4319

Минздрав предупреждают

Так ли полезен будет сегодня нашему обществу тотальный запрет на табакокурение?

     Вторую порцию очень спорных новелл запустил в казахстанский социум отечественный Минздрав. Если первая касалась абортов несмышленых девочек и наказания родителей за отказ вакцинировать своих детей, то на этот раз общество взбудоражили предложения, существенно ограничивающие права курящего населения страны. Планируемые нововведения, призванные оградить народ от табачного дыма, медведомство представило на минувшей неделе на “круглом столе” в Астане, специально организованном для бизнес-сообщества. Реакция была жесткой: новый Кодекс о здоровье нации может разорить ритейлеров, кондитеров, рестораторов, медиа и даже рекламный бизнес страны. Корреспонденты “Времени” собрали и другие мнения, оценивающие разумность и целесообразность второй порции предлагаемых Минздравом новелл.

Без дыма и… денег?

Как показала публичная дискуссия в Астане, Минздрав предлагает практически повсеместно запретить курение в общественных местах. В том числе закрыть специализированные места для курения в кафе, ресторанах, а также в аэропортах. Против этого, понятное дело, выступают рестораторы и представители гостиничного бизнеса. По словам юриста ассоциации ресторанного бизнеса “HORECA Казахстан” Куаныша СЕРКЕНОВА, оборудование курилок обошлось заведениям не менее чем в 800 тысяч тенге, которые все еще не окупились. С момента принятия правил по оборудованию мест для курения в Казахстане 240 заведений привели свои площадки в соответствие.
- Если обратиться к иностранному опыту, то в Испании, где запрет на курилки был принят в 2011 году, к 2013 году доходы ресторанов сократились на 40 процентов и 350 тысяч людей остались без работы. И рестораторы столкнулись с массовыми кражами, когда люди, покушав, выходили на улицу покурить и просто не возвращались в заведение! - высказался Серкенов.
От лица индустрии общественного питания он предложил сохранить прежнюю норму, обязывающую оборудовать курилки.
- И мы даже очень сильно настаиваем на том, чтобы убрали норму, запрещающую употребление еды и напитков в помещениях, предназначенных для курения, - сказал далее представитель профильной ассоциации. - Рестораторы в этом случае разделят помещение на два изолированных зала, возможно, с двумя разными выходами. В этом случае мы учтем права курящих и некурящих, и они не будут доставлять друг другу неудобств. Мы просим оставить старую норму об оборудовании мест для курения в организациях общественного питания, поездах, на судах речного и морского флота, в аэропортах, на вокзалах и при этом дополнить эти организации, этот перечень ночными клубами, дискотеками, гос­органами. Потому что сейчас мы сталкиваемся с тем, что курят на лестничных пролетах, в туалетах, и некурильщики вынуждены дышать этим. Соответственно, надо ужесточить ответственность за нарушение этого законодательства, - выложил он.
Бизнесу попыталась оппонировать председатель Евразийской антитабачной коалиции Джамиля САДЫКОВА, которая заявила, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выступает за полный запрет курения и что безопасного уровня воздействия табачного дыма не существует, а специальные комнаты не обеспечивают эффективной защиты:
- Вот за 10 лет всего два процента рестораторов удосужились организовать курилки! Это мертвая норма, она не используется, и они в законодательстве должны убираться! А рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака говорит о том, что курилок не должно быть вообще!
Но тут бизнесмены открыли такой словесный залп, что образовавшийся ор еле-еле перекричал, гася нездоровые страсти, модератор - зампредседателя нацпалаты предпринимателей “Атамекен” Эльдар ЖУМАГАЗИЕВ.
Другую серьезную опасность для бизнеса представляет запрет на продажу табака в радиусе 100 метров от образовательных учреждений, а также в торговых точках площадью менее 10 квадратных метров. Так, под “100-метровку” в республике попадают 80 процентов из 49 тысяч торговых точек разного формата. А в сельской местности, где нет экономической целесообразности иметь большую торговую площадь, под запрет ограничения площади попадут более 90 процентов магазинов, то есть практически все.
- У нас в стране 114 500 объектов с площадью менее 10 квадратов. Что мы взамен дадим бизнесу, если одна такая точка фактически содержит две-три семьи? А что касается “100-метровки”, то ведь объекты образования, спорта, культуры могут открыться в жилых домах в любой момент, и тогда как быть стационарным магазинам? И если сегодня они платят налоги, то как мы завтра будем пополнять бюджет? - закидала вопросами Минздрав вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек АЖИБАЕВА.
А президент ассоциации “Каз­АлкоТабак” Амиржан КАЛИЕВ подчеркнул, что предлагаемые инициативы Минздрава разорят тысячи мелких торговцев, вся вина которых в том, что их точка оказалась “в размытой 100-метровой зоне от музыкального кружка или секции по йоге”.
В одной упряжке с ретейлерами оказались печатные СМИ: газеты и журналы зачастую реализуют на одной витрине с сигаретами.
- Не секрет, что продажа печатных СМИ нерентабельна. И рентабельности мы добиваемся, именно продавая в киосках побочную продукцию, в том числе табачную. И если будет принята норма о запрете продажи в точках меньше 10 квадратных метров, то закроется не только наша газета, но и все другие! По нашему мнению, эти нормы противоречат закону о доступе населения к информации! - заявил гендиректор ТОО “Агентство Kazakhstan Today” Александр НЕЗДЕМКОВСКИЙ.

Мы всех вылечим!

Спокойным на слушаниях был лишь глава комитета охраны общественного здоровья Мин­здрава Нуркан САДВАКАСОВ. Взяв слово, он признал, что некоторые нормы противоречат интересам бизнеса, но они направлены на охрану здоровья детей и разработаны на основе международного опыта. По его словам, Минздрав готов предоставить информацию, как ограничение обсуждаемых вредных факторов через 5-10 лет приведет к снижению неинфекционных заболеваний в стране - рака, диабета, патологий легких и сердечно-сосудистой системы, которые вызывают 82 процента смертности казахстанцев.
- Да, я понимаю, что это ваш бизнес, ваш доход. Но вспомните 2009 год, когда установили ограничение на курение в пунктах общественного питания. Тогда все говорили, что мы уничтожаем бизнес. Но теперь, посмотрите, туда, наоборот, начали ходить семьями, туда стало приятно ходить, и износ ваших объектов стал меньше - перестали быть прокуренными отделка стен и потолков, - выкладывал свои аргументы представитель медведомства, заключив в итоге: - Мы постараемся все ваши доводы изучить, подготовить отдельный ответ каждой ассоциации. Не сейте в этом отношении паники.
А что по поводу предлагаемых Минздравом мер думают казахстанцы - курящие и некурящие?

Давайте без глупостей


Данияр АШИМБАЕВ, политолог:
- Тот пакет мер, который пропихивает Минздрав и болтающиеся около него НПО, ничего, кроме недоумения, не вызывает.
Тотальный запрет не заставит курильщиков бросить курить: я не знаю ни одного человека, который бы расстался с сигаретами из-за повышения цен на них или испугавшись картинок на пачках. Как курильщик, я не вижу никаких мер, которые заставили бы меня бросить курить, а ведь на такие меры выделяют огромные средства из бюджета.
Из обсуждений положений нового Кодекса о здоровье нации вытекает вполне логичный вопрос: если принимают жесткие меры по борьбе с табакокурением, то почему мы не видим таких же усилий со стороны государства по борьбе с употреблением алкоголя или наркотиков? Я ни разу не слышал, чтобы человек, выкурив пачку сигарет, полез в драку либо начал громить кафе или магазин. А ведь практически каждый из нас сталкивался с подобным поведением пьяных людей. Курильщики классического табака - это в основном люди со стабильной и спокойной психикой, для многих это действенный способ снять нервное напряжение.
Есть определенная черта, переход через которую грозит социальным протестом. Будить лихо в таких условиях, когда государство проводит сейчас далеко не самую эффективную экономическую и социальную политику, я бы не стал. Учитывая, что “лихо” - это треть населения Казахстана… Для курильщика не составит проблему пройти в курилку, если, конечно, они еще останутся. Или выйти на свежий воздух, чтобы задымить, если, конечно, и на это не введут запрет. И когда к нему на улице подойдет полицейский и сделает грубое замечание, это может и спровоцировать протест, драку. Скажите, разве курящие “докапываются” до государства так, как оно хочет “докопаться” до них?
Не секрет, что многие антитабачные компании финансируются фармацевтической промышленностью, которая активно поставляет средства для бросающих курить. То есть можно предполагать картельный сговор, имеющий задачу не улучшить здоровье населения, а получить прибыль, из которой потом и оплачивается заработок активистов-антитабачников.
Есть определенные медицинские стандарты, которые регламентировали курение и в общественных местах, и в пунктах питания, и на предприятиях. Их соблюдать несложно: при грамотной организации специальных помещений, при хорошо спроектированной в них вентиляции курящие люди не вызывают у некурящих проблем. А полный запрет спровоцирует курение в местах, совсем не оборудованных для него. Например, курение в туалетах может спровоцировать пожар и причинить дискомфорт некурящим людям, ведь в курилки ходят только курящие, а в туалеты - все без исключения.
Согласитесь, для всех категорий граждан будет лучше, если курящие аэрофобы перед вылетом смогут спокойно покурить в оборудованном помещении в аэропорту, чем напиваться на борту самолета. Однако на каждом третьем рейсе мне попадаются в хлам пьяные люди, которые доставляют неудобство всем окружающим, но при этом их спокойно пропускают на борт, объясняя их пьяное состояние боязнью летать.
Да и пора бы учиться на ошибках прошлого: когда в 1990-х годах резко подняли акцизы на табачные изделия, страну захлестнул поток контрабанды очень сомнительного качества. Никакие ограничения на продукцию не действуют, если у населения есть на нее спрос. А потребление контрабандного табака неизвестного происхождения и качества чревато еще большим ухудшением здоровья населения. То есть полный запрет не избавит курящих от их вредной привычки, а еще больше может усугубить их здоровье.
Меры по снижению количества курящих должны быть постепенными. Сначала это улучшение качества сигарет, то есть снижение в них вредных компонентов, как и делают в развитых странах. Улучшение обустройства курилок в помещениях, это снизит и риск возникновения пожаров, и риск пассивного курения со стороны остальных граждан. В курилках необходимы хорошие вытяжки, быстро закрывающиеся двери, использование современных средств: дымопоглощающие устройства, дымоуловители. Если не хватает на это денег, то нужно сделать вход в курилку платным, за символическую цену.
Если человеку не запретить, а убедить его, то смысл будет. Но нужно убеждать усилиями врачей и педагогов, основанными на научном анализе, а не на “хотелках” отдельных чиновников или коммерсантов. А выделять курильщиков в особо опасную социальную категорию, я считаю, очень глупо.

Мы все в одном месте


Станислав ЛОПАТИН, юрист:
- Много недоумений вызвал предлагаемый Минздравом запрет на курение в общественных местах при том, что в наших законах нет термина “общественное место”. Что под таким местом следует понимать конкретно?
В статье 441 Кодекса “Об административных правонарушениях”, которая предусматривает меру ответственности за нарушение запрета, указано: “Потребление табачных изделий в отдельных общественных местах, в которых законодательством Республики Казахстан установлен запрет на потребление табачных изделий”.
В действующем Кодексе “О здоровье народа и системе здравоохранения” приводится конкретный перечень мест, где нельзя употреблять табачные изделия (в том числе путем курения):
1) в организациях образования, а также в организациях для отдыха несовершеннолетних;
2) в организациях здравоохранения;
3) в пунктах общественного питания;
4) в кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, в том числе в ночных клубах, на дискотеках;
5) в музеях, библиотеках и лекториях;
6) в неустановленных местах в поездах и на судах морского и речного транспорта;
6-1) на борту воздушного судна, в салонах автобусов, микроавтобусов при осуществлении перевозок пассажиров, троллейбусов, такси и городского рельсового транспорта;
7) в зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и вод­ных вокзалов;
8) в государственных органах и организациях;
9) в помещениях, являющихся рабочими местами;
10) в подъездах домов.
Однако само понятие “общественное место” в кодексе не раскрывается.
Оно, если можно так выразиться, расшифровывается лишь в некоторых узких документах, не являющихся законами. Раньше это была, например, инструкция МВД о правилах патрулирования и обеспечения общественной безопасности, сейчас - приказ генерального прокурора “Об утверждении Правил приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения единого реестра досудебных расследований”.
В этом приказе общественное место определено так: “Специально оборудованные места общего пользования в черте или вне городов и населенных пунктов, предназначенные для использования населением, а также проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха граждан”.
Согласно этому приказу к общественным местам относятся организации образования и отдыха, здравоохранения, пункты общественного питания, кинотеатры, театры, цирки, концертные и выставочные залы, спортивные арены и другие крытые сооружения, предназначенные для массового отдыха, в том числе ночные клубы и дискотеки, музеи, библиотеки и лектории. Кроме того, поезда, суда воздушного, морского и речного транспорта, салоны городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта. Наряду с этим здания аэропортов, железнодорожных, автомобильных вокзалов, перроны железнодорожных вокзалов и метрополитены, а также помещения государственных органов и организаций, не использующих пропускной режим, помещения, являющиеся рабочими местами, на объектах с пропускным режимом, подъезды домов.
Кроме того, в упомянутом приказе надзорного органа общественные места подразделяются на: постоянные (доступ в которые открыт в любое время - улицы, переулки, скверы, бульвары, набережные, площади, вокзалы, дворы (за исключением дворов частных домов) и периодические (помещения, предназначенные для обслуживания и отдыха населения в определенные часы: рынки, образовательные и лечебно-оздоровительные учреждения, зоны отдыха, культурные, развлекательные, спортивные учреждения, общественный транспорт, предприятия торговли, вагоны пассажирских поездов (кроме тамбуров), а также вагон-ресторан, пассажирское купе в ночное время суток и туалет).
Любопытно, что в этом перечне не указаны, например, остановки общественного транспорта - значит, там курить можно? На рабочем месте курить нельзя - это прямо запрещено законом. Ответственность за нарушение: первый раз - штраф 3 МРП (7575 тенге), второй раз в течение года - 6 МРП (15 150 тенге).
При этом табачные изделия по Кодексу “О здоровье...” - это продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья. То есть вейпы или электронные сигареты не подпадают под эти запреты, а кальян - да, подпадает.
Я выступаю за запретительно-альтернативные решения. Считаю, что нужно не резко, а постепенно ужесточать требования к курению и свести его к полному запрету в течение 20-30 лет. Во-первых, нужно уже сейчас активно бороться с продажей табачной продукции несовершеннолетним. В дальнейшем можно предложить продажу сигарет и их употребление перенести в специальные пункты для курения за пределы конкретных районов города, лучше на окраину. Кому нужно, пусть едут туда, там и закупаются и курят. Смысл в том, чтобы не дать появиться новым курильщикам.
Правда, я не курю и не знаю, как отнесутся к такому предложению курящие - считаю, что их мнение тоже нужно учитывать в рамках конструктивных предложений.

Предложите здоровую альтернативу


Ирина ПАК, нарколог и психотерапевт:
- Хоть посыл в борьбе с табакокурением и положительный, но нужно учитывать, что происходит и внутри человека, и снаружи. Внутри может быть стресс, с которым человек не умеет справляться сам и потому прибегает к сигаретам. Табакокурение, конечно, - это нездоровый метод снимать напряжение, но у многих людей на постсоветском пространстве сложилась именно такая привычка. А хронические курильщики - люди с зависимостью, и резкая отмена сигарет вызывает сильный абстинентный синдром.
Конечно, многое зависит от самого человека, но полный запрет на сигареты, которыми человек снимает стресс, и отсутствие поддержки в социуме могут привести к еще более худшим мерам снятия этого стресса - к алкоголю или наркотикам, которые окажутся более доступны в момент горя или сложной ситуации. А дети часто повторяют сценарий поведения родителей.
Власти могли бы предложить иной комплекс мер, как по-другому справляться со стрессом или напряжением. Допустим, создать для людей, готовых расстаться с курением, реабилитационные программы, включить туда помощь психолога, предоставить скидки на сертификаты в тренажерные залы, спортивные секции или бассейны.
В советское время была масса бесплатных кружков и секций, дети были постоянно чем-то заняты. Сейчас не все родители могут себе это позволить, и при этом почти все свое время находятся на работе. Мой сын учится в школе, и только 5-7 учеников класса из 34 посещают секции или музыкальные школы, остальные занимают себя тем, что им доступно. А когда сигареты и алкоголь доступнее, чем кружок, что выберет подросток? В Китае есть замечательная практика: в парках люди массово делают дыхательную гимнастику, и у нас, я считаю, должно быть то, что доступно большому количеству людей. Власти могли бы за счет бюджета нанять инструкторов или фитнес-тренеров в разных районах города, чтобы люди выбирали их, а не вредные вещества.

Тогжан ГАНИ, Астана
Екатерина ТИХОНОВА, Алматы, фото Владимира ЗАИКИНА и из соцсетей

От редакции Может сложиться мнение, что “Время” однозначно на стороне курильщиков и табачной индустрии. Отнюдь! Среди нас много ярых противников табакокурения и всех остальных язв и зараз общества. Однако в решении этих и любых других проблем мы за здравый смысл. Легче всего запретить. Но, как показывают реалии, жизнь сложнее. Только один факт: в РФ, где в свое время запретили курительные комнаты в аэропортах, предлагают их вернуть - законопроект уже находится в парламенте. Там считают: нужно защитить некурящих граждан от табачного дыма. Сейчас в российских аэропортах дымят практически везде, даже в пеленальных комнатах, не говоря уже о туалетах.

Поделиться
Класснуть