1284

Продвигаться вперёд, перенимая только лучшее

В 2017 году в Казахстане планируется введение социального медицинского страхования. По оптимистичным ожиданиям это позволит установить в отрасли принцип финансирования здравоохранения за счет средств государства, работодателя, гражданина и иных источников, а также обеспечит солидарную ответственность участников системы в сохранении здоровья. На днях в Алматы прошла конференция “Казахстан - Япония: опыт развития медицинского страхования”. Руководитель многопрофильной клиники Kosei General Hospital Наюки КОНО и управляющий директор крупной японской лаборатории SRL Еджи ХИРАБАЯШИ рассказали об опыте работы в организации современной системы здравоохранения Японии, а также обсудили с казахстанскими врачами текущее состояние здравоохранения в республике и пути решения проблем развития этого сектора в стране.

Это уже третья конференция в рамках сотрудничества казахстанцев с коллегами из Страны восходящего солнца. Такой обмен опытом стал возможен благодаря дочерней организации холдинга “Байтерек” - АО “Казына Капитал Менеджмент” (ККМ) и фонда прямых инвестиций Kazakhstan Growth Fund.
- Наша компания сфокусирована на инвестициях в приоритетные отрасли экономики Казахстана, - сообщил главный менеджер департамента структурирования проектов ККМ Шынгыс СУЙИНДИК. - Сфера здравоохранения представляет интерес не только с точки зрения выгодного вложения, но и развития очень значимого социального сектора - медицины. Благодаря совместным инвестициям “Казына Капитал Менеджмент” и Европейского банка реконструкции и развития удалось обеспечить развитие сети медицинских лабораторий, в которых сегодня функционируют более 150 приемных пунктов, две лаборатории (в Астане и Алматы) и 11 сателлитных лабораторий, где делают срочные анализы.
По словам организаторов, не случайно на встречу были приглашены именно японские эксперты. Система здравоохранения в Японии - одна из самых развитых в мире. Уникальность ее в том, что страховая система работает по принципу 70/30. Причем большую часть страховки оплачивает государство либо частная компания.
Ориентация на профилактику и реабилитацию позволила существенно снизить расходы на здравоохранение и повысить его качество. Жители Японии не полагаются почти во всем на природную медицину, как в Китае, не увлекаются химическими препаратами, как в Европе и США, они просто взяли отовсюду лучшее и добавили свои собственные технические усовершенствования.
Управление в сфере здравоохранения осуществляется на четырех уровнях: правительственный, префектурный, центры здоровья и местные городские и сельские органы власти. Вся деятельность координируется Министерством здравоохранения и социального обеспечения.
В стране насчитывается около 140 тысяч лечебных заведений, в том числе 80 тысяч поликлиник (некоторые с небольшими стацио­нарными отделениями), 10 тысяч больниц, 850 медицинских центров, управляемых правительством префектур. Около 80 процентов клиник страны - частные. Однако для граждан Японии это не играет никакой роли, так как все тарифы на медицинские услуги устанавливаются государством, а потому пациент не ощущает разницы при обращении в государственную или частную клинику.
Каждый японец посещает врача в среднем 15 раз в год - это один из самых высоких показателей в мире. Пожилые пациенты при посещении поликлиник в случае обострения одного заболевания стремятся посетить и других специалистов, даже если в этом нет необходимости, тем более что каждый прием у врача оплачивается по страховке.
- В Японии каждый пациент может выбрать любую больницу по желанию. Никто не ограничивает по месту прописки или проживания, - рассказывает доктор Коно. - Медицинским страхованием занимается несколько организаций. Есть специальное бюро, которое осуществляет мониторинг лечения и следит, чтобы все услуги были оказаны правильно. У врача не должно быть мысли заработать на пациенте. Он должен оказывать качественные услуги.
Впрочем, в Стране восходящего солнца, по словам док­тора Коно, основной и достаточно серьезной проблемой является стареющее население, процент которого из года в год увеличивается. Это связано не только с увеличением средней продолжительности жизни, но и с низкой рождаемостью.
- У нас один из самых высоких уровней продолжительности жизни, - продолжает Коно. - В Японии если ты заболел, то не занимаешься самолечением. В настоящее время расходы на здравоохранение в стране составляют 8,1 процента ВВП. У нас действуют две основные системы медицинского страхования. Первая - национальная система страхования здоровья - охватывает в основном мелких собственников и членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц. Вторая система - страхование лиц наемного труда - охватывает всех наемных работников и их иждивенцев и является крупнейшей в Японии. Среднестатистическая японская семья оплачивает медицинские услуги в размере 2300 долларов в год из личных средств. Для некоторых слоев населения, например для крестьян, рыбаков и государственных служащих, существуют специальные программы медицинского обслуживания, довольно ограниченные по масштабу. Безработные остаются участниками страховых схем по прежнему месту работы, хотя взносы выплачивать не обязаны.
- Есть ли у вас очереди в стационарах?
- У нас в больнице практически нет очередей. Мы принимаем в день до трех тысяч пациентов. Из них примерно у 500 выявляются онкологические заболевания. Их обслуживают около 20 докторов в онкологии. Если пациенту приходится ждать, то мы стараемся сделать это ожидание полезным. На специальных экранах транслируется информация о заболеваниях, о медицине.
- Часто ли к вам на лечение приезжают иностранцы и есть ли среди них казахстанцы?
- У нас большое количество иностранных граждан, в том числе и из вашей страны.
- Как часто пациенты проходят профилактические обследования?
- При нашей больнице есть центр профилактической медицины, куда могут обратиться пациенты для первичной диагностики, например сделать УЗИ, рентген. В нашей стране профилактическая медицина обходится намного дороже, чем само лечение. При проверке здоровья пациента уходит много времени на сдачу анализов.
- Вы сказали, что повышению квалификации специалистов уделяете огромное внимания. За счет кого проводится обучение?
- Существует специальный учебный центр при больнице, который проводит тренинги повышения квалификации и учебные программы для всего медицинского персонала. Принцип нашей больницы - это качественная и передовая медицина, оперативное реагирование на любые проблемы пациентов. При повышении квалификации основной акцент делается на безопасное медицинское лечение и медицинскую этику. Обучение проводится за счет больницы.
- А зарубежные коллеги могут попасть на такие курсы повышения квалификации?
- Конечно. У нас есть специальный дистанционный центр, где мы обучаем коллег из других медицинских учреждений, которые имеют с нами определенные договоренности.
- Какова заработная плата обы­чного врача?
- Первоначальная зарплата врача составляет 250 тысяч иен, профессор университета получает 800 тысяч иен (соотношение тенге к иене 1:3). Хотел бы привести небольшой пример ценообразования в нашей стране. К примеру, сто граммов говядины стоит 500 иен, и это по сравнению с вашими ценами очень дорого.
Затем перед собравшимися главными врачами областных медучреждений, ведущими специалистами лабораторий и руководителями медицинских центров выступил управляющий директор крупной японской лаборатории SRL Еджи Хирабаяши, который поделился опытом развития лабораторной службы.
- Главный принцип ведения нашей деятельности - это способствование росту здорового населения, - рассказывает эксперт из Японии. - Второй момент - это качественное обследование пациентов и доверительное отношение. И третий немаловажный фактор - достоверность медицинских анализов, потому что от этого зависит дальнейшая работа врачей. Тот путь, который мы прошли в свое время, предстоит пройти и вашей сети лабораторий. Мы сотрудничаем с ними уже давно, и должен сказать, что компания эффективно развивается. Но нужно внедрять более передовые технологии.
Доктор Хирабаяши отметил, что Казахстан - страна, которая весьма продвинута в плане информационных технологий. Даже в Японии нет услуги, когда результаты анализов пациент может получить по электронной почте либо по SMS, а вот в Казахстане оказывают такую услугу.
- Впервые я побывал в вашей стране пять лет назад и не перестаю удивляться, как быстро вы развиваетесь, в том числе и медицина, - признался гость из Страны восходящего солнца. - Надеюсь, наш опыт вам пригодится. Лаборатория SRL в основном занимается клиническими исследованиями. В год на них уходит около пяти тысяч миллиардов иен. Мы тесно сотрудничаем с медицинскими учреждениями, и любые изменения и новшества, которые мы вносим в свои исследования, распространяются в больницах и поликлиниках.
Гость из Японии также отметил, что в их лаборатории повышение квалификации персонала проходит регулярно, причем для всех сотрудников вне зависимости от должности.
- В нашей стране в лабораторной службе большая конкуренция, поэтому нужно идти в ногу со временем и быть постоянно на высоте, - сказал он. - В своей работе мы обращаем внимание на себестоимость, затраты и доход. При этом стараемся при низких затратах оказывать высококачественные услуги. Основными нашими клиентами выступают государственные и частные больницы. У SRL около 50 лабораторий по всей Японии. Мы сотрудничаем со многими компаниями во всем мире, и у нас большой спектр услуг. К примеру, в азиатских странах делаем основной упор на разработку новых видов лекарственных препаратов. Кроме этого у нас есть совместная лаборатория по проведению клинических исследований во Вьетнаме и специальная лаборатория в Пекине, которая проводит хромосомные исследования.
Рассказал гость и о том, что в ближайшем будущем их лаборатория собирается сделать основной акцент на применение информационных технологий, чтобы пациенты могли в сжатые сроки получать всю необходимую информацию.
После выступления г-н Хирабаяши ответил на все интересующие вопросы. Наших врачей интересовало, каким образом устроена лабораторно-диагностическая служба в Японии, каким оборудованием обеспечиваются клиники, какова текучесть персонала, заработная плата и так далее.
Несколько часов конференции пролетели быстро, но организаторы пообещали, что это не последняя встреча с японскими экспертами.

Для справки

- АО “Казына Капитал Менеджмент” (ККМ) - казахстанский фонд фондов, занимающийся развитием рынка прямых инвестиций Казахстана. Основная деятельность - привлечение иностранных инвестиций с целью создания совместных фондов прямых инвестиций, деятельность которых направлена на инвестирование в предприятия, обладающие высоким потенциалом роста в динамично развивающихся секторах экономики Казахстана. ККМ входит в структуру АО “Нацио­нальный управляющий холдинг “Байтерек”.
- Kazakhstan Growth Fund (KGF) - фонд прямых инвестиций, якорными инвесторами являются АО “Казына Капитал Менеджмент” и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Инвестиционной политикой Kazakhstan Growth Fund предусмотрено предоставление капитала компаниям малого и среднего бизнеса, реализующим проекты в несырьевых секторах экономики Республики Казахстан (70 процентов от капитализации фонда), а также Российской Федерации и стран Цент­ральной Азии. Фонд управляется авторитетной международной управляющей компанией ADM Capital.

Маша ВЕТРОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

 

Поделиться
Класснуть