⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Протоновая зависимость

Редактор

На днях СМИ со ссылкой на источник в Роскосмосе растиражировали информацию о том, что Россия намеревается пересмотреть условия аренды у Казахстана космодрома Байконур.

В конце прошлого года казахстанское правительство утвердило заключение по планам РФ запуска космических аппаратов и испытательных пусков ракет с космодрома. Согласно этому заключению, в нынешнем году с Байконура разрешено запустить 12 “Протонов” (ракет, летающих на топливе с высокотоксичными компонентами), что на два пуска меньше, чем в 2012 году, и на пять - запрошенных РФ - на 2013-й. В ответ на столь дерзкое решение Казахстана, по сообщениям источников, российская сторона и планирует инициировать переговоры по сокращению арендной платы за Байконур. Напомним: ежегодная плата России за аренду космодрома составляет 115 млн. долларов, соответствующий договор стороны заключили еще в 1994 году. Соглашение действует пока до 2050 года.
Если информация о намерении российской стороны верна, то впору говорить о том, что противоречия между Казахстаном и РФ в сфере совместных космических проектов достигли критической отметки. Для россиян сокращение пусков “Протонов” не только означает невыполнение обязательств перед своими партнерами и грозит выплатой огромных неустоек, но и наносит ощутимый удар по международному авторитету в сфере космических технологий.

В заключении, утвержденном нашим правительством, сокращение запусков “Протонов”, заметим, касается только этого года, однако ранее глава Национального космического агентства (Казкосмос) Талгат МУСАБАЕВ (на снимке) высказался в том плане, что необходимо поэтапно сократить пуски с казахстанской территории токсичных ракет до полного отказа от их использования. Если подобная динамика - минус два пуска в год - продолжится, то через шесть лет “Протонов” на Байконуре не будет вообще, что для России абсолютно неприемлемо. Поэтому рискнем предположить, что в ближайшее время должны состояться серьезные двусторонние переговоры.
Как сообщают опять же российские источники, Казахстан и по другим вопросам, касающимся совместных с РФ проектов в космической сфере, стал занимать доселе невиданную жесткую позицию. К примеру, завис вопрос о разрешении пуска с Байконура российского спутника зондирования Земли “Ресурс-П”, способного получать космические снимки с высоким разрешением, которые необходимы в работе МЧС, Росрыболовства и других стратегических ведомств РФ. Камень преткновения - отсутствие между сторонами договора о полях падения в Северном регионе республики отработанных частей ракет. Казахстан разрешил пуск трех аппаратов в минувшем году, но России удалось запустить только два. Третий запуск “Ресурса-П” был перенесен на февраль 2013-го, но... И когда указанный договор будет подписан - неизвестно.

Примечательно, что возникающие проблемы во взаимоотношении двух стран становятся пугающей тенденцией. Конфликтные ситуации возникают не только относительно аренды Байконура, но и по поводу ракетно-космического комплекса “Байтерек”, а также системы внедрения глобальной навигационной спутниковой системы - ГЛОНАСС. Как тут не вспомнить и официальную ноту, направленную нашему правительству правительством российским по поводу громких заявлений Талгата Мусабаева в декабре 2012-го в мажилисе. Какие еще существуют камни преткновения - остается только догадываться.
Вчера мы связались с представителями Казкосмоса, однако в комментариях нам было отказано. Тем не менее в течение трех дней Национальное космическое агентство пообещало предоставить нам в ответ на наш официальный запрос подробные разъяснения по широкому кругу вопросов казахстанско-российских отношениий в сфере космических технологий.

Игорь ХЕН, Алматы

Ссылки по теме

Космический интерес”, “Время” от 29.11.2012 г.
Ракетно-космические отношения”, “Время” от 11.12.2012 г.
Звездные войны”, “Время” от 10.01.2013 г.

Комментарий в тему

Игорь ЛИСОВ, эксперт российского журнала “Новости космонавтики”:
- Позиция России о необходимости пересмотра договора аренды Байконура - прямое следствие попытки Казахстана устанавливать квоты на запуск ракет, причем в объеме, который российскую сторону абсолютно не устраивает. Существует Федеральная космическая программа и коммерческие договора на запуски “Протонов”. Если их количество в 2013 году меньше, чем потребность, то мы многим должны пожертвовать. Это финансовые потери или прямые нарушения в Федеральной космической программе. Считаю, что фиксированная сумма арендной платы никак не побуждает Казахстан способствовать развитию эксплуатации Байконура. Было бы логичнее установить, что Казахстан получает какую-то долю за каждый пуск ракеты - в этом случае он был бы заинтересован не в сокращении запусков, а в их увеличении.
Подписанный в правительстве Казахстана документ, конечно же, может быть дополнен и изменен. Тем не менее происходящее дает все больше и больше веса словам тех российских экспертов и специалистов, кто говорит, что нужно уходить с Байконура и переносить все запуски в Плесецк и на новый космодром Восточный.
Что же касается “Ресурса-П”, то там не согласован район падения отработанных ступеней ракет-носителей: нужна трасса в направлении Урала, и Казахстан требует подписания дополнительного международного договора, чтобы этот район открыть. Непонятно только, зачем и почему именно сейчас: это направление использовалось с конца 90-х годов прошлого столетия, и никаких нареканий за все это время не было.
На мой взгляд, одно бесспорно: все проблемы, которые возникают вокруг Байконура, абсолютно не соответствуют общему направлению развития российско-казахстанских отношений, которые, как известно, направлены на интеграцию.

Теги: Скандал с БайконуромТемы: Скандал с Байконуром
Загрузка...
Комментарии 23
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти с помощью:
Время или Зарегистрироваться
Баба Яга против
22 января 2013, 08:54
В свое время мы отказались от атомного оружия и теперь нас каждый ишак пинает! Теперь давайте зажмем Рашу с космодромом и вперед ( назад) к кочевому образу жизни! ( хотя сосед- Берик Вурдалакович вчера высказался, после литрухи, что он пожалуй может что нибудь запустить. Он недавно "чабанку" запустил! Голова!! Умница!!)
Ссылка
авадакедавра
22 января 2013, 09:32
мне кажется, что у людей совсем атрофировалась функция личной встречи и переговоров. запускают сенсации в информационное поле и мочатся в информационной войне. хотя смысл заявлений и претензий может быть обсужден во время одной встречи. такое подозрение, что это все наиграно для третьей стороны, которой надо впендюрить, что Россия и Казахстан вдруг перестали жить душа в душу
Ссылка
тугарин
22 января 2013, 09:32
Баба Яга против:
... Теперь давайте зажмем Рашу с космодромом и вперед ( назад) к кочевому образу жизни!


Никто не зажимает соседа себе во вред. Запускай хоть чёрта, но "Ангарой". Забыли двух чабанских детишек, которые умерли в течение суток после запуска "Протона" неизвестно от чего? Исследование показало, что мозг в жижу превратился у обоих. "Протон" пусть пуляют с "Восточного". Гептил и продукты его сгорания распылятся на Японию - не страшно после Фукусимы.
Ссылка
Баба Яга против
22 января 2013, 10:09
тугарин:
Баба Яга против:
... Теперь давайте зажмем Рашу с космодромом и вперед ( назад) к кочевому образу жизни!
Никто не зажимает соседа себе во вред. Запускай хоть чёрта, но "Ангарой". Забыли двух чабанских детишек, которые умерли в течение суток после запуска "Протона" неизвестно от чего? Исследование показало, что мозг в жижу превратился у обоих. "Протон" пусть пуляют с "Восточного". Гептил и продукты его сгорания распылятся на Японию - не страшно после Фукусимы.


Когда на Семипалатинском взрывы делали, с вертолета предупреждалиНЕ ЛЕЗЬТЕ В ЭТОТ РАЙОН. Но там трава гуще, вода слаще , скотина быстрее вес набирает!! И за 50 км гнали скот. Сейчас за детали ракет впаривают сенокосилки и детали от тракторов. Когда миллиарды вывозят за рубеж отдельные граждане--НЕ ВИДЯТ!! В том числе и бабло за аренду космодрома. Вот когда раком загнемся под Китаем, тогда будем вспоминать.
Ссылка
Esei
22 января 2013, 10:12
Надо выгнать россиян с Байконура, достали они уже со своими не экологическими протонами, надо нам самим осваивать космодром, будем сами запускать экологически чистые воздушные шары и воздушные змеи.
Ссылка
авадакедавра
22 января 2013, 10:58
Esei:
Надо выгнать россиян с Байконура, достали они уже со своими не экологическими протонами, надо нам самим осваивать космодром, будем сами запускать экологически чистые воздушные шары и воздушные змеи.


если бы еще умели. экологически чистые - это пока только китайские фонарики запускать умеем. да и те все чаще приводят к пожарам
Ссылка
еж
22 января 2013, 12:40
Esei:
Надо выгнать россиян с Байконура, достали они уже со своими не экологическими протонами, надо нам самим осваивать космодром, будем сами запускать экологически чистые воздушные шары и воздушные змеи.


А я предлагаю на стартовых площадках организовать грандиозную китайскую барахолку и сделать её свободноё экономической зоной! Вот бабла можно нарубить! И строить ничего не нада! Тут же экскурсии по местам былой "мощи". А для китайцев безвизовый вьезд. Да мы войдем не только в 20-30 передовых, но и может в 5-10 самых-самых! Вперед к победе .........кого труда!
Ссылка
бука
22 января 2013, 12:40
Баба Яга против:
В свое время мы отказались от атомного оружия и теперь нас каждый ишак пинает! Теперь давайте зажмем Рашу с космодромом и вперед ( назад) к кочевому образу жизни! ( хотя сосед- Берик Вурдалакович вчера высказался, после литрухи, что он пожалуй может что нибудь запустить. Он недавно "чабанку" запустил! Голова!! Умница!!)


Отказ от ядерного оружия был спекталь. На момент отказа у нас просто были болванки. Начинок не было. Всего на территории РК было 600 ракет средней дальности и около 20 межконтинентальных. Как вы думаете, а где сами боеголовки ? Раз Казахстан отказался и демонтировали ракеты ?

Когда сняли боеголовки , вместо поставили имитаторы, которые при проверке давали фон. Охрану и сопровождение боеголовок провела группа под руководством полковника ГРУ России Квачкова.

Даже можно элементарно догадаться : на тот момент в МО РК даже в мотострелковых подразделениях не было офицеров . командиров взводов. Молчу про другие подразделения. А офцеров - ракетчиков как говорится вообще без комментариев.

Я сам на тот момент будучи лейтенантом был командиром войсковой части. Все офицеры не казахи переводились в Россию.

Дошло до того создали 3-х месячные курсы для подготовки офицерского состава. Вы не представляете кого набирали на эти курсы.

Подозреваю практически многие нынешние полковники и генералы выпускники этих 3-месячных курсов.
Ссылка
Stierlitz
22 января 2013, 12:46
Баба Яга против:
Голова!! Умница!!)


удалите этого трансвестита, надоел уже всем. особенно своими повторяющимися знаками препинания.
Ссылка
Stierlitz
22 января 2013, 12:49
еж:
Esei:
Надо выгнать россиян с Байконура, достали они уже со своими не экологическими протонами, надо нам самим осваивать космодром, будем сами запускать экологически чистые воздушные шары и воздушные змеи.
А я предлагаю на стартовых площадках организовать грандиозную китайскую барахолку и сделать её свободноё экономической зоной! Вот бабла можно нарубить! И строить ничего не нада! Тут же экскурсии по местам былой "мощи". А для китайцев безвизовый вьезд. Да мы войдем не только в 20-30 передовых, но и может в 5-10 самых-самых! Вперед к победе .........кого труда!


еще один китаефоб. китаезам от нас нужны лишь минеральные ресурсы и все, а разговоры о пустующих землях которые видят в своих снах китаезы не более чем бред сивой кобылы. кому нужна неплодородная земля с отсутствием рек и озер, то есть воды для полива. китайцы очень активничают в африке, очень большие инвестии, но и там им земля нужна как телеге пятое колесо.
Ссылка
еж
22 января 2013, 12:55
И не надо подозревать! Лучше такие, чем ничего! А кто будет потешать президента на учениях? Вася?
Ссылка
бука
22 января 2013, 12:57
Stierlitz:
еж:
Esei:
Надо выгнать россиян с Байконура, достали они уже со своими не экологическими протонами, надо нам самим осваивать космодром, будем сами запускать экологически чистые воздушные шары и воздушные змеи.
А я предлагаю на стартовых площадках организовать грандиозную китайскую барахолку и сделать её свободноё экономической зоной! Вот бабла можно нарубить! И строить ничего не нада! Тут же экскурсии по местам былой "мощи". А для китайцев безвизовый вьезд. Да мы войдем не только в 20-30 передовых, но и может в 5-10 самых-самых! Вперед к победе .........кого труда!
еще один китаефоб. китаезам от нас нужны лишь минеральные ресурсы и все, а разговоры о пустующих землях которые видят в своих снах китаезы не более чем бред сивой кобылы. кому нужна неплодородная земля с отсутствием рек и озер, то есть воды для полива. китайцы очень активничают в африке, очень большие инвестии, но и там им земля нужна как телеге пятое колесо.


Не спешите. Всему свое время. Ханьцы еще полностью не переварили Синьцзянь и Тибет. Они никогда не спешат.
Ссылка
еж
22 января 2013, 12:59
еще один китаефоб. китаезам от нас нужны лишь минеральные ресурсы и все, а разговоры о пустующих землях которые видят в своих снах китаезы не более чем бред сивой кобылы. кому нужна неплодородная земля с отсутствием рек и озер, то есть воды для полива. китайцы очень активничают в африке, очень большие инвестии, но и там им земля нужна как телеге пятое колесо.

А китайцы как были великим народом, так им и остануться! Взять хотябы Конфуция: Не говорить с человеком, с которым можно говорить, значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить, значит терять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.
Ссылка
shark-out
22 января 2013, 13:09
Баба Яга против:
тугарин: Никто не зажимает соседа себе во вред. Запускай хоть чёрта, но "Ангарой". Забыли двух чабанских детишек, которые умерли в течение суток после запуска "Протона" неизвестно от чего? Исследование показало, что мозг в жижу превратился у обоих. "Протон" пусть пуляют с "Восточного". Гептил и продукты его сгорания распылятся на Японию - не страшно после Фукусимы.

Когда на Семипалатинском взрывы делали, с вертолета предупреждалиНЕ ЛЕЗЬТЕ В ЭТОТ РАЙОН. Но там трава гуще, вода слаще , скотина быстрее вес набирает!! И за 50 км гнали скот. Сейчас за детали ракет впаривают сенокосилки и детали от тракторов
Слушай мужик а-ля Баба-Яга, тебе тут "про Фому, ты по Ерему"...
Дурья башка, ты хоть знаешь что все эти земли полигона для нужд селького хозяйства непригодны ? И что там еще над местными сельскими "туземцами" тоже опыты проводили ? Ты хоть понятие имеешь, сколько молодых юношей и девушек того региона, кстати почти все КАЗАХИ, вымирали не "доходя" и до сорока ? И в большинстве они рожали больных детей или же остались бесплодны ? И Время не раз писала про таких вот жертв. Тебя бы умник отправить туда на пару лет, чтобы пожевал густую (?) траву в степи, попил сладкую (?) воду. После такой токсичной еды, посмотрел бы как у тебя и тв.детец выскочат волдыри и рубцы, и от нехватки денег на лекарство пошел бы детали ракет на металл сдавать.
Топас адам.
Ссылка
dm
22 января 2013, 13:35
Все вопли по поБаба Яга против:
В свое время мы отказались от атомного оружия и теперь нас каждый ишак пинает! Теперь давайте зажмем Рашу с космодромом и вперед ( назад) к кочевому образу жизни! ( хотя сосед- Берик Вурдалакович вчера высказался, после литрухи, что он пожалуй может что нибудь запустить. Он недавно "чабанку" запустил! Голова!! Умница!!)


Слышали мы эти аргументы. 90-х годах тоже говорили вот уйдем мы все и будет у Вас Кочевой образ! Ну и что?
Ушли почти 3 миллиона. Ничего страшного не случилось.
Казахстану нужен честный партнер на Байконуре. Который не будет лапшу вешать, а сами из под тишка альтернативу строит.
Или вы считаете что Казахстан должен остаться у разбитого корыта когда они свалят на восточный умыкнув собой все ценное с Байконура?

Мусабаев ясно сказал что мы совместно с Украиной в полне можем на равных условиях эксплуатировать Байконур. ВОТ ЧЕГО БОИТЬСЯ РОССИЯ!!!
Ссылка
Esei
22 января 2013, 14:16
dm:
Слышали ...... вот уйдем мы все и будет у Вас Кочевой образ! Ну и что? Казахстану нужен честный партнер на Байконуре. ...... Мусабаев ясно сказал что мы совместно с Украиной вполне можем на равных условиях эксплуатировать Байконур. ВОТ ЧЕГО БОИТСЯ РОССИЯ!!!

Вы не правы Россия боится только одного, что ее космодром еще не готов и потому если она потеряет Байконур, то здорово отстанет от других стран и несвоевременно сможет противопоставить конкурентам. Конечно угроза также составляет если придут Китай или США, это сильный противник и так близко от России, а так извините украинцы для России не конкурент никакой, братский народ, который временно не удел. Хотя голова у них работает и оружие у них получается на выходе не хуже чем у россиян, вопрос, что на выходе у нас? Даже говорить не хочется, что у нас может быть на выходе да еще из прямой кишки. Лучше всех мы умеем это воровать и казну свою расхищать, можем попробовать воздушные шары на космодроме запускать и то наверное по цене будут как российские ПРОТОНЫ. Рай воров построен за 23 года и выстроена новая экономическая формация ВОРОВСКОЙ КАПИТАЛИЗМ, похожие формации есть только в отсталой Африке, ведь на нее у нас ориентирован прожиточный минимум и не только. :D
Насчет Мусабаева сильно бы не заморачивался, достаточно посредственный во всем, Белка со Стрелкой тоже космонавты если, что! :D
Ссылка
бука
22 января 2013, 14:24
dm:
Все вопли по поБаба Яга против:
В свое время мы отказались от атомного оружия и теперь нас каждый ишак пинает! Теперь давайте зажмем Рашу с космодромом и вперед ( назад) к кочевому образу жизни! ( хотя сосед- Берик Вурдалакович вчера высказался, после литрухи, что он пожалуй может что нибудь запустить. Он недавно "чабанку" запустил! Голова!! Умница!!)
Слышали мы эти аргументы. 90-х годах тоже говорили вот уйдем мы все и будет у Вас Кочевой образ! Ну и что? Ушли почти 3 миллиона. Ничего страшного не случилось. Казахстану нужен честный партнер на Байконуре. Который не будет лапшу вешать, а сами из под тишка альтернативу строит. Или вы считаете что Казахстан должен остаться у разбитого корыта когда они свалят на восточный умыкнув собой все ценное с Байконура? Мусабаев ясно сказал что мы совместно с Украиной в полне можем на равных условиях эксплуатировать Байконур. ВОТ ЧЕГО БОИТЬСЯ РОССИЯ!!!


Мусабаев о своих слов отказался. ( по факту демарша в сторону России ).

Насчет Украины : а у них что за ракеты ? Тарас Бульба ? Днепр ? Степан Бандера ? Самолеты да . Ракеты не слышал.
Ссылка
еж
22 января 2013, 15:15
Насчет Мусабаева сильно бы не заморачивался, достаточно посредственный во всем, Белка со Стрелкой тоже космонавты если, что!

А почему им звание героев, как первым покорителям не дали? Безродные что ли?
Ссылка
Бахытжан
22 января 2013, 15:17
Полностью поддерживаю позицию "Казкосмос" относительно необходимости соблюдения условий договоров по Байконуру. Давно уже говорили про Протоны, что их нельзя уже использовать ввиду их опасности для экологии. Трасса прохождения пересекает весь Казахстан нанося огромный вред нашей экологии. И вообще сторонников закрытия Байконура с каждым днем все больше, пусть разбирают и вывозят все в РФ даром! И развивайте на здоровье свои космодромы "Восточный", "Плесецк" и т.п.
Ссылка
еж
22 января 2013, 16:24
Уважаемые! Да какой Байконур! Вы на Алмату посмотрите, загадили хуже Байконура. Где этот аким? Помойка, а не город.
Ссылка
Esei
22 января 2013, 18:44
еж:
Насчет Мусабаева сильно бы не заморачивался, достаточно посредственный во всем, Белка со Стрелкой тоже космонавты если, что! А почему им звание героев, как первым покорителям не дали? Безродные что ли?

Белка со Стрелкой получили дополнительную миску с парашкой, но а кому-то за такой же геройский полет, где главное, что бы руками ничего не трогал звезду героя. Вообще по хорошему нашим людям, народу надо звезду героя давать за выживание в Назарбаевском Раю, за то, что не боимся ездить в автобусах, поездах и авиалайнерах которые то ВПП проедут то не долетают до нее, одним словом геройский народ, которого уже не один десяток лет выживают в экстремально-экспериментальных условиях от правительства и Лучезарной колбасы. :D
Ссылка
schagatei
23 января 2013, 01:13
Протонами с их гептилом пусть травят своих!!! с космодрома восточный и свободный !Или с французского космодрома Курура запускают! там им зеленые быстро тыкву в одно место вставят! 118 млн долларов они платят за то что казахстан не загубил и позволил развивать всю пилотируемую космонавтику россии!!! И что эти миллионы для казахстана??? Как слону дробина! Абрамович тратит на свой ЧЕЛСИ во много раз больше! Здесь должно быть так -либо бери в долю либо -пока!!!!
Ссылка
b747
27 января 2013, 16:45
Америка за аэропорт в Киргизии платит 200 млн usd. Почему за отравление Казахстана нам платят 110 ?
Ссылка
Астропрогноз
с 14 по 20 декабря

Золотые слова

«- Вся система работает как? Нарушил... Сразу что? Гильотина опускается, голова отсекается. Иногда рука, иногда что-то...»

Даниал АХМЕТОВ, аким Восточно-Казахстанской области:
Сказано на аппаратном совещании в акимате.
Вопрос на засыпку

Что, на ваш взгляд, препятствует решению жилищных проблем казахстанцев?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

Прямой эфирКомментарии
 
Новости партнеров