10976

“Мы не можем обещать всё и всем, да ещё и бесплатно…”

У системы здравоохранения нет финансовых возможностей, чтобы обеспечить тот объем гарантий, которые она на себя взяла, считает эксперт в сфере организации здравоохранения, основатель сети клиник амбулаторной помощи врач Лейла ИШБАЕВА

“Мы не можем обещать всё и всем, да ещё и бесплатно…”

- Лейла, вы говорили, что Казах­стану сейчас важно понять, что мы строим: систему здравоохранения (это одни ценности, задачи и затраты) или высокотехнологичную медицинскую отрасль, которая требует совершенно других подходов и средств. Объясните, чем они отличаются и почему важно определиться с выбором?

- Система здравоохранения направлена на то, чтобы сохранить жизнь, здоровье и качество жизни человека на максимально долгий срок. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), хорошее водоснабжение, изменение пищевых привычек (снижение потребления соли и легких углеводов), физическая и духовная культура плюс санитарно-эпидемиологическое благополучие - это система мер, которая нацелена на то, чтобы гражданин как можно позже стал активным потребителем медицинских услуг. Это задача государства, основа его социальных гарантий, долгосрочные инвес­тиции в человеческий капитал.

По сути, систему оказания медицинских услуг можно представить в виде пирамиды, в основании которой ПМСП - наши поликлиники. Выше последовательно располагаются консультативно-диагностическая помощь (узкие специалисты, инструментальная и лабораторная диагностика), стационарозамещающие технологии, кругло­суточный стационар, высокотехнологичные медуслуги, на вершине - high-level (супертехнологии) и медицина будущего. Точка входа в систему здравоохранения - ПМСП, на каждом следующем уровне количество пациентов сокращается в разы.

- Какой уровень съедает больше всего денег?

- Если в поликлинике один пролеченный случай условно будет стоить 1000 тенге, то обследование у узкого специалиста - 10 000, а сложная нейрохирургическая операция на уровне высокотехнологичных услуг - 10 миллионов тенге. На каждом последующем уровне помощь дороже примерно в 10 раз. Но в ПМСП придут 100 000 человек, к узкому специалисту - 10 000 тысяч, а к нейрохирургу - 10 пациентов. Все наоборот. Экономика очень простая: если мы начнем тратить на развитие поликлиник не 1000, а 1500 тенге, у нас станет меньше людей, нуждающихся в сложнейших операциях. Это как в компьютерной игре: задача не пропустить геймера на следующий уровень.

- И как мы играем?

- Пока плохо. Интересы сосредоточены в сфере высоких технологий. На ПМСП, консультативно-диагностические и стационарозамещающие услуги, круглосуточные стационары (это около 85 процентов объема медицинской помощи в Казахстане) фонд медстрахования в общей сложности тратит порядка 1,6 триллиона тенге. Общий бюджет здравоохранения около 2,7 триллиона тенге. Пардон, где 1,1 триллиона тенге? Чтобы в этих вопросах было сложно разобраться даже специалистам, выстроена сложная система договоров, разделение на виды и подвиды помощи, придуманы различные целевые трансферты и прочее. Разве это нормально?!

- Минздрав выстраивает систему здравоохранения или высокотехнологичную медицинскую отрасль?

- Он одновременно пытается выстроить и то и другое. Это невозможно, тем более за те мизерные деньги, что у нас есть. В год наша страна тратит на одного пациента 260 долларов - примерно столько же, сколько в странах Африки. При этом мы обещаем гражданам непомерные объемы гарантированной помощи, требуем от врачей европейского качества, и это все в условиях жесточайшего регулирования со стороны госорганов.

Мы чуть ли не единственная система, которая пытается дать все и всем, и при этом бесплатно. Ни у кого не получилось, а мы делаем вид, что сможем. Услуги есть... как будто бы. Должна быть прямая линия, а у нас пунктир.

- Размер расходов на одного пациента - это показатель?

- Нет, не показатель. В США на человека тратят от 10 000 до 13 000 долларов в год. Но их система далека от идеала: из 360 миллионов жителей базовых гарантий в области здравоохранения лишены порядка 80 миллионов, 40 миллионов вообще не имеют доступа к медицинской помощи. Вспомню случай, когда наша беременная соотечественница, которая училась в Америке по программе обмена, умерла в больнице. У нее не было страховки, и никто из врачей к ней попросту не подошел. Или в противовес: Куба и Коста-Рика тратят меньше нас, но там построили эффективную модель здравоохранения.

Считается, что 1400-1700 долларов в год на человека позволяют выстроить оптимальную систему (например, в России в пересчете тратят 1350 долларов в год на человека, в Москве - в два раза больше). Но мы должны исходить из того, что у нас есть.

Что происходит у нас? В основании пирамиды, о которой мы говорили, - ПМСП, а деньги крутятся на ее вершине - в высоких технологиях. Конечно, такие операции стоят значительно больше, чем прием у врача общей практики, но нуждаются в них, пов­торю, единицы.

- Попытка казаться лучше, чем мы есть на самом деле?

- Напустить больше флера, создать буферную зону (в ней оказались врачи и учителя) между раздраженным обществом и властью, которая не может обеспечить данные ею же гарантии. Люди не могут попасть на прием к узкому специалисту, зато есть яркие вспышки: “Наши врачи провели сложнейшую операцию!” Слушайте, если стране с 20-миллионным населением такому количеству людей требуется транс­плантация органов, эндопротезирование суставов, нейрохирургические вмешательства - значит, система пошла не по тому пути?

Сегодня на первичную медико-санитарную помощь уходит порядка 20 процентов от общего бюджета здравоохранения. В конце октября в Астане прошла глобальная конференция по ПМСП. Наш Минздрав заявлял, что на эту сферу тратят примерно 40 процентов. Откуда взялась эта цифра? К 20 процентам приплюсовали расходы на амбулаторное лекарственное обеспечение и некоторые виды консультативно-диагностической помощи.

Никто не хочет развивать ПМСМ, потому что государство по-прежнему заточено не на формирование здоровой нации, а на строительство больниц и покупку дорогостоящего оборудования и медтехники. Это выгоднее.

- Кому выгоднее?

- У существующей системы есть конечные бенефициары. Нам кажется: развели бардак, делают как попало. На самом деле все четко выстроено. Решения принимают планомерно и затачивают их под интересы людей, которые привыкли сидеть на такого рода расходах. С правовой точки зрения не подкопаешься: все в рамках закона, обосновано приказами, правилами, нацпрограммами. А система здравоохранения остается на задворках, что бы нам ни говорили чиновники.

- Сколько Казахстан тратит на покупку лекарств, которые людям выдают через поликлиники?

- Около 200 миллиардов тенге в год. Это огромная сумма. И при этом пациенты возмущаются: “Инсулин не тот!”, “Такие противосудорожные нам не нужны!” Запросто могут поменять препарат, потому что “СК-Фармация” закупает то, что дешевле. Скажем, год человек принимал инсулин одного производителя, и вдруг ему предлагают другой. Мы говорим о серьезных вещах, которые отражаются на состоянии здоровья. Это ярчайший пример отсутствия человекоцентричности в нашей медицине: без разницы, какой инсулин закупаем, главное, что закупаем. И чиновники с этим носятся: “Мы граждан лекарствами обеспечиваем, это наша фишка”.

Не нужно столько денег тратить на лекарства. Разработайте пакеты социальных гарантий. Включите в них перечень препаратов в зависимости от заболевания. Внедрите механизм сооплаты: государство выделяет на бесплатное лекарство энную сумму, а если человек хочет другое, он добавляет разницу в стоимости и сам покупает в аптеке нужный ему препарат. Должна появиться гибкость в подходах.

- Как решить проблемы в здравоохранении?

- Выйти и честно сказать: у нас нет финансовых возможностей, чтобы обеспечить тот объем гарантий, которые взяла на себя система. Наши обещания закрыты средствами только на четверть.

А потом полностью менять систему. Отказаться от разделения на ГОБМП и ОСМС. Разработать единый пакет гарантий: максимальный, средний и минимальный. Самый полный - для детей до 18 лет и беременных женщин. Это инвестиции в здоровье нации, в наше будущее, в наш человеческий капитал. Здесь отрабатываем по максимуму.

- А пожилые? Откуда у них деньги на лечение?

- Я все понимаю, мы должны поддерживать и пожилых. Но приоритет - дети и беременные. Мы не можем обещать все и всем. Для остальных категорий, в том числе пенсионеров, средний и минимальный пакеты услуг. Гарантированную помощь предоставляют железобетонно: не 15 анализов, а три, но в тот же день. Остальную, которая не входит в этот пакет, оказывать на условиях сооплаты или полностью за счет гражданина.

Кроме того, нужно вывести фонд медстрахования из подчинения Минздрава. Создать цифровой портрет пациента, врача, клиник. И тогда станет понятно, что нам не нужно такое количество больниц и что врачей у нас достаточно - важно правильно выстроить процессы.

Всемирная организация здравоохранения говорит: здоровье человека на 50 процентов зависит от образа жизни, на 20 - от генетики, еще на 20 - от экологии и только на 10 процентов - от системы здравоохранения. Пора осознать, что болеть дорого, некрасиво, плохо. Делайте все, чтобы как можно дольше оставаться здоровыми.

- Если сейчас Минздрав отменит большинство гарантий, в стране начнется бунт! Это нереально.

- Нам все равно придется выйти и сказать правду. Важно, когда и при каких условиях мы это сделаем. Поверьте, сейчас не самый плохой момент. Иначе нас может ждать полный крах и дефолт в здраво­охранении. Тогда надувание щек и перекладывание ответственности на врачей и якобы плохой менеджмент не помогут. Правда, пока я не вижу в здравоохранении человека, у которого хватило бы политической смелости сделать такое заявление.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть