8123

А вуз и ныне там

Уже несколько лет авиаспециалисты безуспешно добиваются открытия в Казахстане филиала Латвийского института транспорта и связи для подготовки профессионалов мирового уровня

За последние три года в казахстанской гражданской авиации произошло 15 происшествий и катастроф, в которых погибли 40 человек. Статистика могла быть не столь удручающей, если бы в нашей стране работали по-настоящему профессиональные отечественные кадры.

После недавней катастрофы самолета CRJ-200 под Алматы в стране вновь заговорили о подготовке авиационных специалистов. В недавнем интервью нашей газете ветеран авиации Дмитрий ДУШИМОВ заявил: стране нужно срочно и всерьез заняться этим вопросом, чтобы избежать катастроф (см. “Не наведем порядок в авиации - будем чаще объявлять в стране траур!”, “Время” от 6.2.2013 г.). Системой подготовки авиационных кадров заинтересовались и парламентарии. На днях с запросом на имя премьер-министра выступила депутат мажилиса Ирина АРОНОВА: “По итогам трех лет из 13 происшествий и катастроф в гражданской авиации, не считая последних, десять случилось из-за нарушений техники пилотирования, а иначе говоря - человеческого фактора.
В настоящее время действующая Академия гражданской авиации находится в введении Министерства образования и науки РК. Насколько это соответствует требованиям в организации системы подготовки квалифицированных кадров в этой отрасли? Какова сегодня система подготовки кадров? Соответствуют ли учебная материально-техническая база и учебные планы академии современным требованиям? Каких специалистов выпускает академия и какова их востребованность с учетом профессионализма в местных авиакомпаниях, процент их трудоустройства?”.
Вопросы депутата, что называется, не в бровь, а в глаз. Многие авиаторы считают, что выпускники алматинской академии неконкурентноспособны. А авиационные власти не знают точно, каких спецов и в каком количестве понадобится стране... даже не завтра, а уже сегодня! Ситуацию усугубляет подотчетность академии не профильному транспортному ведомству, а Министерству образования.
Жаль, конечно, что в нашей стране многое делается, когда петух жареный клюнет. Авиация не исключение.

еще как минимум четыре года назад опытные специалисты предлагали открыть в Казахстане филиал Латвийского института транспорта и связи (ЛИТС), насчитывающий более чем 90-летнюю историю. До 1999 года он назывался Рижским авиационным университетом. Только лучшие из лучших выпускников оканчивали эту кузницу авиационных кадров, славившуюся на весь СССР. В свое время диплом этого университета получили многие ныне авторитетные руководители казахстанской авиации и космонавтики, в том числе, например, глава “Казкосмоса” Талгат МУСАБАЕВ.
В отличие от большинства вузов постсоветского пространства ЛИТС и сейчас сохранил свои лучшие кадры и звание флагмана. В 2005 году Европейская комиссия по образованию предоставила институту право выдавать так называемый Diploma Supplement - документ, подтверждающий признание европейского качества обучения и профессиональных программ этого вуза. Кроме того, в 2009 году ЛИТС получил от Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) право выдавать лицензии категорий В1 (авиатехник-механик) и В2 (авиатехник-авионик). Эти свидетельства дают возможность их обладателям обслуживать самолеты западного производства в любой стране мира без какого-либо дополнительного обучения или подготовки!
Идея открыть в нашей респуб­лике филиал ЛИТС возникла у руководства аэропорта Уральска. Филиал рижского вуза предлагалось организовать на базе действующего с советских времен местного летно-технического училища. Причем идея эта возникла лет 10 назад - уже тогда страна столкнулась с дефицитом специалистов. Несколько лет ушло на формирование плана работы будущего учебного заведения.

В 2009 году председатель совета директоров АО “Международный аэропорт “Орал” Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ (на снимке), к слову, сам выпускник Рижского авиационного университета, лично предварительно договорился с руководством ЛИТС о создании филиала вуза в Уральске. Через год, 22-23 апреля 2010 года, в Риге в рамках третьего заседания казахстанско-латвийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству эти договоренности были подтверждены. Страны договорились готовить в Уральске авиатехников-механиков и авиатехников-авиоников.
Сразу после этого в канцелярии тогдашнего премьер-министра Казахстана Карима МАСИМОВА дали соответствующее поручение Министерству транспорта и коммуникаций.

Однако неожиданно запротестовало Министерство образования и науки, которое в то время возглавлял Жансеит ТУЙМЕБАЕВ. В Министерстве образования сослались на 35-ю статью Закона “Об образовании”, где сказано: “Филиалы вузов вправе осуществлять образовательную деятельность, за исключением подвидов образовательной деятельности, подлежащей лицензированию”. Однако 65-я статья того же закона, наоборот, вовсе не запрещает таким иностранным вузам работать у нас - цитируем: “Создание международных и иностранных учебных заведений в РК и (или) их филиалов осуществляется на основе международных договоров или по решению правительства РК”.
Чтобы разобраться в этой правовой коллизии, в дело вмешались депутаты. В декабре 2010 года мажилисмен Аман ЖАМАЛОВ в запросе на имя премьер-министра  (тогда им был Карим Масимов) заявил: сотрудничество с одним из лучших авиационных вузов Европы нам необходимо как воздух, ведь, например, только в Уральске самому молодому авиатехнику более 50 лет! В ответ Карим Кажимканович сообщил: “Законодательная преграда для открытия колледжа Латвийского института транспорта и связи на базе Уральского летно-технического училища гражданской авиации отсутствует (выделено мной. - В. Б.)”.
Иными словами, открывайте филиал и работайте, вам ничего не мешает.
Но не прошло и трех недель, как обрадовавшиеся, было, авиаторы получают ушат холодной воды в виде письма из Министерства образования: алматинская Академия гражданской авиации уже обучает 3500 студентов, в этой связи не считаем нужным открывать никакие филиалы зарубежных авиационных учебных заведений.
С тех пор вуз и ныне там.

- Если в течение 2-3 лет не начать массового и целенаправленного обучения молодого поколения авиационных специалистов (на которое тоже уйдет 3-4 года), то уже к 2020 году могут произойти необратимые процессы в обеспечении национальными кадрами отечественной отрасли гражданской авиации, - говорит Нурлан Жумасултанов. - Старики уйдут, а молодежь так и не придет. В то же время благодаря географическому и геополитическому положению, а также своим размерам Казахстан не может и не останется без авиационного сообщения. Потому, боюсь, обра­­зовавшиеся вакансии займут иностранные авиационные специалисты. А они в силу собственных интересов уже никогда не допустят национальные кадры к самостоятельному обслуживанию западных воздушных судов. В этой ситуации Казахстан рискует оказаться в зависимости от иностранных государств. А это уже угроза национальной безопасности страны и ее обороноспособности.
Авиаторы надеются, что нынешний глава Минобразования и науки Бакытжан ЖУМАГУЛОВ вмешается в ситуацию в интересах отечественной авиации.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть