1699

Кабинетное здоровье

Министерство образования передает школьные медкабинеты в ведение Минздрава. У врачей масса предложений: пересмотреть подходы к профосмотрам детей, начать издавать более тонкие учебники и установить в коридорах специальные кабинки для хранения смартфонов. Что еще ждет казахстанских школьников? Об этом мы поговорили с главным внештатным педиатром Казахстана Гульнарой ТАШЕНОВОЙ (на снимке).

- В конце 90-х, сами помните, какие тогда были времена, медицинские кабинеты при школах отдали в ведение Министерства образования, - рассказывает Гульнара Талиповна. - И нужно признать, что директора обращали внимание на них в последнюю очередь, а медсестрами туда устраивались те, кто не смог найти место получше. Многие из них все это время не занимались повышением своей квалификации, не владели современными знаниями и подходами. Получил человек базовое мед­образование, например окончил колледж - и все. В итоге он попросту отстал.
- Насколько я знаю, медкабинеты уже начали передавать в ведение Минздрава.
- Да, процесс стартовал в начале этого года. Сейчас около 80 процентов из них уже перешли в подчинение профильного министерства. Преобразования начались с нашей подачи. Мы заговорили об их необходимости несколько лет назад, после того как проанализировали результаты очередных профосмотров школьников. Оказалось, что тех, кто страдает хроническими заболеваниями, близорукостью, сколиозом, становится все больше. А сама школьная медицина лежит на боку, в итоге никто толком не занимается укреп­лением здоровья детей.
- Вас сразу поддержали? Минобр с радостью сказал “забирайте”?
- Нет. Оказалось, что на содержание школьных медкабинетов выделяются достаточно большие деньги, а с ними, как вы понимаете, всегда сложно расставаться. Нам говорили: “Мы и сами занимаемся этими вопросами. У нас работают школы здорового образа жизни. Мы проводим профилактические мероприятия”. Но они разовые, для галочки. Планово, всерьез никто не занимается этими вопросами. А нагрузка на детей между тем растет: если за рубежом шесть обязательных предметов, в России - девять, то у нас - восемнадцать. Это влияет на качество знаний и приводит к тому, что часть уроков родители делают за детей. Например, я никогда не умела рисовать, но научилась, когда мой ребенок пошел в первый класс. Он просто не успевал сделать все задания. А чрезмерные нагрузки напрямую влияют на самочувствие детей. Понятно: школа в первую очередь думает об образовательной составляющей, а уж потом о здоровье учеников. А медсестра ничего не может возразить, ведь она тоже в этой системе. Даже когда в расписание как обязательные вставляют факультативные и дополнительные занятия. Я долго переписывалась по этому поводу с директором гимназии, в которой учится мой сын. В четвертом-пятом классах у него каждый день было по шесть уроков. Я внимательно изучила стандарты, и получилось, что ежедневно они превышены на час-полтора. К тому же в школах повально сокращают перемены, чтобы за счет них втиснуть лишний урок. Чего я добилась в итоге? Отдельного расписания для нашего класса и удлинения одной из перемен. Вот и все. Пока сами образовательные учреждения не будут заинтересованы в оздоровлении детей, ничего толкового не получится.
- Когда закончится процесс передачи?
- Надеемся, что к концу учебного года это точно произойдет. А 1 сентября дети придут в школы, где будут другие медкабинеты, их должны привести в порядок. Что мы имели на тот момент, когда пришли в школы? У 40 процентов медсестер не было сертификатов, которые обязан иметь весь средний медперсонал в любом мед­учреждении. В школе их все это время не требовали, ведь подчинялись эти медсестры Минобру. Сейчас все должны их получить. Если они не смогут этого сделать, то мы будем привлекать в учебные заведения медсестер из здравоохранения. Параллельно началось лицензирование деятельности медпунктов. Ведь многие из них тоже не соответствуют требованиям, порой там нет даже самого необходимого. По правилам такой кабинет должен состоять из двух отдельных частей - процедурной и смотровой. Многие школы, в которых мы побывали, не выдерживали нормативов.
- Это внешние факторы, а что изменится для самих детей?
- Мы пересматриваем подходы к профосмотрам. Увы, они становятся все более формальными: как правило, их проводит только педиатр. Но ведь он не может знать все. Мы считаем, что бригада узких специалистов должна приезжать непосредственно в школу и там осматривать детей - не должны они вместе с родителями бегать по поликлиникам и месяцами ждать очереди к хирургу или невропатологу. Делать это нужно организованно, по графику. По сути, это возврат к старой системе обслуживания школьников. Сейчас все больше лечим, а нужно делать все, чтобы до этого не доводить. К тому же процедуру профосмотров можно максимально облегчить, установив в школах электронные информационные системы “Экспресс-здоровье”. Это специальный комплекс для скрининга и оценки уровня здоровья детей. Он оценивает все основные показатели: рост и вес ребенка, остроту зрения, работу сердца, уровень стресса и т. д. Насколько я знаю, несколько школ в Алматы и Астане в рамках пилотного проекта уже закупили такое оборудование. Было бы идеально, если бы оно появилось во всех школах - тогда медсестры самостоятельно смогли бы оценивать здоровье детей.
- Но ведь очень многое в данном случае зависит от школ и опять же от воли Минобра.
- Так и есть. Мы, например, уже предлагали министерству издавать учебники дробно, на каждую четверть - тогда бы они могли быть тонкими, как рабочие тетради, и детям было бы проще их носить. Да, чиновники соглашаются с тем, что это резонно, но медлят из-за финансовой стороны - ведь учебники придется переиздавать. А смартфоны? Я считаю, что нужно запретить брать их на уроки. Можно поставить специальные ящички с замками в коридорах, и пусть дети сдают их туда. Ведь чиновники так делают - и ничего. Но родители воспринимают подобные инициативы в штыки. Я сама предлагала это на родительском собрании своего младшего ребенка-второклассника, но меня не поддержали. Это достаточно глобальные решения, но ведь есть и простые, не требующие больших финансовых затрат, которые могли бы положительно повлиять на здоровье наших детей. Можно же повесить в коридорах несколько баскетбольных колец и турник? Закупить специальные парты-конторки, которые используются во многих странах - за ними дети не сидят, а стоят. В классе половина таких парт, а половина обычных - и через каждые 15 минут дети меняются местами. Это профилактика многих заболеваний. Возродить физкультминутки в школах, которые были в советские времена. Ведь можно же уделить этому хотя бы три минуты? Предложений очень много, и если нам удасться внедрить хотя бы часть из них, это уже будет большим прорывом. Ведь в Казахстане пять миллионов детей и около трех миллионов из них - школьники, которые огромное количество времени проводят в школе.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть