3116

Нездоровая кормушка

Фонд соцмедстрахования нуждается в экстренном лечении

Нездоровая кормушка

Умопомрачительные факты обнародовал на брифинге на финише минувшей недели глава ФСМС Сабит АХМЕТОВ. Судя по его откровениям, фонд, а вместе с ним и вся система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), если не переродится, то... сыграет в ящик.

Ахметов, в частности, заявил, что возглавляемый им фонд не станет выделять дополнительное финансирование медклиникам, превысившим лимиты (!) запланированных (!) сумм. По его словам, если сейчас использовать деньги, предусмотренные на октябрь - декабрь, то лечить пациентов осенью и зимой будет не на что! То есть получается, казахстанцы должны болеть и лечиться по определенному графику!

- В прошлом году была такая же ситуация, когда медорганизации массово перевыполняли ежемесячный выделенный объем финансирования. Тогда мы пошли навстречу, и, к сожалению, это стало плохим прецедентом. Мед­организации теперь начинают перевыполнять и думают, что это нормально! - был откровенен глава ФСМС. - На самом деле, уважаемые граждане, медорганизации, пациенты, деньги бюджета небезграничны! Поступления по ОСМС тоже ограничены! Мы не можем сейчас рассматривать дополнительное финансирование. Многие медорганизации просят за март-апрель профинансировать перевыполненные (это вообще как понимать?! - Т. Г.) объемы медуслуг. Но если фонд снимет средства с октября по декабрь включительно, то возникнет резонный вопрос: кто будет лечить людей в эти три месяца?

Фонд, продолжил Ахметов, готов (при наличии средств!) профинансировать медорганизацию с запрашиваемыми ею “перевыполненными” суммами, но только если она пройдет “проверку полноты и качества оказания услуг” пациентам.

- В других случаях оснований на финансирование перепотребления у нас нет. Было бы еще ничего, если бы население было удовлетворено этими медорганизациями. Но этого нет! - сыпал откровениями Ахметов. - Как мы можем дополнительно сейчас финансировать, если количество жалоб не уменьшилось? Их становится еще больше!

По его словам, казахстанцы чаще всего жалуются на приписки клиник, то есть на записи о медпомощи, которую они никогда не получали.

- Факты приписок носят массовый характер. Динамика приписок показывает ежегодный рост. К примеру, в 2020 году была зафиксирована 21 тысяча приписок, в 2021 году - 35 тысяч и в 2022 году - 52 тысячи! - резал правду-матку глава ФСМС.

В нашей стране, пояснил он, встречаются приписки трех видов. Во-первых, мертвые души, когда выставляют акты оплаты без фактически оказанных мед­услуг. Во-вторых, накрутки, когда вместо одной фактически оказанной услуги указывают три-четыре вида услуг. И, наконец, приписки в виде двойной оплаты, когда взимается плата и с пациента, и за счет фонда.

А выявить приписки частных клиник, оказывающих медуслуги по линии ОСМС, в фонде не могут из-за отсутствия доступа к информационным системам.

- На рынке существует свыше 30 частных мединформсистем, которые между собой не интегрированы. Для решения всех этих проблем Минздрав совместно с фондом и Минцифровизации начал масштабную работу по полной оцифровке системы здравоохранения, - внес определенный позитив в брифинг Сабит Ахметов.

Это позволит подтверждать прием у врача пациента через SMS-сообщение и QR, а еще отслеживать средства ФСМС: когда, кому и на какие цели они были израсходованы.

Ахметов призвал граждан, получающих медпомощь, включиться в обсуждение вопроса, быть или не быть ОСМС. Сегодня, напомнил он, многие операции, которые ранее проводились на платной основе, например по восстановлению слуха, предусмотрены в рамках ОСМС. Участникам системы стала доступна даже кардиохирургическая операция, стоимость которой превышает 74 млн тенге. Кроме того, по его словам, внедрение ОСМС позволило сократить длительность ожидания кардиохирургических операций с трех-четырех месяцев до одного, а дорогостоящих КТ и МРТ - до 10 дней.

- К системе ОСМС мы шли 10 лет. Это общемировая практика. И главная цель ОСМС - это защита уязвимых слоев населения, - отметил Ахметов.

Он прокомментировал предложение депутатов о возврате 50 процентов взносов ФСМС тем участвующим в системе медстрахования казахстанцам, которые ни разу за год не обратились к врачам.

- У нас у 80 процентов граждан, которые делают отчисления в фонд, зарплата невысокая. И максимум мы вернем им по 30-40 тысяч тенге, наверное. Но если мы вернем, где они будут получать помощь в случае необходимости? Сможет ли человек платно получить медуслуги, если, например, ему потребуется дорогостоящая операция, если она будет стоить от 3 до 10 миллионов тенге? Этих возвращенных нами 30-60 тысяч тенге хватит? - высказался спикер.

Глава ФСМС полагает, что многие казахстанцы не до конца понимают, что такое система медстрахования. По его мнению, многие думают, что взносы и отчисления работников и работодателей имеют систему накопления по аналогии с пенсионным фондом. И это порождает много вопросов: мол, куда уходят эти деньги?

- Мы объясняем, что взносы граждан, которые не обратились в медорганизации, не сгорают, а идут на оплату всем нуждающимся в медпомощи. На что люди возмущаются и спрашивают: почему их деньги уходят третьим лицам, а члены их семей не могут за их счет пользоваться услугами ОСМС? Мы объясняем, что ваши взносы не распространяются на членов семьи, а каждый работоспособный гражданин обязан за себя вносить взносы. За детей, пенсионеров, многодетных матерей, неработающих беременных и инвалидов платит государство. Это 11,4 миллиона человек, взносы за которых составляют порядка 435 миллиардов тенге. Мы все достигнем пенсионного возраста или окажемся в определенной жизненной ситуации и войдем в льготную категорию, и тогда мы будем получать услуги ОСМС за счет тех, кто сейчас может работать. Это и есть принцип солидарной и социальной ответственности. А те, кто не платит взносы в ОСМС, не могут быть участниками соцмедстрахования, и, соответственно, услуги ОСМС им недоступны, - напомнил спикер, пообещав усилить информационную кампанию, особенно среди сельчан.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Игоря КИЙКО, Астана

Комментарий в тему

Наиль ИШМУХАМЕТОВ, журналист:

- Насчет то­го, что нужно усилить разъяснительную информкампанию среди населения, - тут я обеими руками за. Но зачем манипулировать ситуацией и подменять понятия? Все мы прекрасно знаем, что нет в системе ОСМС персонифицированных (индивидуальных) счетов граждан, в отличие от пенсионной системы. И никто не настаивает на их открытии в ФСМС. Речь идет о другом: если не обращался участник ОСМС за госмедпомощью, верните ему часть его личных взносов в фонд за прошедший период (за год, например). В данном случае, как было предложено, 50 процентов. Это можно сделать, например, через обратную связь ФСМС с работодателем - он же отправляет взносы в фонд за своего работника.

А аргументы типа 3-10 млн тенге за сложную операцию не под силу и все такое… Конечно, не под силу, кто же спорит. Но оставшиеся в фонде 30-40 тысяч (из тех “вторых” 50 процентов) покроют, что ли, затраты на такую операцию, если она вдруг понадобится человеку завтра?.. За такое “завтра”, если оно не дай Всевышний, случится, он и не сможет ничего получить.

Тут все, на мой непросвещенный взгляд, упирается в другое - в то, что нужно за-ни-мать-ся (!) этой проблемой по тяжелой: интегрировать, совершенствовать информационные базы, координировать усилия и т. д. Это же трудно, так трудно для наших чиновников, они же могут переработать! Если что-то и случится в этой сфере, то только, похоже, по “заданию президента”, “во исполнение поручения главы государства”.

Я не знаком с парламентарием, выдвинувшим идею о возврате гражданам 50 процентов медицинских взносов. Возможно, она ошибочна. Или, наоборот, очень даже своевременна. Если ошибочна - убедительно опровергните ее! А в пользу второго мнения говорит то обстоятельство, что человека мотивируют не болеть, следить за здоровьем и за это получить некий бонус.

Но в любом случае с фондом медстрахования и той системой взаимоотношений, которая сегодня сложилась между пациентом и медперсоналом (см. “Дамиля Нугманова, профессор: “У нас всё извращено и перевёрнуто!”, “Время” от 18.5.2023 г.), нужно что-то делать. Нужно исправлять ошибки, о чем и высказался глава ФСМС Сабит Ахметов.

Поделиться
Класснуть