4360

Главврач и его команда

Абай КУСАИНОВ, руководитель Центра детской неотложной медпомощи Алматы: Я бы всех провинившихся выпорол и успокоился

В середине июня наша газета опубликовала авторскую колонку адвоката Айжан КОСМУРАТОВОЙ, рассказавшей о своих впечатлениях пребывания в стенах Центра детской неотложной медицинской помощи Алматы. Сыну Айжан удалили аппендицит, но женщина осталась крайне недовольна качеством оказанных услуг - ребенку не вовремя меняли капельницы, соседке по палате, кормившей своего малыша грудью, отказывали в добавке в еде, а большая часть медперсонала была, мягко говоря, не совсем приветлива.  Материал стал одним из самых популярных среди читателей в этом месяце (см. “Клиника строгого режима”, “Время” от 15.6.2017 г.). Это эмоциональное выступление не осталось незамеченным и в медицинских кругах - по нашим данным, колонку Айжан прочли даже руководители Минздрава. Адвоката сразу же пригласили в клинику, где она встретилась с главным врачом центра Абаем КУСАИНОВЫМ (на снимке). Позвали в больницу и корреспондента “Времени”.

- Прямо сейчас мы ждем, что к нам придет комплексная комиссия, которая будет проверять все факты, изложенные Айжан Космуратовой в газете “Время”, - объясняет главврач клиники. - Насколько я знаю, Министерство здравоохранения дало поручение городскому управлению объективно разобраться в этом вопросе. Разумеется, мы сами уже опросили всех сотрудников и выяснили, как обстояли дела с лечением сына Айжан. Например, она написала, что врач намекнул, будто бы за операцию он должен получить деньги. Мы вызвали этого доктора, пригласили Айжан и задали ему вопрос. Он все отрицает: по словам врача, он всего лишь поставил в известность Айжан, какие виды операции существуют. Возможно, Айжан на фоне нервного стресса не совсем правильно поняла хирурга. С доводами доктора Айжан согласилась и сказала, что прямого обвинения в статье не было. И я как руководитель теперь не совсем четко понимаю, как мне поступить: наказать этого врача или нет? И если наказывать, то за что? Есть и другой важный момент - боюсь, что определенное наказание понесет и доктор, который провел операцию. Это была не его смена, а он приехал в больницу, не поставил в известность руководство о своих намерениях…
- За что вы собираетесь наказывать врача, который согласился сделать операцию моему ребенку? - возмутилась Айжан. - Дежурный хирург тут устроил демарш, какие-то намеки делал, я была вся в слезах, не знала, к кому обращаться. Поэтому и попросила, чтобы приехал знакомый врач. Он поступил по-человечески, как настоящий доктор, а вы его за это хотите наказать? Вы должны таких поощрять, выписать премию!
- Врач приехал не в свою смену, не поставив в известность руководство, - настойчиво повторил Абай Кусаинов. - А это уже нарушение. Да, разрешение ответственного хирурга он получил, но должен был связаться и с вышестоящими руководителями - таковы правила! Кроме того, заведующий отделением пропускал вас в палату после восьми вечера - это тоже нарушение, поскольку посещение больных разрешено с пяти до семи часов. А если вы хотите постоянно находиться с ребенком, то вас должны были направить в хозрасчетное отделение.
У нас есть правила: мы кладем в больницу маму, если ребенку меньше трех лет. Если малышу менее года, то мы обеспечиваем маму питанием. А вы лежали с сыном, хотя и не должны были. Но даже если все, что вы говорите, правда, то и хирург, и заведующий заслужили наказание за свою доброту. Есть правила, есть требования - врачи обязаны их выполнять! И это не наша прихоть. Не дай бог, что-то пойдет не так во время операции или начнутся осложнения - кто за это ответит?

При этом руководитель клиники не исключает, что наказаны будут не только врачи, но и медсестры:
- Частично подтвердились другие факты. Медсестры признали, что в рабочее время пили чай.
- Что касается выноса пищи, о котором писала Айжан, это была не еда, а отходы, так утверждают наши сотрудники, - продолжает главврач. - Санитарка сказала, что взяла остатки пищи для собак. Кстати, эта медсестра уже написала заявление об увольнении. Такие же заявления написали старшая по смене и медсестра, ставившая капельницу сыну Айжан. Остальные сотрудники, кто пил чай в рабочее время, получили взыскания в виде выговора.
Проверили мы информацию и о питании соседки по палате. Мама грудного ребенка написала объяснительную на мое имя, где указала, что питание хорошее и она не нуждалась в добавке, а ее ребенок упал с кровати, когда она вышла в туалет.
Но Айжан Космуратова не хочет, чтобы после ее выступления кого-то уволили. Она лишь призывает навести в больнице порядок.
- У нас есть время, чтобы принять решение по поводу заявлений и других мер в отношении сотрудников, - объясняет Абай Кусаинов. - Действительно, какие-то упущения в действиях наших работников подтвердились, какие-то - нет. Думаю, вышестоящее руководство определит, какова вина медсестер, врачей и администрации.
Мне просто очень жаль, что такой материал появился в прессе. Я всю жизнь посвятил этой больнице, пришел сюда после вуза в 1995 году простым врачом. Я знаю каждого доктора, каждую медсестру. Более того, всем трем врачам, лечившим ребенка Айжан, я в свое время преподавал, готовил как хирургов. И если сейчас они будут уволены… - не скрывает досады главврач детского центра. - Сейчас очень остро стоит кадровый вопрос, особенно в педиатрии. Тем более сейчас врачей переманивают частные клиники, которые могут сделать более высокую зарплату, более удобный график работы. У нас ведь очень сложная работа. По статистике, за прошлый год к нам за помощью обратились 102 тысячи больных! Представляете, какой поток идет! Это в день в среднем 250 детей. И за каждым ребенком мамы, папы, дедушки, бабушки. И все они идут к докторам со своими вопросами, требованиями, претензиями. Поэтому и возникают конфликтные ситуации. В приемном покое постоянно дежурят семь хирургов. Если две операции идут одновременно - четыре человека туда уходят. Бывает такой наплыв, что и врачей может не хватать, и медсестер. Такого количества пациентов нет ни в одной больнице города! Конечно, могут быть и оплошности...
В то же время алматинскому Центру детской неотложной медицинской помощи есть чем гордиться. Это подтверждает и статистика.
- У нас сейчас самые лучшие показатели среди детских больниц в стране, - утверждает главный врач. - У нас самая низкая младенческая смертность, мы проводим уникальные операции. Например, еще 10 лет назад ребенок с пороками внутренних органов имел очень мало шансов на спасение. У нас же сейчас порок пищевода оперируют с помощью лапароскопии, когда делают три отверстия без больших разрезов. Как раз оперируют те самые хирурги, о которых мы с вами говорили. Сейчас у нас находится малыш, родившийся с пороками пищевода и сердца, заячьей губой и отсутствием твердого неба. Мы уже сделали две операции, впереди у него хирурги-кардиологи и пластические хирурги. И это наша работа, которая остается незаметной. Поэтому я не знаю, как поступить, как наказывать врачей. Если честно, я бы лучше каждого провинившегося вывел на улицу и ремнем надавал, чтобы лучше к своим обязанностям относились. Но в любом случае нашу судьбу будет решать комиссия!

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть