...
- Да, немало пациентов, которым диагноз рак был поставлен более четверти века назад, и у них сейчас все хорошо. Например, есть женщина, кстати, моя соседка по двору, которая в 1990 году была прооперирована в связи с раком почки. Раз в год она приходит на профилактический осмотр, и мы констатируем, что она здорова. Есть молодой человек, у которого после операции по поводу рака яичка и химиотерапии родились нормальные здоровые дети. Таких, кстати, много, если рак яичка выявлен своевременно - то стопроцентное выздоровление. Один был такой бесшабашный парень, который даже во время лечения умудрился сделать ребенка! Мы его предупреждали, что два года после химиотерапии надо воздерживаться от зачатия, а он заявляет: “Жена беременна!” Мы были в шоке, но родилась девочка - здоровенькая, сейчас уже в школу, наверное, ходит.

Цифры в тему

- На 33% снизилась смерт­ность от злокачественных новообразований в Казахстане за годы независимости (с 137,4 случая на 100 тыс. населения в 1991 году до 92 в 2015 году).
- Свыше 30 тысяч новых случаев заболевания раком ежегодно регистрируется в Казахстане.
- Около 150 тысяч пациентов с онкологией состоят на учете, из них более 19 000 пациентов состоят на учете в Алматинском онкологическом центре.

Ирина БАЖЕНОВА, фото Олега ИОНОВА и Владимира ЗАИКИНА,Алматы

Поделиться
Класснуть