5959

Обманный курс

В понедельник, 22 июля, ближе к вечеру заработали социальные сети и “сарафанное радио”: “Слух из Астаны. Говорят, завтра доллар будет стоить 200 тенге”. Такие сообщения стали гулять в Фейсбуке и других соцсетях. Ближе к полуночи обменники начали заполняться желающими срочно купить инвалюту. Кое-кто приехал с большими сумками. Утром 23 июля опасения паникеров не оправдались.

Известный экономист и директор центра макроэкономических исследований Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ (на снимке внизу) считает произошедшее в ночь с понедельника на вторник обычной реакцией людей, которые четыре года назад обожглись на молоке и теперь дуют на воду.
- Если бы девальвация действительно планировалась, граждане узнали бы об этом постфактум, как это было во время девальвации 2009 года, - говорит он. - Если появляются скорые слухи о быстрой и резкой смене курса валют, это говорит о том, что девальвации железно не будет. Такие слухи за последние четыре года появляются регулярно - с периодичностью в 3-6 месяцев. Считаю, это очередная волна паники, не более того.
По мнению экономиста, серьезных предпосылок для девальвации нет. В Казахстане золотовалютных резервов достаточно - и они даже растут. Что касается экономичес­ких показателей, в частности платежного баланса, он также положительный. То есть страна продает больше, чем покупает. Да и цена на нефть на мировых рынках держится на достаточно высоком уровне.
Правда, говорит г-н Худайбергенов, есть один факт в пользу девальвации - это состояние реального обменного курса тенге. Он очень близок к тем уровням, которые были накануне девальвации 2009 года. Но на этом могли сказаться “качели” с курсом рубля к доллару.
- Сейчас цены на нефть в пределах 100-110 долларов за баррель, - говорит экономист. - Для Казахстана это хороший уровень. А для России - не очень. При этих ценах платежный баланс в России держится на уровня нуля или может даже уйти в минус. Потому рубль немного ослабился. Но все равно курс держится на уровне 31-33 руб­ля за доллар. А недавно, например, он снова вернулся к курсу 32 рубля за доллар. И это, возможно, многих настораживает. Наблюдая за этой динамикой, некоторые думают, что тенге ждет девальвация. Но по другим показателям предпосылок для девальвации нет. Также надо учесть, что 15 ноября грядет 20-летие тенге. Думаю, власти понимают, что в юбилей девальвация нежелательна.
Как говорит экономист, в стране тенговая масса не такая большая. И если Нацбанк захочет ее всю выкупить, то сможет это сделать, и у банка даже еще останутся доллары. Иными словами, Нацбанк способен отбить любую атаку по девальвации, за исключением того случая, когда она будет необходима из-за давления серьезных экономических факторов. По мнению Худайбергенова, их может быть три. Во-первых, должны упасть цены на нефть, что может повлечь отток капитала из страны. Во-вторых, национальные производители начнут жаловаться, требуя снизить курс тенге для улучшения конкурентоспособности их продукции перед импортом. В-третьих, когда в соседних странах начнется “парад девальваций” (при этом сам Казахстан вряд ли возглавит этот парад).
- В общем, надо смотреть на эти объективные показатели и уже потом делать выводы, - говорит наш спикер. - Пока нет причин подозревать наши власти в планировании девальвации. Но если я вдруг ошибаюсь и правительство все же планирует провести девальвацию - это будет абсолютно неверное решение с учетом обстоятельств момента. Тем более, все движения обменного курса сейчас в пределах коридора: 150 тенге плюс минус 3 процента.

А вот аналитики, опрошенные агентством Интерфакс-Казахстан, говорят, что вполне вероятен сценарий дальнейшего ослаб­ления казахстанской валюты. Но они также не ожидают, что девальвация тенге будет продолжительной, масштабной и резкой.
- По нашим оценкам, курс доллара к тенге в горизонте одного года может вырасти до 155-157, при этом полагаем, что даже на таких уровнях давление на курс будет сохраняться, - заявил специалист аналитического центра АО “Асыл-Инвест” Айвар БАЙКЕНОВ. - Поэтому не исключено, что в дальнейшем курс продолжит расти с прицелом до отметки 160-165. Резкой девальвации мы не ждем, в случае если Нацбанк будет постепенно отпускать курс.
В целом, по мнению эксперта, тенденция занижения курса национальных валют наблюдается в настоящее время на глобальном уровне, и основным мотивом выступает именно обеспечение конкурентоспособности национальной продукции на мировых рынках, то есть искусственное занижение курса через традиционные и нетрадиционные монетарные инструменты направлено на поддержку экспорта той или иной страны.
- Полагаем, что Казахстан в этом случае не должен стать исключением. Отечественная продукция, за исключением сырьевого сектора, испытывает серьезные трудности в рамках Таможенного союза, не говоря уже о глобальных масштабах в свете скорого вступления в ВТО, - говорит аналитик.
По его мнению, ослабление российского рубля в целом обусловлено более мягкой валютной политикой ЦБ РФ в отличие от Нацбанка Казахстана.
- Действующая политика российского регулятора предполагает свободное плавание рубля - при этом плавание это в большей степени одностороннее с оглядкой на бюджет, то есть допускается ослабление курса (растут доходы бюджета), но ограничивается его укрепление. В Казахстане же монетарные власти стремятся сглаживать резкие колебания и обеспечить стабильность курса тенге. В итоге получается: при ухудшении конъюнктуры на глобальных рынках рубль против доллара падает значительно сильнее, чем тенге, - говорит Байкенов.
Он считает, что интеграционные процессы усиливают влияние курса рубля на тенге. Разница в валютной политике центробанков России и Казахстана приводит к тому, что когда рубль, к примеру, падает на 10%, тенге теряет против доллара лишь 1%. В итоге тенге к рублю укрепляется.
- То есть создается некий дисбаланс, от которого в рамках ТС выигрывают российские экспортеры и теряют конкурентоспособность казахстанские производители. Это соответственно приводит к сокращению экспорта и существенному увеличению объемов импорта в Казахстан в рамках ТС. То есть получается, что отечественные производители не только не могут получить долю на рынке соседней страны, но и начинают терять свои позиции на внутреннем рынке. Выход? Валютную политику необходимо сближать, поэтому падение курса рубля к доллару должно сопровождаться пусть и несопоставимым, но существенным ослаб­лением курса тенге к доллару, - считает Байкенов.

Аналитики Halyk Finance не ожидают продолжительную девальвацию.
- Мы ожидаем, что девальвация не будет продолжительной и масштабной, и не ожидаем курс тенге к доллару выше отметки 154 к концу года, - считает старший аналитик департамента исследований Halyk Finance Ерулан МУСТАФИН.

Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

24.07.2013

Поделиться
Класснуть