4053

Врач - это вам не сапёр...

В Казахстане хотят декриминализировать статьи за ошибки медиков - соответствующие поправки в законодательство уже направлены в мажилис. Что именно предлагают разработчики проекта?

Как такового понятия “врачебная ошибка” в действующей редакции Уголовного кодекса нет. Но есть статья 317 “ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником”. Именно по ней медицинских работников чаще всего и привлекают к ответственности. Она вступила в силу с 1 января 2015 года.
Как говорят специалисты, радеющие за ее смягчение, случаев, когда врачей привлекают (или пытаются привлечь) по этой статье, с каждым годом становится все больше. Правда, сравнительной статистики нет. А вот цифры за этот год: с января в производстве находилось 487 уголовных дел по статье 317 УК, девять из них были направлены в суд, 385 прекращены по разным основаниям, по остальным продолжаются разбирательства. То есть с начала года практически 500 раз возникал вопрос о некомпетентности врачей. Причем нередко с подачи граждан: пожаловался человек, его обращение обязаны зарегистрировать в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) и провести проверку.
В Минздраве, который и предлагает декриминализировать эту статью, считают, что некоторые пункты нынешнего закона чересчур суровы.

- Мы предлагаем внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, в частности исключить некоторые пункты статьи 317 УК, - рассказал нашей газете позицию медицинского ведомства исполнительный директор Казахстанского альянса медицинских организаций Руслан САТЫВАЛДЕЕВ (на снимке). - Действующая редакция этой статьи звучит так: невыполнение или ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним. Далее следует фраза: “равно несоблюдение порядка или стандартов оказания медицинской помощи”. Вот именно этот пункт мы предлагаем исключить.
Да, есть утвержденные стандарты оказания медпомощи, существуют клинические протоколы. Но дело в том, что не каждое заболевание протекает так, как расписано в этих документах, бывают атипичные случаи. Врач вынужден отойти от установленных стандартов именно для того, чтобы оказать пациенту эффективную помощь.
- А врачей как раз и привлекают к ответственности, опираясь на этот пункт статьи?
- Чаще всего так и происходит. Когда ведутся следственные действия, проще всего сверить медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного с тем, что написано в стандартах проведения медпомощи. Если есть какие-то расхождения и отклонения, врача можно привлечь к ответственности. Даже необязательно разбираться в том, почему он это сделал. А если иначе он не мог спасти пациента?
Если мы уберем эту строчку из закона, то дадим врачу возможность объяснить, почему он отошел от протоколов лечения. Сейчас же, если он это сделал, его уже можно считать потенциальным преступником.
Мы признаем: врачей нужно наказывать за небрежное или недобросовестное отношение к своим обязанностям, и этот пункт статьи останется без изменений, медика даже могут лишить свободы. Речь о другом: стандарты оказания медпомощи - это некая прямая линия, за которую нельзя заступать. Но ведь со стороны проверяющих органов могут быть перегибы.
- Что еще вы хотите изменить?
- Надеемся, что также будет исключен пункт, запрещающий занимать “определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового”. Он предусмотрен в той же 317-й статье в случае, если пациенту был причинен вред здоровью средней тяжести и суд это подтвердил.
Там в качестве наказания преду­смотрен штраф, общественные или исправительные работы, арест до 60 суток. И помимо этого медика могут лишить практики или не делать этого. То есть их наказывают дважды. Но разве врач, который год не будет принимать больных, станет лучше?
- Но ведь речь идет о том, что врач плохой, он совершил ошибку, вот мы его и наказываем. По-моему, вполне логично. Пусть подучится за этот год.
- В том-то и дело, что в законе не указано, что он обязан потратить это время на обучение! Мы предлагали внести поправку об обязательном повышении квалификации или переподготовке по специальности. Но, к большому сожалению, все эти пункты были исключены из УК, это не тот закон, в котором отражаются подобные меры. Если говорить о действующей редакции, то медиков просто лишают возможности работать по своей специальности. И они, как правило, после этого не возвращаются в профессию.
Хорошие специалисты, будучи под следствием (сейчас же очень просто написать жалобу, и правоохранительные органы будут обязаны провести проверку), полгода походят по допросам, а потом говорят: а зачем мне это нужно? И находят работу поспокойнее. И ведь чаще всего дела не доходят до суда из-за примирения сторон или отсутствия состава преступления, но осадок все равно остается.
- Вы говорили, что поправки могут быть и в Административном кодексе?
- Да. Речь о статье 80 КоАП “несоблюдение порядка и стандартов оказания медицинской помощи”. Мы предлагаем ее исключить, она практически повторяет тот пункт Уголовного кодекса, о котором мы говорили выше. А в статье 81 “нарушение медицинским работником правил выдачи больничных листов” помимо штрафа в 10 МРП предусмотрено и лишение сертификата специалиста. Но это могут сделать, а могут и нет. В кодексе так и написано: “с лишением сертификата либо без такового”. А как понять, в каких именно случаях применять этот пункт?
- Вы считаете, что это слишком жесткое наказание?
- Конечно. Человек и так заплатит штраф в размере 10 МРП, а его еще лишают возможности заниматься своей деятельностью.
- Может, тогда хотя бы ужесточить штраф, чтобы не продавали больничные листы? Насколько я понимаю, речь идет именно о продаже.
- И о ней в том числе. Мы не стали вносить предложения по ужесточению этой статьи, оставив штраф в том же виде.
- А не получится ли так, что после декриминализации 317-й статьи УК врачи смогут избежать наказания даже в тех случаях, когда будут виновны?
- Врач должен будет пояснить, обосновать, почему он принял решение лечить пациента не по клиническому протоколу, не по тем стандартам, которые определены Минздравом. Если он не сможет объяснить, конечно, его накажут. Ведь ответственность за ненадлежащее выполнение предписанных обязанностей никто не отменяет, в этом пункте все остается по-прежнему. Но если мы уберем из статьи 317 те пункты, которые я назвал, это улучшит ситуацию - врачи будут чувствовать себя увереннее.
Этот законопроект уже был обсужден со всеми заинтересованными органами и направлен в мажилис. Мы надеемся, что сразу после каникул депутаты начнут его рассматривать.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира Заикина и предоставлено Русланом Сатывалдеевым, Алматы

От редакции В последующих номерах газеты мы планируем продолжить эту тему с привлечением экс­пертов и специалистов. Каково их мнение о предлагаемых Минздравом поправках в законодательство? Как сделать так, чтобы не ущемить права пациентов, оградить их здоровье от некомпетент­ных врачей?

Поделиться
Класснуть