6505

Спикер Нигматулин - министру Досаеву: Не усложняй!

О том, как фракция парламентского большинства правительству тормоза выписала

Вчера на собрании парламентской фракции партии “Нур Отан” (как известно, доминирующей в законодательном органе страны) депутаты мажилиса отклонили подготовленный Министерством экономики и бюджетного планирования законопроект о реформе налогообложения имущества граждан. Глава фракции и спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН (на снимке справа) под аплодисменты коллег раскритиковал ведомство Ерболата ДОСАЕВА (на снимке слева) за антисоциальный проект и представил предложения партии власти, направленные на то, чтобы переместить основное налоговое бремя на плечи богачей.

Тяжелый день выдался вчера у молодого министра. На собрании фракции депутаты сначала вдоволь выплеснули на него критику из-за непопулярных в обществе налоговых предложений, а затем и вовсе завернули их.
Нурлан Нигматулин возмутился тем, что правительство, предлагая повысить налог на автотранспорт, не учитывает ни возраст, ни износ машин. Более того, отметил спикер, абсолютно не предусмотрено повышение налогов на автомобили с объемом движка более четырех литров.
- К примеру, на автомобиль Maserati стоимостью полтора миллиона евро с объемом двигателя 6 тысяч кубических сантиметров налог будет такой же, как на Toyota Prada 10-летней давности с объемом двигателя 4 литра! Налицо полное отсутствие логики! - воскликнул Нигматулин.
(В этот момент мажилисмены в поддержку своего председателя дружно зацокали языками, приговаривая “ужас!”.)
Депутаты предлагают для автомобилей с объемом движка от 4 до 5 литров ввести налоговую ставку в сумме до 130 месячных расчетных показателей (напомним, что сейчас 1 МРП равен 1731 тенге, но с нового года, исходя из практики, наверняка повысится. - Ред.), а для автомобилей, чей объем двигателя выше 5 литров, - до 200 МРП. Такой подход, отметил Нигматулин, будет более эффективным в части пополнения бюджета, нежели меры, предложенные правительством.
- А чтобы не ущемить интересы простых граждан, мы предлагаем все новые ставки налогов применять к автомобилям, приобретенным с 1 января 2014 года. Подойдя к автосалону, человек задумается, покупать ли ему дорогой автомобиль с большим объемом двигателя, - пояснил Нигматулин.
Дальше - больше: глава депкорпуса обвинил правительство в том, что оно проигнорировало принципы социальной справедливости при увеличении налогов на жилье! Мажилисмены категорически не согласны с идеей ввести повышающий тройной коэффициент на квартиры и дома площадью более 150 и 300 “квадратов” соответственно. Как отметил Нурлан Нигматулин, правительство в своих расчетах не учло реальную стоимость жилья - вот и получается, что владелец дома площадью 350 квадратных метров и хозяин владения, раскинувшегося на 3500 “квад­ратах”, заплатят одинаково! Если элитные хоромы стоят 1 миллион долларов, то и налог на них должен быть выше, отметил спикер.
- Мы не можем принять пакет поправок по транспортному налогу и налогу на жилье, потому что предложенный правительством подход не учитывает поручение президента, данное им в послании 2008 года, - подытоживая сказанное, подчеркнул он. - Была поставлена четкая задача: при формировании Налогового кодекса вводить косвенные налоги на предметы роскоши, элитную недвижимость и дорогие автомобили, а не перекладывать все это на средний класс! Мы считаем, что правительственные поправки в Налоговый кодекс должны быть изменены именно с учетом поручений главы государства. Изменены они должны быть на принципах в первую очередь социальной справедливости и дифференцированного подхода при увеличении налога на транспорт и жилье. Это и есть так называемый налог на роскошь. Наша позиция в этом вопросе будет предельно ясна: платить больше налогов должны прежде всего те, кто имеет роскошный автомобиль, кто имеет элитное жилье. И правительство должно внести не имитирующий, а реальный налог на роскошь!
Поэтому я от имени фракции передаю вам, - обратился Нигматулин к заметно поникшему Ерболату Досаеву, - пакет предложений по этим двум спорным моментам.
(В зале ответом спикеру стали бурные аплодисменты, выкрики из зала “правильно!”, “точно!”.)
Видимо, теперь все предстоящие выходные разработчики законопроекта вместе с членами рабочей группы мажилиса будут корпеть над предложениями парламентариев, чтобы в понедельник, 7 октября, рассмотреть их на расширенном заседании комитета мажилиса по бюджету и финансам. А 9 октября законопроект обсудят на пленарке мажилиса.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

Кстати

Парламентская фракция “Народные коммунисты” намерена голосовать против правительственного варианта законопроекта о введении налога на роскошь.
- Я, конечно, против буду голосовать. Общее настроение такое: мы не будем поддерживать, - сказал вчера агентству глава фракции, депутат мажилиса Владислав КОСАРЕВ. - Правительственный вариант изменения налогового режима приведет к непониманию обществом политики правительства и не найдет поддержки... Разработчики не понимают совершенно прозрачной и явной вещи: любое ухудшение экономического положения высокообеспеченных людей все равно перейдет на плечи простых людей. Правительство должно понимать, что, увеличивая налоги на богатых, они тем самым приводят к ухудшению материального состояния среднего класса и бедных людей. Этого допустить нельзя.
По мнению товарища Косарева, увеличивать доходную часть бюджета надо не такого рода налогами, а через рост занятости населения, наращивание производства, решение проблем самозанятых.
Ранее против предлагаемого Минэкономики налогообложения личного автотранспорта граждан и жилой недвижимости высказался и лидер парламентской фракции партии “Ак жол” Азат ПЕРУАШЕВ. По его мнению, не следует обогащать госказну за счет среднего класса, ее нужно пополнять за счет миллионеров и олигархов, которые имеют недвижимость за рубежом.

По сообщениям Интерфакс-Казахстан

05.10.2013

Поделиться
Класснуть