8252

Автомобиль? Нет, роскошь...

Автомобилисты Казахстана выступают против резкого повышения налога на транс­порт. По этому поводу руководство Независимого автомобильного союза (НАС) на днях обратилось с письмом в мажилис. НАС призывает депутатов тщательно изучить предлагаемые поправки в налоговое законодательство, прежде чем их принимать.

В письме, подписанном председателем НАС Эдуардом ЭДОКОВЫМ (на снимке), приведено много любопытных фактов, которые наверняка будут интересны не только депутатам, но и остальным читателям “Времени”.
Как известно, Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП) предлагает с 1 января 2014 года внести серьезные изменения в налогообложение автотранспорта. В частности, планируется существенно (в 3-4 раза) увеличить налог на автомобили с объемом двигателя от 3001 до 4000 куб. см.
Эдоков, что называется, на пальцах объясняет депутатам, почему в новых поправках нет логики.
В частности, его возмущает, что автомобили с объемом двигателя 3-4 литра вдруг оказались отнесены к предметам роскоши. И это при том, что 86 процентов всех автомобилей, зарегистрированных в нашей стране, старше 7 лет.
Специалисты МЭБП, обосновывая повышение налога, ссылаются на международный опыт и отмечают, что, “к примеру, в Дании при регистрации автомобиля автовладелец оплачивает 105 процентов стоимости машины, а также оплачивает включенный в стоимость бензина акциз”. Эдоков проанализировал эти данные и пришел в выводу, что министерские специалисты смешали в одну кучу датский разовый налог при продаже и ежегодный транспортный налог. И при этом скромно умолчали, что в Дании уровень жизни - один из самых высоких в Европе, одни из самых высоких зарплат, медицина и образование бесплатные, а дорожная сеть, система общественного транспорта, а также развитие альтернативной инфраструктуры (пешеходные и велодорожки) обустроены на высочайшем уровне. Более того, Эдоков считает, что министерские “специалисты”, наверное, даже не подозревают, что в Дании регулярный транспортный налог оплачивается в зависимости от потребления топлива и уровня экологических выбросов автотранспорта и никаким образом не привязан к объему двигателя.
По данным МЭБП, “помимо высоких налогов на автомобили в развитых странах Европы владельцы транспорта несут значительные расходы на покупку бензина, цена которого минимум в 2 раза выше, чем в Казахстане”. Эдуард не поленился - посчитал цену литра бензина относительно средней зарплаты и получил совершенно противоположные результаты (см. таблицу 1).
Далее Эдоков приводит данные о том, что налог на 4-литровый автомобиль в Германии составляет около 400-450 евро, а родное Минэкономики предлагает с 2014 года ввести в Казахстане налог в размере примерно 120 тыс. тенге, или около 600 евро! При этом автор напоминает о качестве казахстанского бензина, которое значительно ниже европейского. Так, по оценкам International Fuel Quality Center (Международный центр качества топлива, www.ifqc.org), в 2012 году наша страна по качеству бензина занимала 92-е место из 100.
“А если принять во внимание уровень автомобилизации, техническое состояние автомобилей и качество немецких дорог, то рабочей группе из МЭБП необходимо срочно разработать законопроект, по которому надо ежегодно приплачивать казахстанским автомобилистам за разбитые дороги и отвратительное топливо!” - считает глава НАС. Упоминает Эдоков и Японию, на опыт которой также ссылаются в МЭБП. В Стране восходящего солнца, указывает автор послания парламентариям, ВВП на душу населения в 4 раза, а средняя зарплата почти в 5 раз больше, чем в Казахстане. При этом ежегодный налог на автомобиль с объемом 4 литра составляет 66 500 иен, или около 104 тыс. тенге, а если автомобиль оформлен на компанию - 20 500 иен, или 32 тыс. тенге (см. таблицу 2).
Как считает Эдоков, эти цифры очень наглядно демонстрируют явное намерение МЭБП взвалить на плечи 100 тыс. казахстанских автомобилистов - представителей среднего класса - непомерную ношу. Если данный налог одобрит парламент, то казахстанцы, по мнению главы НАС, окажутся “впереди планеты всей”, платя транспортный налог в 5 раз больше, чем в Японии, в 7 раз больше, чем в Германии, и в 12 раз выше, чем в Велико­британии!
“И какую же своеобразную логику нужно иметь министерским разработчикам, чтобы “с целью уменьшения дисбаланса в 10 раз” предложить установить дисбаланс в 11 раз! Именно такая разница будет между налогом на 2,5-литровый (налог 6 МРП) и 3,5-литровый (66 МРП) автомобили!” - пишет главный защитник автомобилистов Казахстана.
Припоминает Эдуард и намерение чиновников привязать повышение налога к экологическим требованиям (“чем больше загрязняешь, тем больше платишь”). Эдоков называет это абсурдом и сравнивает уровни выбросов некоторых популярных автомобилей с размером налога (см. таблицу 3).
Резюмируя свое обращение к парламентариям, глава НАС пишет: “Подобными предложениями чиновники МЭБП грубо нарушают один из основных принципов налогообложения в Казахстане, закрепленный в 4-й статье Налогового кодекса, -
его справедливость! Министерство демонстрирует пренебрежение интересами нарождающегося среднего класса страны, показывает низкий уровень профессиональной подготовки разработчиков законопроекта и совершенное безразличие к возможным последствиям от увеличения налогов. Вместо совершенствования налоговой дисциплины и повышения уровня собираемости налогов, то есть повышения эффективности и качества работы государственных структур, МЭБП пытается переложить проблемы наполнения казны на плечи простых казахстанцев!
Мы убеждены, что (...) резкое и необоснованное повышение налогов (...) может нанести сильный удар по среднему классу, вызвать падение авторитета властей, усилить социальную напряженность в стране”.

Виктор БУРДИН, фото Владимира Третьякова, Алматы

25.09.2013

Поделиться
Класснуть