4853

И тебя вылечат!

Вчера в Алматы специалисты обсуждали, как изменится психиатрическая служба в нашей стране и что от этого ждать простым казахстанцам.

В ходе дискуссии на тему “Охрана психического здоровья в Казахстане: проблемы и перспективы”, которую организовал общественный фонд “Аман-саулык”, прозвучало много нового и интересного.
- До 1 июля 2018 года психиатрическая и наркологическая службы в Казахстане будут объединены. Перестанут существовать раздельно психиатрические и наркологические клиники - их заменят единые центры психического здоровья. Всего их будет 16: два городских - в Алматы и Астане и 14 областных - по одному в каждом регионе. Пациентов будут принимать врачи-психиатры-наркологи.
- Наряду с этим в стране появится 128 первичных центров психического здоровья (ПЦПЗ), которые будут работать на базе поликлиник. Например, если сейчас в Алматы есть две организации, в которых можно получить медицинскую помощь такого рода (городской наркологический центр медико-социальной коррекции на улице Макатаева и центр психического здоровья на улице Каблукова), то с 1 июля их будет восемь, а в ближайшем будущем - 28. Создав такие центры, врачи надеются привлечь пациентов: ведь одно дело - идти к врачу на Каблукова и совсем другое - в родную районную поликлинику.
- Что будут представлять из себя эти самые ПЦПЗ? Здесь будут работать бригады специалистов: в частности, врачи-психиатры-нар­кологи, детский врач-психиатр, медицинский психолог. То есть это будет не просто медкабинет, в котором будет принимать один специалист, а новая по своей сути структура. Врачи будут выявлять пограничные психические расстройства, вести наблюдение за пациентом, в случае необходимости госпитализировать больных, выдавать лекарства тем людям, которые уже стоят на учете, и, конечно, консультировать всех обратившихся.
И не нужно думать, что создают первичные центры психического здоровья исключительно для тех, кому уже выставлен диагноз. Скорее наоборот. По статистике ВОЗ, в Казахстане порядка 800 тысяч человек страдают от депрессий. Думаю, что многие об этом даже не знают и списывают плохое настроение на усталость, погоду или недосып. Так что в такие цент­ры в первую очередь должны дойти те, кто давно собирался к специалисту, но в силу многих причин (боязнь таких медучреждений в первую очередь) этого не сделал.
- Планируется внедрить такую практику, когда ребенок, пытавшийся совершить суицид, будет проходить лечение не в психиатрической клинике, как сейчас, а в педиатрических отделениях больниц.
- Всех врачей общей практики обучат выявлению пограничных психических расстройств и конфликтологии. Они смогут самостоятельно вычислять пациентов с проблемами и в случае необходимости направлять их к врачам-психиатрам-наркологам.
- Уже в 2018 году планируют внедрить конфиденциальную систему учета пациентов. Это будет медицинская база, которой будут пользоваться только врачи, при этом пациентов в ней разделят на группы в зависимости от заболевания. Попадать в нее будут только те люди, которым необходимо динамическое наблюдение и дальнейшее лечение, хронические больные. Данные всех остальных, например получивших разовую консультацию и какие-то рекомендации, отражать в ней не будут.
Стоять на учете в том смысле, к которому мы все привыкли, будут только граждане с различными расстройствами психики, представляющие социальную опасность: педофилы, насильники, убийцы, совершившие преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Но даже если такой человек лечится и пытается социализироваться, его могут перевести на конфиденциальный учет. Допустим, если человек живет с шизофренией, говорят врачи, это совсем не значит, что он может причинить вред окружающим.
- В поликлиниках будут выдавать справки о том, что гражданин не состоит на диспансерном учете у нарколога и психиатра.
Больше всего вопросов у аудитории возникло как раз по поводу новшеств, связанных с постановкой на учет. Из зала прозвучало резонное замечание:

- Вы говорите, что на учете будут состоять только люди, представляющие опасность для общества. Допустим, человек, злоупотребляющий алкоголем, устраивается на работу водителем или туда, где ему доверят оружие. Что тогда?
- Прежде чем получить водительские права или разрешение на ношение оружия, гражданину нужно будет пройти медкомиссию, - пояснил заместитель генерального директора Республиканского научно-практического центра психического здоровья Бакытжан НУРАЛИЕВ (на снимке). - То есть врач определяет наличие нар­кологического или психического заболевания на момент осмотра. Мы не можем гарантировать, что через полгода из-за какого-то стресса даже здоровый человек не запьет.
Но в зале нашлись специалисты, которые с этим не согласились.
- Есть пациенты, которые не пьют год-два, а потом начинают злоупотреблять, - звучали возражения. - И если человек знает, что через месяц ему нужно будет идти к врачу, он не будет пить. Здесь еще нужно посмотреть, может быть, сделать усиленную комиссию, чтобы людям с такими нарушениями не давали справку. Конечно, наши пациенты - это такие же граждане, но они не должны приносить вред окружающим в момент обострения. Да, мы не должны нарушать их права, но и об остальных нельзя забывать.
Но Нуралиев настаивал:
- Даже здоровый человек не застрахован от того, что через какое-то время не сорвется. Мы должны доверять нашим пациентам, уходить от стигмы. Вскоре эти справки можно будет получить через e-gov - есть такие предложения. А вообще, думаем, что в течение ближайших лет они вообще себя изживут. В любом случае все эти вопросы обсуждаются...
И напоследок: у врачей есть еще одна, по их же выражению, амбициозная, цель - построить на окраине Алматы в экологически чистом районе новое здание республиканского центра психического здоровья.

Только цифры

- В 2018 году в Казахстане будут работать:
- 430 психиатров-наркологов,
- 16 центров психического здоровья,
- 128 первичных центров психического здоровья на базе поликлиник,
- 192 районных кабинета психического здоровья.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта med-kz.ucoz.com, Алматы

Поделиться
Класснуть