3501

Подождите, больной!

Как отразилось на казахстанских пациентах новшество о проведении  исследований медицинских анализов только в централизованных лабораториях? Рассмотрим новую реальность на примере Алматы.

О грядущих преобразованиях в этой медицинской сфере стали говорить еще летом прошлого года. Коснулись они всего Казахстана. В частности, в Алматы 8 августа 2016 года появился приказ городского управления здравоохранения “О централизации лабораторной службы”. Теперь в районных поликлиниках южной столицы работают лишь пункты забора - здесь у пациентов берут кровь и другие биологические материалы, а затем доставляют их в централизованные лаборатории, в которых и проводятся исследования. Такие лаборатории организовали на базе крупных клиник мегаполиса.
Сделали это, как всегда, исходя исключительно из благих целей, традиционно ориентируясь на международный опыт: “Централизация лабораторных исследований соответствует мировой тенденции и связана с внедрением новых высокопроизводительных систем для различных исследований. Она позволит сократить сроки обследований пациентов, рационально использовать дорогостоящее оборудование, обеспечить оказание качественных лабораторных услуг”. Но это теория. А что же мы имеем на практике?
Лидер общественного объединения “Подранки” инвалид II группы Галия ТАБАТАЕВА (на снимке) одна из первых заговорила о проблемах, с которыми после внедрения вышеперечисленных нововведений столкнулись казахстанцы. Вместе с ней мы отправились в одну из поликлиник Алматы, чтобы разобраться, как все происходит на самом деле.
Галия, пережившая несколько инфарктов, находится под наблюдением врачей и вынуждена постоянно сдавать анализы. Она выкладывает перед медсестрой целую кипу направлений.
- Вопросов к реализации этого проекта очень много, - готовясь к процедуре забора крови, рассуждает наш “народный эксперт”. - Например, у меня для анализов берут кровь из вены - ничего, я к этому привыкла. Но ведь это правило распространяется абсолютно на всех - даже на младенцев!
- Действительно кровь теперь берут только из вены, даже у малышей? - обращаюсь к медсестре.
- Да, так теперь положено.
- Мамы, наверное, возмущаются?
- Бывает иногда. Но мы стараемся, конечно, забирать кровь аккуратно. В поликлиниках обычно работают опытные медсестры, рука у них набита - они могут взять кровь даже из самой маленькой венки.
Оказывается, дело в том, что те гематологические анализаторы, которые сейчас используют в лабораториях, предназначены только для работы с венозной кровью.
Галия тем временем рассказывает нам о еще одной проблеме:
- У меня повышенная свертываемость крови. Мне нужно постоянно проводить анализ на D-димеры, который определяет показатели тромбообразования. Раньше мне делали его без проблем - моя поликлиника заключала договор с частной лабораторией на его проведение. Недавно я снова сдала кровь на D-димеры, но результаты не получила - оказалось, что в централизованной лаборатории нет нужных реактивов. Как потом выяснилось, это редкий анализ, для которого на тот момент не закупили всего необходимого. Говорят, мол, со временем все устаканится и этот анализ тоже появится в списке тех, которые будут делать. Но ведь он нужен мне сейчас!
В поликлиниках, даже в тех, в которых раньше практически все анализы могли делать самостоятельно, сейчас работают лишь с самыми простыми данными - определяют группу крови или уровень сахара в крови, например. Здесь сейчас не делают даже срочные анализы, которые назначают, чтобы поставить более точный диагноз (раньше результаты были готовы в течение часа) - материал для исследования отвозят в централизованные лаборатории. Правда, в приказах Минздрава говорится о том, что “от врачей могут поступать заявки с указанием срочности получения результатов анализов”. В таком случае специалисты поликлиник должны немедленно отвезти заборные материалы в лабораторию, но тем не менее время теряется.
- Я считаю, что могли бы оставить при поликлиниках хотя бы одного врача-лаборанта, чтобы он мог делать срочные анализы крови, - говорит Табатаева.
- А вам, в принципе, стало удобнее?
- Я бы так не сказала. Например, мне сделали не все предписанные анализы. Чтобы узнать почему, медсестры из поликлиники вынуждены звонить в лабораторию. Это лишняя волокита и для нас, и для них. А если возникли сомнения в результатах анализов? Раньше этот вопрос разрешался в моей поликлинике. А теперь с кого спрашивать? Ведь достоверность - залог правильного лечения.
- Или возьмем другой нюанс, - продолжает Галия. - Сдал человек мочу на анализы, три часа она стоит в поликлинике (сбор материала идет с 8.00 до 11.00) при комнатной температуре. Потом ее везут в лабораторию. Это тоже время. А сколько она стоит там? В итоге из-за этого появляется риск отклонения лабораторных результатов от референтных. Может быть, чиновники снова поторопились, внедряя новшество?
В поликлиниках, конечно, уверяют, что биологические материалы хранятся в специальных контейнерах с применением холодильного оборудования. Но вот фактор времени все равно никто не отменял. Особенно в больших городах, улицы которых порой превращаются в пробки.
Сотрудники поликлиник, к которым мы обращались за комментариями, побоялись открыто рассказать о том, стало ли им легче работать и лечить пациентов после централизации лабораторий. Понятное дело, никто не хочет оказаться крайним. Но не для записи признавали: некоторые недоработки, конечно, есть, но их в скором времени устранят. Дескать, лаборатории работают всего ничего, нужно просто подождать. Ну, это-то мы хорошо умеем. Но подождет ли наше здоровье?

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть