30333

Рейс рухнувших надежд

В адрес президента Казахстана поступают телеграммы соболезнования от глав иностранных государств и международных организаций в связи с авиакатастрофой близ аэропорта Алматы 29 января. Тем временем следственные органы заявили, что рассматривают лишь две версии крушения CRJ-200 - человеческий фактор или техническая неисправность судна.

Об этом заявили 31 января в Астане в Главной транспортной прокуратуре страны.
Напомним, по факту крушения самолета CRJ-200 под регистрационным номером UP-CJ006 авиа­компании “Скат”, выполнявшего рейс Кокшетау - Алматы, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 295 (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц) УК.
Любопытно, что следствие исключило из версий авиакатастрофы погодные условия. Напомним: ранее она была одной из основных. И вот почему.
29 января в Алматы был сильный туман (см. “Борт-200”, “Время” от 30.1.2013 г.) - одно из самых опасных для авиации атмосферных явлений. Самолеты спокойно летают в снег (при соответствующей антиобледенительной обработке лайнера), без особых проблем взлетают и садятся в дождь. А вот при тумане...
Много лет назад Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала так называемые метеоминимумы - минимальные значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости, при которых возможно выполнение взлетов и посадок самолетов.
Что очень важно: для выполнения полетов в тумане метеоминимумы устанавливаются раздельно для аэродрома, для типа воздушного судна и для пилота. Так вот: диспетчеры разрешают посадку самолета при совпадении трех условий, когда: а) сам лайнер, б) летчик и в) аэропорт допущены к определенной категории. Алматинский аэропорт в позапрошлом году получил категорию ИКАО III B: воздушная гавань южной столицы способна обслуживать борта при видимости не менее 75 метров. К слову, наш аэропорт - единственный в СНГ, который имеет такую категорию по метеоминимуму.
По нашим данным, у экипажа рухнувшего борта был допуск по категории ИКАО II, т. е. он мог посадить самолет при видимости не менее 350 м. Однако в тот роковой день видимость в аэропорту достигала в лучшем случае 250 м и постоянно менялась. Возможно, именно поэтому пилоты CRJ-200 с первого раза не смогли посадить самолет и сделали попытку уйти на второй круг. А это лишние 10-15 минут, за которые над ВПП могло распогодиться.
Не исключено также, что туман мог привести к обледенению некоторых частей самолета, например крыла. Для этого были все условия: 100- процентная влажность + высокая скорость лайнера (до 250 км/ч) + температура ниже нуля. Самолет мог моментально потерять управляемость.

Впрочем, это лишь наши предположения. Окончательный вывод о причинах крушения самолета сделают следствие и комиссия по расследованию причин катастрофы.
Это расследование, кстати, и должно установить, кто именно управлял злополучным бортом в момент крушения.
И еще. Мы уже писали со ссылкой на источник, близкий к комиссии, что на момент крушения в баках лайнера было достаточно топлива для того, чтобы не только сделать несколько кругов над аэропортом Алматы, но даже уйти на запасной аэродром. Чуть позже один из авторитетных специалистов в области гражданской авиации сообщил нам: нельзя исключать, что баки лайнера все же могли быть пусты, ведь CRJ-200 не взорвался и не загорелся при падении. Мы побеседовали со специалистами, которые обследовали обломки самолета в день крушения. По их словам, вся местность в районе падения лайнера залита керосином. Стало быть, в баках упавшего CRJ-200 было горючее.

Виктор БУРДИН, Алматы, Нурзат КАРИМ, Астана

***

Вчера в Кокшетау хоронили жертв авиакатастрофы, произошедшей 29 января близ Алматы. Как известно, девять из 16 пассажиров рухнувшего самолета были из Акмолинской области.
Тела погибших доставили в Кокшетау спецрейсом глубокой ночью 30 января. Каждая минута двухчасового ожидания казалась бесконечной. В тесном здании терминала аэровокзала, в котором завершается реконструкция, было душно, но для убитых горем родственников никто не удосужился организовать воду. Незадолго до приземления борта с грузом-200 в аэропорт приехал замакима Акмолинской области Даурен АДИЛЬБЕКОВ. Делегацию Северо-Казахстанской области из двадцати человек возглавил первый заместитель акима области Айдарбек САПАРОВ.
- Аэропорт в Петропавловске не закрыт, но “Скат” решил доставить тело нашего земляка, полковника таможенной службы Кайсара МАЛГАЖДАРОВА, вместе с кокшетауцами, - сказал нашему корреспонденту Айдарбек Сапаров. - Повезем его за 180 км в сопровождении коллег, друзей и родственников, прибывших сюда на семи машинах. Это наш долг.
Друзья Кайсара рассказывали, каким он был замечательным отцом троих детей, младшему из которых, Арлану, нет и трех месяцев. Что в тридцать лет Кайсар получил орден “Курмет”, а недавно возглавил центр таможенного оформления в Алматы, собирался перевозить в южную столицу семью.
А Абилжан ОМАРОВ, воин-афганец, награжденный многими боевыми наградами, в том числе орденом Красной Звезды, мечтал построить в родном селе Карасевка Акмолинской области завод по переработке зерна, чтобы обеспечить земляков работой и люди не уезжали с насиженных мест...

- Он возглавлял в Кокшетау мельничный комплекс “Киял” и летел в Алматы для заключения договора на поставку зерна в Иран, - с болью в голосе рассказывает друг Абилжана Садыбек РЫСТИН. - Абилжан собирался уже 30 января вернуться домой, где его ждали жена и двое сыновей.
Одним словом, у каждого из погибших в том несчастном рейсе были свои мечты, свои планы.
Когда самолет прибыл, люди словно оцепенели: никто не рыдал, и от этой молчаливой скорби было еще более жутко. Все ждали на улице “свои” деревянные гробы: их складывали друг на друга, затем загружали в кареты “скорой помощи” и отправляли по семьям погибших.
В это время к журналистам подошли родственники погибшего предпринимателя Аскара ЕСКЕНДИРОВА.
- Я очень благодарен акимату области, спасателям за организацию, но удивило отношение правоохранительных органов, - рассказал, несколько путаясь от волнения в словах, брат Аскара Руслан ЕСКЕНДИРОВ. - Мы забрали тело со скандалом, его обручальное кольцо и еще одно - серебряное - пришлось забирать с боем. В морг тело привезли с ними... На пальцах рук остались следы от колец. Пришлось обращаться к прокурору, замакима области за разрешением - только тогда кольца отдали, и то с возмущением... У него не было верхней одежды, документов, техпаспорта. У него была сумка из-под ноутбука цвета хаки, в которой находилось 8 млн. тенге. Когда созванивались с оперативником, тот сказал, что сумка такая есть, а когда назвали купюры - сразу стал сомневаться, сказал, что передаст следователю. Мы боимся мародерства, деньги эти нужны его (Аскара. - М. А.) малолетним детям! В протоколе опознания, который нам так и не дали на руки, нас просили указать, что мы забрали личные вещи и никаких претензий не имеем. Но мы их не получали, о чем и написали в протоколе. Также обратились с заявлениями в кампанию “Скат” и спецпрокуратуру.
После того как стало известно о претензиях семьи Ескендировых, прокуратура официально заявила, что фактов мародерства нет, вещи и деньги найдены и будут возвращены семье.

Малика АШИМОВА, Кокшетау

Кстати

Как передает Интерфакс, Совет по безопасности на транспорте Канады направляет своего специалиста в Казахстан для расследования причин ЧП. Именно в этой стране на фирме “Бомбардье” (Bombardier) был произведен этот лайнер.

Поделиться
Класснуть

Свежее