2126

Камера для депутатов

Сегодняшнее пленарное заседание мажилиса будет особенным: выступления и споры депутатов можно будет смотреть on-line в Интернете. Причем ведь не только в Казахстане! Официальные трансляции должны, по идее, сделать народных избранников узнаваемыми и популярными. Да и избирателям неплохо бы увидеть, чем занимаются люди, за которых они голосовали. Поднимают ли злободневные вопросы, выступают ли против антинародных законов и вообще - ходят ли на работу? Корреспондент газеты “Время”, предвкушая любопытное зрелище, поговорил с теми, кого будут показывать в режиме реального времени, и теми, кто будет это смотреть.

Предложения о трансляции всего, что происходит в мажилисе, выдвигались давно - еще года 3-4 назад, когда набрали популярность социальные сети и депутатам понравилось внимание граждан. Но только нынешнему спикеру Нурлану НИГМАТУЛИНУ удалось добиться, чтобы пленарные заседания показывали широкой публике, о чем он сообщил на минувшей неделе. Для начала - в Интернете, а потом, глядишь, и телеканал свой появится...
- Очень важный и актуальный шаг, - рассуждает депутат прошлого созыва нижней палаты парламента, автор термина “Нурсияние” Владимир НЕХОРОШЕВ. - Мы тоже говорили о необходимости трансляций. Правительство-то показывают, а нас нет. А народу надо знать, чем мы занимаемся. А то, сами знаете, звучат вопросы: депутаты вообще работают или нет? Думаю, обсуждение важных социальных вопросов в стенах парламента вызовет большой интерес у казахстанцев. И телеканал свой нужен - мы об этом тоже говорили...
Не далее как в мае в мажилисе произошел громкий скандал: вице-министр иностранных дел Самат ОРДАБАЕВ был изгнан из зала заседаний, поскольку оказался не готов отвечать на вопросы депутатов. Бегство чиновника телеканалы показали на всю страну. А ведь теперь, если такое вновь повторится, транслировать будет и Интернет. И как тогда поведут себя народные избранники?
- Я вам так скажу: депутаты очень жестко спрашивают с министров и их заместителей, - утверждает Владимир Нехорошев. - Персонально по фамилиям никого называть не буду, это не совсем корректно. Но бои бывают жаркие, похлеще, чем с вице-министром иностранных дел. Почему о них никто не знает? Просто парламентские журналисты приходят в основном на ту часть заседаний, когда мы оглашаем запросы. Это, говорят ваши коллеги, интереснее. А когда идет обсуждение законопроектов или выступления чиновников - им скучно. Так ведь там самое главное происходит для общества - законотворчество, ради которого все и собрались!
Есть претензии к парламентским журналистам и у нынешнего созыва мажилиса. Депутат Светлана РОМАНОВСКАЯ долгое время занималась общественной деятельностью, часто выступала в газетах и на ТВ. Но стоило ей попасть в парламент, как она исчезла с экранов. Аж обидно, признается народная избранница.
- Вы знаете, за полтора года ни одно мое выступление не показали по телевидению, - признается член партии “Нур Отан”. - У меня ощущение, что столичные корреспонденты приходят к нам с каким-то заданием: этого можно снимать, а того нельзя. Не так давно я защитила два важнейших законопроекта - ни слова не сказали в новостях! Я надеюсь, что теперь, когда наши заседания будут транслировать, люди увидят, чем мы занимаемся. Я считаю, что это очень правильное и своевременное решение.

Будут ли депутаты специально готовиться к прямому эфиру - посещать перед заседаниями салоны красоты, тщательнее разглаживать стрелки на брюках? Светлана Романовская уверена, что в этом нет никакой необходимости.
- Мы на работу ходим как на праздник! - смеется депутат. - Всегда в боевой готовности к прямому эфиру!
Осталось одно - убедить граждан смотреть все то, что происходит в нижней палате. Но вот политолог Марат ШИБУТОВ считает, что особой популярности у передач из мажилиса не будет. В первую очередь трансляции нужны самим депутатам, а не избирателям.
- Наши народные избранники уже много лет ратуют за создание парламентского телеканала, - объясняет эксперт. - Им очень хочется попасть в телевизор, повысить свою значимость... Если честно, у многих складывается впечатление, что для законотворчества достаточно пары департаментов Мин­юста и государственно-правового отдела администрации президента. Я не уверен, что от депутатов вообще есть какая-то польза. Государство тратит в год на парламент порядка 10 миллиардов тенге. Эти деньги можно пустить на экспертизу законов и соцопросы. И тогда качество законопроектов повысится в разы. Ясное дело, что мажилисмены и сенаторы против таких реформ. Поэтому и хотят, чтобы все видели: никто не спит, все работают, о народе думают!
С появлением прямых трансляций граждане смогут наконец узнать, кто именно из депутатов поддерживает повышение пенсионного возраста женщин или урезание декретных выплат. Быть может, под прицелом web-камер у кого-нибудь из голосующих проснется совесть...
- Никакого влияния на голосование прямые эфиры не окажут, - уверен Марат Шибутов. - Это обыч­ная игрушка, особых расходов не требует, почему бы не сделать приятное мажилису? Как говорят в кулуарах, “чем бы депутат ни тешился - лишь бы голосовал правильно”.
Остался лишь один вопрос - будут ли граждане следить за тем, что происходит в стенах мажилиса? Известный блогер Алишер ЕЛИКБАЕВ дает совет, как сделать трансляции мегапопулярными.
- Чтобы эфиры из парламента стали интересными, нашим депутатам надо переодеться в костюмы сенаторов из “Звездных войн”, - предлагает модный пиарщик. - Помните, там был безумно красивый галактический сенат, где выступали представители разных цивилизаций? Уверен, что первые трансляции побьют все рекорды просмотров, “Гангам Стайл” и Джастин Бибер обзавидуются. Да я сам буду это смотреть!

Михаил КОЗАЧКОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

05.06.2013

Поделиться
Класснуть

Свежее