6155

Материнская плата

Жаннета ЖАЗЫКБАЕВА с Майрой.

Четыре года колонии общего режима получила жительница Шымкента за то, что на протяжении длительного времени подвергала пыткам свою приемную дочь, зараженную ВИЧ

Слезами, проклятиями и истерикой закончился в Шымкенте суд над 52-летней мачехой, истязавшей одну из своих приемных дочерей. Напомним, 5 июня этого года в шымкентский медцентр “Мать и дитя” с многочисленными гематомами, ранами и ожогами поступила 8-летняя девочка. “Мать и дитя” - специализированное медицинское учреждение, где проходят лечение и профилактику дети с ВИЧ-статусом. Центр был создан вскоре после того, как в больницах Южного Казахстана произошло массовое заражение детей ВИЧ (см. “Скандал на крови”, “Вердикт по делу врачей”, “Время” от 21.9.2006 г. и 30.6.2007 г.).

Бывшая воспитанница Сайрамского детского дома Карина (имя ребенка изменено. - З. М.) была одной из первых пациенток центра и наблюдалась у медиков постоянно. Родная мать от Карины отказалась еще в роддоме, и до 2010 года девочка находилась на попечении государства. Когда малышке исполнилось 5 лет, ее удочерила Салтанат (имя изменено. - З. М.). К тому моменту на попечении женщины уже находилась ВИЧ-инфицированная девочка (назовем ее Майрой), которую Салтанат удочерила еще в 2007 году в шестимесячном возрасте. Спустя совсем немного времени в крови Майры был обнаружен ВИЧ. В эксклюзивном интервью нашей газете, данном за несколько дней до начала судебного процесса, Салтанат рассказала о том, что заставило ее тогда принять решение об удочерении второй ВИЧ-позитивной сироты.
- Моя первая дочь Майра из-за своего ДЦП и ВИЧ не могла полноценно общаться со сверстниками, - поясняла Салтанат. - Вот я и решила удочерить Карину. Полагала, что благодаря Карине Майра нач­нет лучше развиваться. Да и мне помощница нужна была. За Майрой ухаживать становилось все сложнее, а Карина могла стать мне подмогой во всем. Однако я просчиталась: кроме бед, эта девчонка нам с Майрой ничего не принесла.
Карина так и не стала для Салтанат родной. Три года, проведенные под одной крышей с этой девочкой, по словам Салтанат, стали для нее и Майры настоящей пыткой. Мачеха убеждена: виной тому несносный характер Карины и ее дурные наклонности.
- Она занималась онанизмом, я пыталась ее отучить от этой заразы, - объясняла Салтанат. - Когда стало ясно, что она неисправима, я решила сдать ее назад в детдом. Карина, узнав об этом, начала заниматься членовредительством, чтобы мне сделать плохо. Синяки себе ставила, болячки расцарапывала до крови, в ванну с хлоркой садилась. Люди думали, что это я ее так мучаю...
Именно в таком - изувеченном - состоянии Карина поступила 5 июня на плановый осмотр в центр “Мать и дитя”. Медики сразу же забили тревогу. В ходе разбирательств стало понятно: виною всех детских слез и страданий стала мачеха. В отношении Салтанат было возбуждено уголовное дело. Следователь Энбекшинского РОВД Шымкента Газиза УНГАРБАЕВА сочла, что 52-летняя подследственная совершила преступление сразу по трем статьям Уголовного кодекса РК: ст. 137 “Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего”, ст. 126 “Незаконное лишение свободы” и ст. 107 п. 2 (а,г) “Истязание несовершеннолетнего лица, находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной и иной зависимости от виновного, с применением пыток”. В первой половине августа дело было передано в суд (см. “Злая добрая мачеха”, “Время” от 8.8.2013 г.).
Две недели председатель Южно-Казахстанского ювенального суда Серикбай ТУЛЕПБЕРГЕНОВ разбирался в тонкостях этой непростой ситуации. Учитывая, что в центре разбирательства оказалась ВИЧ-позитивная девочка, а разглашение ВИЧ-статуса противозаконно, а также то, что в суде рассматривался вопрос об удочерении (что также должно для людей посторонних оставаться тайной), судебные слушания проходили в закрытом режиме. Кроме того, судья Тулепбергенов попросил всех участников процесса до его окончания воздержаться от общения с прессой...
И вот вчера в фойе здания ювенального суда собрались журналисты, с нетерпением ожидавшие решения суда (о дате и времени предполагаемого оглашения приговора репортерам сообщили их инсайдеры). Ближе к полудню из коридоров храма правосудия появились президент общественного фонда “Защита детей от СПИДа” Жаннета ЖАЗЫКБАЕВА и адвокат Катира БЕКБОЛОВА, защищавшие на суде интересы Карины. Обе дамы были немногословны и выглядели несколько подавленными.
- Мы с нею были знакомы, и я никогда бы не могла подумать, что Салтанат окажется за решеткой, - сказала Жазыкбаева. - Тяжело об этом говорить. Пару часов назад она была свободным человеком, а сейчас на нее прямо в зале суда надели наручники. Однако не стоит забывать, какие зверства эта женщина чинила над беспомощной девочкой, которую судьба и без того обидела. Решение суда оспаривать мы не станем.

В телефонном разговоре с корреспондентом “Времени” председатель ювенального суда Серикбай Тулепбергенов пояснил, что при вынесении приговора руководствовался материалами дела и ходатайствами всех сторон процесса. По его словам, гособвинитель прокурор Темирлан ЖУМАНОВ попросил снять с подсудимой обвинение в незаконном лишении свободы и ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, оставив за ней статью “Истязание”. В итоге представитель надзорного органа попросил для Салтанат 5 лет лишения свободы.
- Судом в полном объеме доказаны преступные действия этой женщины, - прокомментировал приговор судья Тулепбергенов. - Руководствуясь буквой закона и внутренними убеждениями, я принял решение дать ей 4 года колонии общего режима. Две ее приемные дочери, которые остались без попечения законного представителя, должны быть переданы под опеку государства.
Вдаваться в моральные аспекты этой истории судья не стал, но поделился своими наблюдениями. По его словам, подсудимая на процессе вела себя порой очень странно. Однако судебно-психиатрическая экспертиза признала Салтанат психически здоровой. К слову, после оглашения приговора женщина устроила истерику, насылая проклятия на всех своих многочисленных недругов. Ее крики были слышны далеко за пределами внутреннего двора ювенального суда, где осужденная ждала конвоя.
В тот же день родственники Салтанат привели ее первую приемную дочь, больную ДЦП, в городской отдел образования. Там они передали 8-летнюю Майру представителям отдела опеки и попечительства. В сопровождении государственных опекунов и сотрудников полиции девочка отправилась в центр “Мать и дитя”, где уже три месяца находится ее сводная сестра Карина. После прохождения соответствующих процедур обе ВИЧ-инфицированные девочки будут определены в детский дом.
Между тем отдел опеки и попечительства два месяца назад подал заявление в суд об аннулировании решения об удочерении Карины Салтанат. Это заявление находится на стадии рассмотрения.
- Вместе с тем, как только приговор в отношении Салтанат вступит в законную силу, а это будет через две недели, мы будем инициировать вопрос об отмене удочерения Салтанат и ее первой падчерицы Майры, - сообщил главный специалист отдела опеки и попечительства горОО Галымжан ЕРИМБЕТ. - Мы уверены, что такая женщина ничего хорошего своим приемным детям дать не может.

“Злая добрая мачеха” ждет своей участи.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент

28.08.2013

Поделиться
Класснуть

Свежее