1825

Примите дозу!

Чем страшен дефицит йода в организме человека? Об этом мы поговорили с экспертами в области эндокринологии

Примите дозу!
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Когда в Казахстане начали производить йодированную соль, это улучшило ситуацию по заболеваниям щитовидной железы у людей, но не решило всех проблем. Поэтому теперь специалисты предлагают провести глобальное исследование, чтобы понять, насколько распространен дефицит этого вещества среди населения страны.

В 1979 году эндокринолог профессор Михаил ЗЕЛЬЦЕР провел первое масштабное исследование на предмет йододефицита. Оказалось, что на половине территории Казахстана этого вещества недостаточно в воде, почве и пищевых продуктах. Очаги эндемического зоба (увеличение щитовидной железы, вызванное недостатком йода) исследователи зарегистрировали в 11 из 14 существовавших на тот момент областей. Особенно сложной оказалась ситуация на юге и востоке страны, где у половины взрослого населения врачи выявили проблемы с щитовидкой.

Фортифицировать соль и пшеницу предложил еще один корифей казахстанской медицины - академик Торегельды ШАРМАНОВ. С мукой не получилось: наша пшеница плохо реагирует на любые добавки. Осталась только самая распространенная добавка в пищу. И в начале нулевых правительство разработало программу “О профилактике йододефицитных расстройств среди населения Республики Казахстан на 2001-2005 годы” - в стране начали производить йодированную соль.

- В 2003 году в нескольких регионах провели пилотные исследования: уровень дефицита йода в Казахстане вроде бы упал. Тогда казалось, мы победили и результат действительно был. Но сейчас, глядя на количество бесплодных мужчин и женщин или случаев рака щитовидной железы, становится понятно - йододефицит есть, он никуда не делся и не денется, - констатирует главный внештатный эндокринолог Казахстана Жанай АКАНОВ.

 - Проблема в том, что мы не можем сказать, как изменилась ситуация за 20 лет - у нас попросту нет таких данных. Никто не провел исследований, подобных тому, что 40 лет назад сделал Зельцер. Никто не изучил эту проблему вдумчиво и серьезно.

- Нет ощущения, что решение йодировать соль всех успокоило, показалось, что проблема исчерпана?

- Мы абсолютно правильно сделали, что начали фортифицировать продукты. В начале нулевых ситуация выправилась. Например, количество эндемического критинизма (рождение детей с отклонениями, вызванными нехваткой йода) уменьшилось в разы. Сейчас таких случаев два-три в год, в 2004 году цифра доходила до 50.

Но вы правы, мы действительно будто бы успокоились, чего делать нельзя. Норма потребления для взрослого организма - 60 микрограммов йода в сутки (в стандартной таблетке содержится 200 микрограммов этого вещества). Никто не получает такую дозу с пищей: йод с огромной скоростью выводится через почки, быстро улетучивается при неправильном хранении (открытую пачку соли лучше пересыпать в стеклянную банку и закрыть) и термообработке. Мы стараемся меньше солить пищу - это рекомендация врачей.

И главное, мы до конца не разобрались в проблеме, не попытались ее раскрыть со всех сторон. Скажем, почему население Казахстана не растет такими же темпами, как в Узбекистане? Это не только социально-экономические причины. Давайте их искать в том числе и среди эндокринных факторов, вызывающих бесплодие.

- Что сейчас нужно сделать?

- Я хочу инициировать программу по изучению распространенности йододефицитных состояний в регионах. Достаточно взять по 400 человек в каждой области и провести тест на йодурию - количество этого химического элемента, которое выводится с мочой. Анализ стоит копейки, но благодаря ему мы сможем увидеть реальную картину происходящего.

- В 2011 году мы осматривали учеников 8-9-х классов в двух школах Алматы. Выявляли проблемы, связанные с работой щитовидной железы, - вспоминает детский эндокринолог профессор кафедры амбулаторно-поликлинической педиатрии НАО “Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова”, консультант АО “Научный центр педиатрии и детской хирургии” Жанар НУРГАЛИЕВА

- Не могу сказать, больше или меньше на тот момент было детей с такими патологиями. На мой взгляд, количество пациентов, у которых есть дефицит йода, остается примерно на том же уровне. Я и сейчас встречаю детей с гипотиреозом, который вызван недостатком этого вещества.

Чем опасно такое состояние? Оно влияет на размеры щитовидной железы и, как следствие, на самочувствие ребенка. Спрашиваешь у родителей: “Какая у сына (дочки) успеваемость в школе?” Отвечают: “Вроде занимается, но материал усваивает плохо, быстро все забывает, не может сосредоточиться”. Назначаем анализы делать - дефицит йода.

Жанар Женисовна напоминает, что гормоны щитовидной железы влияют на рост и нервно-психическое развитие - речь, способность социализироваться, воспринимать информацию, память, усидчивость. Дефицит может возникнуть и в подростковом возрасте, когда адекватное количество йода особенно важно для организма. Вроде все было хорошо, но ребенок ни с того ни с сего стал вялым, хуже успевает, быстро устает. Это тоже сигнал для родителей.

- Сейчас в Казахстане нет государственных программ, скринингов, которые бы выявляли йододефицит у детей. Врачи общей практики не всегда видят эндокринные проблемы - выявляемость снижается. Поэтому именно родители должны больше внимания уделять здоровью ребенка и хотя бы раз в год, особенно у подростков, проверять уровень йода. Но не заниматься самолечением. Важна дозировка, а ее может определить только врач, - советует Жанар Нургалиева.

Жанай Аканов считает, что проблема йододефицита у детей есть, но она не тотальная. И опять же, ее можно скорректировать, если провести исследования на эту тему.

- Сейчас все больше вредной пищи и полуфабрикатов. Но пока у нас еще осталась привычка питаться домашней едой, в приготовлении которой мы используем йодированную соль. Благодаря этому дети получают йод, - говорит эксперт. - Он действительно влияет на умственную деятельность и успеваемость. Но это лишь десятая часть от совокупности факторов: наши дети перегружены, у них нет серьезного физического развития, у каждого четвертого есть лишний вес и т. д.

Что делать, чтобы не возникал дефицит йода? Со школьной скамьи формировать культуру здорового питания - это самый простой путь. А разрабатывать национальные программы, проводить ежегодные осмотры школьников, в которых будут принимать участие и эндокринологи (их всего 1000 на всю страну) - это дорого и неэффективно. Можно обучить медицинских сестер в школах, чтобы они могли проверять состояние щитовидной железы. Но сначала, повторю, понять, как обстоят дела с дефицитом йода и, в зависимости от результата, действовать, - уверен Жанай Аканов.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть