8803

Дознание умножает скорбь, или Почему стражи дорог держат нас за дураков

На днях на проспекте Аль-Фараби в Алматы столкнулись четыре автомобиля. Слава богу, обошлось без жертв и пострадавших. ДТП случилось около семи часов вечера. Жолполовцы приехали через полчаса. Разметили краской на асфальте местоположение всех машин, затем, освобождая проезд, отогнали их на обочину и велели водителям дожидаться дознавателей. Пообещали: мол, скоро будут. Но ведь у нас скоро только сказки с высоких трибун сказываются...
Короче говоря, бравые дорполовские дознаватели пожаловали через... семь с половиной часов! Объяснение такой “оперативности” было простым: у нас всего одна машина для дознавателей отдела дорожной полиции Бостандыкского района.

Слова полицейских лично у меня вызывают недоумение: почему наши славные жолполовцы без колес? Куда девается вся техника, выделяемая правоохранительным органам? Сколько ни выделяй -все как в прорву уходит...
Помнится, весной 2003 года тогдашний аким Алматы Виктор ХРАПУНОВ приобрел за счет городского бюджета два вертолета российского производства Ми-34С для южностоличных полицейских. “Вертушки” обошлись недешево - в 800 тысяч долларов. Для воздушного патрулирования улиц был даже создан авиаотряд из 9 человек под руководством подполковника Кайрата КУАНГАЛИЕВА. Однако запустить геликоптеры в небо так и не удалось. До конца 2003 года ГУВД не могло получить от Комитета гражданской авиации разрешение на осуществление полетов над городом. А в 2004 году эксплуатация вертолетов была прекращена: модель Ми-34С признали “сырой”. Где сейчас эти вертолеты? Почему дорожные полицейские Алматы сегодня патрулируют город на арендованных у департамента по ЧС почтенного возраста Ми-8? И каждый год, как только начинаются облеты, руководство УДП южной столицы (которое, к слову, меняется в последние годы как перчатки) помпезно рапортует о них в прессе. При этом стоимость аренды вертолета у спасателей тщательно скрывается, как, впрочем, и судьба тех храпуновских “вертушек”. Памятуя о предприимчивости (скажем так!) нашего бывшего мэра, я не удивлюсь, если окажется, что опальный ныне Виктор Вячеславович любуется красотами Швейцарии именно с их помощью...
Теперь об автомобилях. Вспомним историю.
12 мая 2006 года Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ, будучи акимом Алматы, вручил полицейским ключи от 39 автомашин Volkswagen Polo стоимостью 99 миллионов тенге.
23 января 2007 года он же пополнил автопарк полицейских еще шестью “ГАЗелями”, шестнадцатью автомобилями “Фольксваген” и двадцатью четырьмя мотоциклами “Ямаха”.
Спустя полгода, в августе 2007-го, уже глава государства подарил алматинским стражам порядка целых 128 новеньких патрульных автомашин, общая стоимость которых составила более 299 млн. тенге. 50 из них были направлены в управление дорожной полиции, столько же - в патрульную службу. Остальные поступили в другие подразделения ДВД города.
4 октября 2008 года нынешний градо­начальник Ахметжан ЕСИМОВ передал людям в погонах 84 авто - Mitsubishi Lancer и Daewoo Nexia, а также автобусы ПАЗ и “ГАЗель”.
Через год, 14 октября 2009-го, очередной вклад в обеспечение правопорядка на улицах Алматы внес президент, пожаловав служивым 103 новых служебных авто. Кстати, на тот момент полицейский автопарк мегаполиса насчитывал 750 машин.
15 мая 2011 года аким Алматы добавил в полицейскую автокопилку 159 новеньких Mitsubishi Lancer, Daewoo Nexia, SsangYong Kyron и “ГАЗелей”. Как сообщили тогда в пресс-службе акимата, автомобили эти предназначены для обеспечения работы сотрудников дорожной, патрульной полиции и дежурных частей ДВД Алматы.
Кстати, тогда начальник отдела агитации, пропаганды и работы со СМИ УДП Алматы майор Еркын УТЕГЕНОВ заявил в интервью казахстанскому дилеру Mitsubishi, что “автомобили этой марки прекрасно себя зарекомендовали - несмотря на то, что патруль в месяц проезжает порядка 5 тысяч километров. Не было еще ни одного случая, чтобы машина подвела”. Спрашивается, если машины не подводят и не ломаются, то почему они так долго едут к месту ДТП? Вопрос, конечно, интересный...
И еще одно любопытное наблюдение. Вы хоть раз видели на алматинских дорогах патрульный SsangYong Kyron? Я видел пару раз только один из них. Он ехал в эскорте какого-то чиновника из Астаны, и, по всей видимости, в нем передвигался тоже не простой сержант дорожно-патрульной службы...
Ну и, наконец, буквально на днях Ахметжан Есимов “подогнал” полисменам 95 новых автомобилей ЗАЗ-Chance казахстанской сборки. Причем они обошлись бюджету гораздо дороже храпуновских Ми-34С - в 1 миллион 287 тысяч долларов. Пресс-служба акимата отрапортовала: большую часть машин заберет себе патрульная служба, а остальные - дорожная полиция.
А теперь вопрос на засыпку: почему же при таком нешуточном автопарке люди, волею судеб попавшие в аварию, ждут гаишных дознавателей до глубокой ночи? Сдается, полицейское начальство прекрасно знает ответ...

Руслан БАХТИГАРЕЕВ,фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

18.07.2013

Поделиться
Класснуть