4716

Деньги, в школу собирайтесь!

С 1 сентября в четырех регионах страны стартует пилотный проект так называемого подушевого финансирования общеобразовательных школ. Как заявляют инициаторы очередной реформы в системе образования, учебные заведения станут бороться за учеников, от количества которых и будет зависеть объем финансирования альма-матер. При этом всех нас ждет немало новшеств. В частности, появятся ограничения по количеству учеников в классе, а тестирования при приеме в школу могут быть узаконены. О том, чего еще ждать от нововведения, газете “Время” рассказала президент АО “Финансовый центр” Министерства образования и науки Забира ОРАЗАЛИЕВА (на правом снимке).

- Забира Жандаровна, уже известно, что пилотным проектом будет охвачено 50 школ. Какие регионы станут его пионерами?
- Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Актюбинская и Южно-Казахстанская области. В проекте участвуют как крупные городские, так и небольшие сельские школы, лицеи и гимназии, учебные заведения для одаренных детей. Неважно, какой величины населенный пункт, в котором они располагаются, - главным было охватить разнообразные виды школ. Пилотный проект мы начнем с 1 сентября 2013 года, а с 2015-го подушевое финансирование будет внедрено во всех казахстанских школах, которых у нас более семи тысяч. Реформа не коснется только частных и малокомплектных учебных заведений. В то же время Казахстан перейдет на 12-летнее образование.

- Представители Минобрнауки заявляли, что средства, которые государство тратит на обучение одного ученика, могут отличаться в разы. О каких суммах идет речь?
- До сих пор в Казахстане не было фиксированной стоимости обучения одного ученика. В зависимости от региона суммы могли отличаться более чем вдвое. Самое низкое финансирование учащегося - в переполненных в основном городских школах. Иногда оно составляет менее 100 тысяч тенге в год на одного ученика. А в сельских, где, наоборот, мало учащихся, оно доходит до 400 тысяч тенге. Дело все в том, что сейчас на содержание учебного заведения из бюджета выделяется фиксированная сумма, которая не зависит от количества школьников. Подушевое финансирование призвано сломать эту неэффективную систему и, если так можно выразиться, выравнять эти расходы. Предполагается, что в среднем затраты на одного учащегося будут составлять около 200 тысяч тенге в год. Начнет действовать принцип “деньги - за учеником”. При этом будет определен норматив заполняемости классов: не более 25 учеников в городских школах и не более 20 - в сельских.

- А если в классе будет больше учащихся?
- Все учебные заведения должны будут соблюдать норму, о которой я сказала выше. Если в классе окажется больше учеников, чем положено, государство не будет платить за “лишних”. Это делается для того, чтобы решить проблему переполненных школ. Ведь набрать можно любое количество учащихся и посадить 40 человек в один класс. Есть определенные санитарные нормы, которым наши учебные заведения должны соответствовать. Кстати, в 2015 году эта норма коснется не только первоклашек, но и всех остальных учащихся - их в классах должно быть не более 25 или 20 человек соответственно.

- В Алматы есть школы, где в одном классе учатся до 40 детей. Их нужно будет в обязательном порядке рассаживать, кого-то переводить в другие учебные заведения, где не так много учеников?
- Эту проблему в первую очередь должны будут решать директора таких переполненных школ. Допустим, сформировать дополнительный класс и в него перевести часть детей.

- А если в школе нет свободных помещений? Учиться в третью смену?
- Как правило, в любой школе они есть. А если нет, директору следует обратиться в акимат с просьбой сделать пристройку. Я понимаю, что это дело не одного дня. Но знаете, директор, который принял 1200 учеников в школу, рассчитанную на 1000 мест, изначально нарушил существующие требования. Стало быть, ему самому как-то придется решать эту проблему. Однако директор не вправе отчислять в одностороннем порядке “лишних” учеников, но и финансирование на них в рамках, так сказать, переполненного класса он тоже получать не будет. С другой стороны, появится конкуренция между школами, каждый директор постарается привлечь в свой коллектив сильных педагогов.

- С каждым годом все труднее найти хороших учителей... Не возникнет ли ситуация, когда более слабые учебные заведения вообще останутся без учеников и закроются? Ведь на следующий день после начала реформы количество сильных педагогов не возрастет...
- Нет, такого не произойдет. Возможен лишь небольшой переток учащихся из одной школы в другую, и происходить это будет только в городе, сельской местности это переселение вообще не коснется. Наша главная цель как раз и заключается в том, чтобы повысить квалификацию учителей, а значит, и качество образования. В каждой школе будет сформирован свой стимулирующий фонд, за счет которого будут поощряться лучшие педагоги - те, кто готовит участников и победителей олимпиад, внутришкольных соревнований, совершенствует свою квалификацию. И среди учителей в результате возникнет конкуренция. Сейчас средняя зарплата школьного педагога высшей категории, работающего на две ставки, - 120-140 тысяч тенге. Нововведения позволят им получать ту же сумму, работая вдвое меньше.

- Что будет из себя представлять стимулирующий фонд, о котором вы сказали, кто будет его финансировать?
- Он начнет действовать при каж­дой школе. Государство будет выделять десять процентов сверх той суммы, которую учебное заведение получит в зависимости от количества учащихся. Например: если в школе сто учеников, она получает 20 миллионов тенге на их обучение плюс два миллиона - в стимулирующий фонд.

- Кто будет распределять эти деньги?
- Наблюдательный совет, в который войдут активные родители, директор школы, возможно, завуч, который будет знать уровень преподавания каждого учителя.

- Это клон родительского комитета - органа в большинстве случаев номинального и, как правило, подконтрольного директору. Не будут ли средства фонда распределяться по принципу междусобойчика - между руководителями школы и сотрудниками, приближенными к ним?
- Такие опасения всегда были, есть и, наверное, будут - с учетом ментальности наших людей. Но мы не можем стоять на месте! Нужно развиваться. По задумке, наблюдательный совет - не родительский комитет, у него будут более серьезные полномочия. Будут четко разграничены полномочия, директор должен будет согласовывать с членами совета свои действия, без их одобрения он даже не сможет принять на работу нового учителя. Наблюдательный совет будет следить за распределением средств стимулирующего фонда. Не думаю, что в целой группе людей не найдется хотя бы одного честного человека.

- В популярных школах, как правило, большие классы. Теперь они станут меньше, но количество желающих там учиться вряд ли сократится. Будут ли узаконены тестирования, которые и сейчас проводятся при приеме в некоторые такие школы?
- Это тоже будет решать наблюдательный совет. Если он посчитает нужным провести тщательный отбор учащихся - пожалуйста. Но при этом по-прежнему будет действовать территориальный принцип охвата детей школьного возраста. Сначала школа обязана принять ученика, живущего рядом, а уж потом набирать всех остальных.

- Это же почва для коррупции! В первый класс директор будет набирать тех детей, родители которых, допустим, щедро помогли школе. Кто будет конт­ролировать этот процесс, те же наблюдательные советы?
- Нет, о том, что у наблюдательного совета будут и такие полномочия, мы не говорили. Но этот вопрос можно обсудить и внести в документы необходимые изменения.

- На ваш взгляд, с какими трудностями вы можете столкнуться при реализации этой программы?
- Трудности могут быть связаны только с человеческим фактором, теми проблемами, о которых мы уже говорили, - распределением средств стимулирующего фонда. Это тот камень, о который можно набить шишки.

Оксана АКУЛОВА, фото Тимура БАТЫРШИНА, Алматы

ОТ РЕДАКЦИИ Итак, средняя школа на пороге очередных масштабных перемен. Сколько их было за два десятка лет независимости страны, наверное, уже непросто и вспомнить, и подсчитать. Однако грядущие преобразования стоят особняком - хотя бы потому, что их будут реализовывать одновременно в предстоящие два-три года: реформа ЕНТ, переход на 12-летнее среднее образование, подушевое финансирование. Той ли дорогой идем, осилим ли ее? Мы предлагаем высказаться по этим и другим актуальным темам и вопросам прежде всего специалистов: учителей, психологов, работающих с детьми, медиков, чиновников от образования. Ваши конструктивные идеи и предложения присылайте на электронный адрес: akulova@time.kz. Со своей стороны мы будем внимательно отслеживать реформы в сфере образования и оперативно информировать о них наших заинтересованных читателей, постараемся найти ответы на все ваши вопросы.

Поделиться
Класснуть