3615

Здоровье в карман не положишь

Платить нужно за конкретного пациента, а не за прикрепленное к клинике население

Здоровье  в карман  не положишь

Мы продолжаем серию материалов об изъянах системы соцмедстрахования. Директор сети частных клиник Q-MED в Кызылорде Раушан БАЗАРБАЙ рассказывает о том, на каких условиях главврачи делятся “своими” пациентами, и об относительно честных схемах отъема денег у профильного фонда.

Бизнес Раушан Базарбай - два стационара (обычный и дневной, на 35 коек каждый) и полностью оснащенная поликлиника. С Фондом соцмедстрахования (ФСМС) она работает не первый год: по страховке в ее медцентре лечатся пациенты, нуждающиеся в реабилитации.

Раушан БАЗАРБАЙ.

- В октябре 2022 года мы открыли собственную поликлинику. Это большие вложения. Но знаете, почему я решилась на этот шаг? Несмотря на то что в нашей сети один из лучших ре­абилитационных центров области, мы зависели от государственных поликлиник, которые направляют пациентов. Делают они это неохотно. Не все, но намекали, что нужно договориться с участковым врачом, заведующим - положить в карман, чтобы они рекомендовали своим пациентам именно нашу клинику или давали людям право выбора, - с открытым забралом начинает наш разговор моя собеседница. - Я отказалась и решила: чтобы не зависеть от коллег и сарафанного радио, открою собственную поликлинику. Полностью ее укомплектовали по принципу одного окна: врачи разных специализаций, КТ, МРТ, цифровой рентген, УЗИ, лаборатория и так далее.

И тут же столкнулась с кадровой проблемой. Часто пациенты всерьез не воспринимают терапевтов и врачей общей практики, требуют узкого специалиста. А найти их не так просто. Вот нам нужен гастроэнтеролог. Сертифицированных специалистов в Кызылординской области мало. Нахожу врача, предлагаю ему хорошую зарплату - он отказывается: “Я не могу уйти к вам на полную ставку, потому что работаю в двенадцати (!) поликлиниках города”. Где-то на 0,25 ставки, где-то на 0,5. Вечером еще и частный прием. Врачу выгодно: так он получает больше денег. И поликлиникам хорошо: в штатном расписании должен быть гастроэнтеролог, и он есть.

- В итоге этого гастроэнтеролога ни в одной из 12 поликлиник практически не застать. Пациентам приходится несколько недель, а то и месяц ждать приема.

- Совершенно верно! И это касается не только гастроэнтерологов, но и других узких специалистов. Я человек в системе ПМСП (первичной медико-санитарной помощи. - О. А.) новый. И когда начала вникать, у меня возникало множество вопросов. Один из них - почему госклиники не покупают новое оборудование, тот же аппарат УЗИ, не привлекают хороших специалистов? Не утверждаю, что это касается всех, но порой ответ лежит на поверхности: им невыгодно развивать услуги внутри клиник. Они заключают договор с частниками на соисполнение и получают от них откаты за сотрудничество. Или открывают собственные медицинские кабинеты (указывая владельцами родственников или подставных лиц) и направляют туда пациентов, опять же в рамках соисполнения. Нет в клинике УЗИ - иди в частный кабинет, который принадлежит нужным людям. ФСМС оплачивает эти услуги, и все довольны.

- Как договариваются с нужными людьми?

- Есть частная клиника, которая специализируется на определенных видах медпомощи и не имеет прикрепленного населения. Руководитель или куратор этого медцентра идет по поликлиникам: вы отправляете пациентов к нам, ФСМС возмещает стоимость этих услуг, а мы вас благодарим. Обычно пять процентов от общей суммы договора получает главный врач. Схема такая, но хочу заметить, что говорю я только про свой регион. Не знаю, как дело обстоит в других областях Казахстана.

- Как же разговоры про то, что в системе медстрахования очень низкие тарифы и частным клиникам невыгодно заключать договор с ФСМС? Какой смысл еще и делиться?

- Не все тарифы низкие: консультативно-диагностические услуги оплачиваются хорошо. Низкие тарифы на скорую помощь, профосмотры, скриниги, подушевой норматив, за который поликлиника получает за каждого прикрепленного к ней пациента от 1700 до 2200 тенге. В любом случае, чем больше человек обслуживает клиника, тем выгоднее. К моей поликлинике сейчас прикреплено 6000 пациентов, хотя рассчитана она на 20 000. Задача - увеличить их количество, оказывая качественные услуги. Тогда люди сами выберут нас.

Я за систему медстрахования. Если ее отменят, в первую очередь пострадают незащищенные слои населения - люди, у которых нет денег на частные клиники. Сами посудите, максимальный объем взносов в фонд медстрахования - 187 000 тенге в год. Самозанятые платят всего 42 000. Это не так много: две консультации у специалиста и МРТ в частной клинике. Людям нужно объяснять, давать больше информации, чтобы они понимали, в чем плюсы системы медстрахования. Сейчас ее извратили недобросовестные участники рынка медуслуг.

- Только ли государственные? Не все частники белые и пушистые. Прикрепляют пациентов, а потом говорят: “УЗИ по страховке только через три недели, а если платно, то можно прямо сейчас”. Как это объяснить?

- Это упирается в утвержденное Минздравом штатное расписание. Скажем, врач УЗИ может принять только пять пациентов в день; если он осмотрел больше, фонд расходы сверх нормы не возместит. У медцентров не бесконечное финансирование - оно ограничено определенными объемами, которое выделяют не по факту (принял больного - получи), а заранее, в начале года. И клиника - неважно, частная или государственная - ориентируется на него.

Деньги в течение года приходят траншами, эти средства нужно грамотно распределить. И порой из-за неграмотного менеджмента средства быстро заканчиваются, и главврач не знает, чем врачам зарплату платить. Кроме этого есть объективные факторы: растет количество пациентов, они обращаются за услугами, возникает дефицит финансирования.

Создается впечатление, что виноват во всем фонд. На самом деле эта система была бы хороша, если бы руководители ратовали за то, чтобы их клиники развивались.

- Можно ли выстроить систему так, чтобы человек сам выбирал клинику, в которой он хочет сделать УЗИ, сдать анализы, получить консультацию, а то и врача, у которого пациент хочет лечиться? А фонд платил бы по факту.

- Это правильный подход, но, как я уже говорила, нынешняя система плановая. Клиникам распределяют объем финансирования за прикрепленное население в начале года. Вот, к примеру, когда моя поликлиника вошла в систему медстрахования, у нас было 1300 пациентов. Фонд заключил с нами договор на это количество человек. Сейчас у нас уже 6000, но деньги мы по-прежнему получаем только на 1300! Человек прикрепился, он к клинике привязан. А можно и нужно сделать так, чтобы услуги оплачивались по факту. У человека должен быть выбор, где ему лечиться. И тогда деньги действительно будут идти за пациентом. Но опять же это невыгодно клиникам, которые не ориентированы на пациентов, которые существуют за счет прикрепленного населения и которые в итоге приходится поддерживать.

- Что можно предпринять, чтобы работа ФСМС стала более эффективной?

- Надо передать функции фонда в госуправление, сделать его комитетом при Минфине или Минздраве. Тогда сократятся цепочка согласований и бюрократия, штат, расходование финансовых средств будет под госконтролем. Сейчас фонд никто не проверяет как госорган. Сотрудники могут рисовать себе квартальные премии независимо от того, была ли эффективной их деятельность. Адмрасходы фонда увеличиваются, а страдают поликлиники, которым по линейной шкале урезают финансирование за уже оказанные населению услуги.

Оксана АКУЛОВА, Владимира ЗАИКИНА и Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть