3438

И тебя вылечат...

В Казахстане врачи-психиатры и наркологи будут вести прием пациентов в обычных поликлиниках

О новых веяниях в системе психологической и наркологической служб - в интервью с главным психиатром страны, директором Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Сагатом АЛТЫНБЕКОВЫМ.

- Отношение к психиатрической службе в нашем обществе как было настороженным, так и остается. Сломать стереотип очень сложно, несмотря на прилагаемые вами и вашими коллегами усилия...
- Вы совершенно правы, в людях до сих пор живет страх перед психиатрией, который сложился еще в советские времена. И отношение к этой сфере с годами, увы, не меняется. А все потому, что у нас сохранилась прежняя система - закрытые психдиспансеры, прием, организованный на их базе, учет пациентов и прочие подобные “прелести”. От этого нужно уходить: мы должны сделать эту систему доступной, качественной и приблизить ее к обществу. Мы хотим, чтобы психиатров воспринимали точно так же, как любых других врачей, и спокойно к ним обращались. Для этого до 2019 года мы планируем перевести всю амбулаторную службу, которая сейчас сосредоточена в наших специализированных центрах, в обычные поликлиники.
- Сомневаюсь, что остальные пациенты будут этому очень рады...
- Да, непонимание есть - пока большая часть населения выступает против этого. Обычные люди боятся того, что наши пациенты будут проявлять агрессию по отношению к ним. Люди возмущаются: мол, мало того что объединили детские и взрослые поликлиники, так теперь в них будут еще принимать и психов с наркоманами!.. Опасения есть даже у самих врачей. Но на самом деле в том, что мы предлагаем, нет ничего страшного.
Во-первых, наши пациенты и так ходят в обычные поликлиники, подхватив другие хвори, например простуду, а во-вторых, на прием к врачам-психиатрам попадают лишь те больные, которые не находятся в состоянии обострения - они получают лекарства и консультации. В этом нет ничего страшного - это уже доказал наш опыт. В Семее врачи-психиатры ведут прием в семи поликлиниках с февраля 2015 года, год назад такая система заработала в Павлодаре, с 1 июля этого года - в Караганде и Кызылорде. Постепенно к этому подключатся оставшиеся регионы. Например, в Алматы мы планируем внедрить такой прием на базе одной поликлиники с 1 ноября.
Повторю: в поликлиники приходят лишь те люди, состояние которых не опасно для окружающих. Больные с обострениями по-прежнему лечатся в наших специализированных клиниках. Мы отрабатывали все эти вопросы с их родственниками и объясняли, в каких случаях и куда обращаться.
Очень важно, что психиатры в поликлиниках принимают не только своих, скажем так, “старых” пациентов, их главная задача - выявить новых и помочь этим людям. Есть такая общепризнанная статистика, согласно которой около 15-20 процентов хронически больных, которые в основном обращаются к терапевтам и невропатологам, - это пациенты с выраженными психосоматическими расстройствами. Они годами лечат, например, гастрит или дистонию, а оказывается, что вся проблема - в депрессии. И эти цифры подтвердились у нас в Семее и Павлодаре.
- Каким образом?
- Мы собрали врачей общей практики, рассказали им о симптомах, которые характерны для таких случаев, и теперь они направляют пациентов, у которых есть какие-то невротические расстройства - депрессии, неврозы и так далее, к нашим специалистам. Психиатр осмотрит такого пациента, назначит лечение, например выпишет какие-то легкие антидепрессанты, а потом проследит за его состоянием.
Это не значит, что врач будет ставить такого больного на учет, передавать информацию ему на работу и так далее. Не нужно этого бояться. Мы даже на дверях у таких специалистов повесили таблички “Кабинет ментального здоровья” - чтобы люди не стеснялись туда заходить. И, знаете, появились пациенты, которые сами обращаются к таким врачам - их около 10-12 процентов. Они, конечно, никогда бы не пришли в психдиспансер.
- То есть чувствуешь, что нервишки шалят - иди к такому врачу.
- Конечно. Самое главное для нас - поменять отношение людей к таким специалистам. Сделать так, чтобы люди поняли, что психиатры и наркологи - это такие же врачи и не нужно их бояться.
Но этот процесс, разумеется, не одного года. И дело не только в нашей ментальности. Сейчас службе психиатрии и наркологии не хватает 540 специалистов, это огромная цифра. Поэтому мы на уровне поликлиник хотим объединить прием врачей-психиатров и наркологов. И это новшество тоже вызывает сопротивление. Некоторые наркологи опасаются: “Психиатрия нас поглотит, мы останемся на улице”. Ничего подобного! У нас такой дефицит кадров, что всем найдется работа. С 2017 года мы начнем обучение: психиатры будут осваивать особенности наркологии, наркологи - психических расстройств. На это уйдет около года. Параллельно будем работать и с врачами общей практики - они должны знать первичные признаки психических расстройств.
- Скептики возразят: в итоге вы подготовите полупсихиатров, полунаркологов.
- Да, есть такое мнение, но я могу возразить. Базовая подготовка у этих специалистов одинаковая, симптомы, течение болезней, которые они лечат, во многом схожи. Это единая специальность во всем мире. Конечно, особенности есть, никто не спорит. Поэтому такие специалисты будут работать только в поликлиниках на первичном приеме. Никто не говорит, что они начнут лечить тяжелых пациентов, которые лежат в стационарах - там по-прежнему сохранится четкая специализация. И пока речь об их объединении не идет.
- Но, насколько я знаю, в последне время речь как раз и шла об объединении центров наркологии и психиатрии!
- Сливаться будут лишь их административные службы. В таких центрах будут один главврач, бухгалтерия и хозслужба, а сами клиники, в которых лечат пациентов, будут, как и сейчас, функционировать отдельно.
Другое дело - система принудительного лечения от алкоголизма и наркомании. Мы считаем, что ее нужно менять, потому что она неэффективна. Людей держат в изоляции от шести месяцев до года, и чаще всего, причем практически сразу, они возвращаются к нам. При этом - только вдумайтесь! - почти половина средств, которые выделяются на службу наркологии (это порядка 15 миллиардов тенге в год), уходит на финансирование принудительного лечения. Мы хотим изменить эту систему и в течение ближайших четырех лет по мере подготовки кадров начать медико-социальную реабилитацию таких пациентов.
- Какие еще изменения ожидаются в наркологии?
- Мы считаем, что нужно изменить систему постановки пациентов на учет. Она, конечно, должна остаться, но только для хронических больных, которые не могут обойтись без помощи врачей. Тот, кто, к примеру, один раз попался пьяным за рулем, не должен быть в этом списке.
Безусловно, мы не можем отказаться от действующих правил в один момент, к этому нужно подходить взвешенно и постепенно. Но решать проблему надо, потому что у нас статистика не отражает реального положения дел. Скажем, по официальным данным, употребление водки в Казахстане за восемь лет возросло почти в два раза, а количество людей, больных алкоголизмом, уменьшилось на 35 процентов. Как такое возможно? Проблема еще и в том, что люди опять же не спешат идти в наркодиспансеры. Последствия известны всем. Вот мы и хотим дать им возможность анонимно обратиться к врачу в обычной поликлинике.
Надеемся, что все принимаемые нами меры помогут изменить отношение людей к нашей службе.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Кстати

В Казахстане выявляют в основном только три психических заболевания: шизофрению, органическое расстройство и умственную отсталость. На них приходится около 90 процентов в общей структуре психических заболеваний. А во многих других странах все с точностью до наоборот: 90 процентов - это невротические расстройства, то есть депрессии. Там человеку помогают на начальной стадии, и болезнь не развивается, не переходит в стадию каких-то тяжелых расстройств.

Поделиться
Класснуть

Свежее